Кузнецова Татьяна
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи
«Формирование звуковой стороны речи
у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: развивать внимание детей к речи окружающих, приучать их обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста.
Что неверно?
Предварительно воспитатель разъясняет значение отдельно слов: комбайн, косари. Детям дважды читают стихотворение «Верно ли это?» предлагают найти несоответствие в некоторых фразах.
Это верно или нет,
Что, как сажа, черен снег?
Сахар — горек,
Уголь — бел,
Ну а трус, как заяц, смел?
Что комбайн не жнет пшеницы?
упряжке ходят птицы?
Что летать умеет рак,
А медведь — плясать мастак?
Что растут на вербе груши?
Что киты живут на суше?
Что с зари и до зари
Сосны валят косари?
Ну, а белки любят шишки,
А лентяи любят труд.
А девчонки и мальчишки
В рот пирожных не берут?
Пер. с болгар. (Л. Станчев, И. Мазнина)
Если дети назовут не все ошибки, то воспитатель читает стихотворение еще раз, предлагая слушать внимательнее.
Клички животных
Воспитатель предварительно обсуждает с детьми, какие клички можно дать кошке, собаке, курам, коровам, козлу. Объясняет, что курицу можно назвать «Хохлаткой».
Затем предлагает детям послушать стихотворение, а потом сказать, правильно ли названы клички животных.
Жили-были Дед и баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А Хохлаткою они
Звали жеребенка.
А еще была у них
Курица Буренка.
А еще у них была
Собачонка Мурка,
А еще — два козла — Сивка да Бурка!
(Ю. Черных)
Если дети затрудняются найти все несоответствия, имеющиеся в стихотворении, то воспитатель задает вопросы: «Можно кошку назвать Жучкой? Кого можно так называть? Можно курицу назвать Буренкой?» И т. д.
Может так быть или нет?
Педагог читает детям приведенные ниже отрывки из стихотворений «Радость» и «Путаница» К. И. Чуковского, спрашивает: «Может так быть или нет?» Предлагает дать правильный ответ.
Рады, рады, рады
Светлые березы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Темные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
То не дождь пошел из облака
И не град,
То посыпался из облака
Виноград.
И вороны над полями
Вдруг запели соловьями.
И ручьи из-под земли
Сладким медом потекли.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит.
Правда или нет?
Воспитатель дважды читает стихотворение «Правда или нет» и предлагает детям ответить, что в этом стихотворении не соответствует действительности и как должно быть на самом деле.
Кто подскажет мне ответ?
Это правда или нет,
Что из всех лесных зверей
Всех ленивей — муравей?
Это правда или нет,
Что, почуяв зайца след,
Волк от страха без оглядки
Мчится прочь во все лопатки?
Это правда или нет,
Что съедает на обед
Мышь, помимо разных крошек,
Двух котов и восемь кошек?.
Эго правда или нет,
Что в неправде правды нет?
(А. Дуйсенбиев Пер. с казах. И. Мазнина)
Цель приведенных ниже упражнений — развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с — з, с — ц, ш — ж ч — щ, с — ш, з — ж, ц — ч, с — щ, л — р, правильно выделять во фразах нужные слова.
Найди и назови нужное слово
Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.
C
Папа купил Лене санки.
По дороге движется автобус.
Весной оживает природа.
Домик над рекою,
Светлой полосою
В окнах огонек.
На воду он лег.
(А. Плещеев. «На берегу»)
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под ее ногами.
(И. Токмакова. «Весна»)
З
На двери висит замок.
Лиде подарили хрустальную вазу.
На небе появились грозовые тучи.
Завязали Катеньке
Шарфик полосатенький.
(3. Александрова. «Катя в яслях»)
Почему собака лает
На того, кого не знает?
Потому она и лает -
Познакомиться желает.
(А. Власов. «Почему?»)
Ц
На клумбе растут цветы.
Заяц спрятался в кустах.
К рубашке пришили пуговицу.
Мы приехали сюда,
Ходим за цветами.
Солнце, воздух и вода
На прогулках с нами.
(3. Александрова. «Ветер на речке»)
Ш
У Тамары новая шуба.
В ванне не работает душ.
Кошка любит сметану.
Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
(А. Блок. «Ветхая избушка»)
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
(К. Чуковский. «Мойдодыр»)