Папки-передвижки

Конспект занятия по ручному труду «Изготовление куклы «Пеленашка»

Анна Алфёрова
Конспект занятия по ручному труду «Изготовление куклы «Пеленашка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по ручному труду в подготовительной группе

изготовление куклы «Пеленашки», «Кувадки».

Цели:

1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.

2. Учить мастерить куклу «Пеленашку», «Кувадку» из лоскутков ткани, по выбору.

3. Приобщать детей к русским народным традициям.

4. Активизировать словарный запас дошкольников.

Публикация «Конспект занятия по ручному труду „Изготовление куклы „Пеленашка“» размещена в разделах

5. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, настойчивость в достижении цели, уважительное отношение друг к другу, к русской культуре.

Предварительная работа:

- создание мини-музея кукол

- разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»;

- игры с куклами;

- беседа о старинных русских именах;

- рассматривание русского национального костюма;

- знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.

Оборудование и материалы:

- мини-музей народных кукол (из сена, соломы, ниток, ткани)

- сундук (с лоскутками);

- на столах подносы с лоскутками ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка кукле, цветная прямоугольной формы для одеяла, ленты для завязок);

1. Беседа воспитателя с детьми:

- Ребята, что это такое….(удивленно)

- Хотите узнать, что там лежит? …

- Но чтобы узнать, нам надо сказать волшебное заклинание….

- Какие заклинания вы знаете из сказок?. (*Сундучок, сундучок, открывай-ка свой бочок*….

- Ребята, что же это? (лоскутки)

- А для чего они нужны? Что можно из них сделать?

- А хотите узнать, что еще можно сделать из этой ткани?

Проходим к мини- музею (там выставлены куклы)

- Ребята, я вас приглашаю в мини – музей кукол…

- Вам нравятся эти куклы?

- Как вы думаете, эти куклы старинные или современные?

- Почему вы думаете, что это старинные куклы?

- Действительно, эти куклы старинные. В такие куклы играли бабушки ваших бабушек. Они делали их сами.

- Посмотрите, во что они одеты? Из чего они сделаны?

- Да, они сделаны из ниток, из простых лоскутков ткани, из соломы и даже из деревянной ложки ….

-А почему эти куклы безлики, у них нет глаз, носа, рта?

Безликими их делали специально. Считали, что в таких кукол не могут вселиться злые силы и навредить. Безликая кукла всегда добрая. Она имеет оберегающую, защитную силу. Ее можно взять, когда вы идете спать или играть….

- Этих кукол называли оберегами.

- Что означает оберег?

Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого.

В нашем мини-музее есть не все народные куклы… Подойдите ко мне…

- Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек,

- Как называется эта кукла? Как вы думаете?

Раньше новорождённых детей плотно- плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.

- А называли эту куклу Пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу так называли?

- А как называются эти куклы?

Это куклы-кувадки. Это одна из первых кукол, которая встречает ребёнка при рождении. Эти куклы помогали отвлечь нечистую силу от матери и новорождённого ребёнка.

- Хотели бы вы поиграть с такими куклами?

А где же можно взять таких кукол? В магазине можно их купить?

- А хотите научиться их делать своими руками?

- Тогда подходите вот сюда, к этому столу и я научу вас делать куклу Пеленашку.

2. Объяснение предстоящей работы:

- Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

- Скручиваем его трубочкой. Потом берём нитки и перевязываем-

получается головка.

- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

- Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле, завязываем.

- Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

- Кладём Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

- У нас есть ещё атласная лента, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

(читаем схему)

- А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка? (скрутить лоскут ткани)

- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

- Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)

- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а может быть, вы решите её подарить какому- нибудь малышу как оберег.

-А теперь я хочу с вами поиграть….

Игра называется *Разбери куклу*

Показываю готовую куклу…вместе с детьми начинаем ее разбирать, после читаем схему с конца.

- Вы сами можете выбрать, какую куклу вам делать…

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

3. Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку».

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт, Пальчики опускаем вниз,

закрывая ладошку и вновь поднимаем.

Выше бережка головушку несёт, Сжимаем пальцы в щепоть.

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в

Сторону — слева направо обратно.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.

Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и

Сжимаем пальцы в кулачки.

-Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

(Дети подходят к столам и выбирают)

4. Практическая работа детей. Звучит народная музыка.

5. По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них.

- Как зовут твою куклу?

- Как ты её делал?

-Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?

- Как ты с ней будешь играть? Или кому ты её подаришь?

- Где таких кукол мы можем встретить сейчас?

- Наши бабушки любили играть не только в куклы, но и рассказывать сказки, разговаривать и водили хороводы….

На завалинке, в светёлке

Иль на бревнышках, каких,

Собирались посиделки пожилых и молодых

При лучине все сидели

Иль под светлый небосвод;

Говорили, песни пели да водили …

-Хоровод,- подсказывают дети.

-Давайте и мы поведём хоровод.

6. Все встают в круг и водят хоровод: «Во поле берёза стояла».

Воспитатель: Где мы с вами побывали?

- Вам понравилось в музее кукол?

- Что вы узнали здесь нового, интересного?

- Чему вы научились в музее кукол?

- Как называются эти куклы? (пеленашка, кувадка, зерновушка, столбушка, крупеничка…Это куклы-обереги).

- Где таких кукол мы можем встретить сейчас?

- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. Вы можете с ними поиграть или подарить тем, кому задумали.

Публикации по теме:

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательно деятельности и ручному труду «Люблю тебя, моя Россия!» Конспект открытого интегрированного занятия по познавательно деятельности и ручному труду в средней группе: «Люблю тебя, моя Россия.

Конспект комплексного занятия по аппликации и ручному труду «Мешочки для секретов» «Мешочки для секретов» ЦЕЛЬ: учить детей 6 лет делать аппликацию из ткани, подбирать цвета в зависимости от образа (цветок из разноцветных.

Конспект занятия по художественному ручному труду «Фонарик на елку»Конспект занятия по художественному ручному труду «Фонарик на елку» Цели: Закрепить умение делить лист бумаги на две части. Совершенствовать умение работать с бумагой. Закреплять умение создавать из бумаги.

Конспект занятия по ручному труду в средней группе «Подарок маме» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РУЧНОМУ ТРУДУ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ПОДАРОК МАМЕ» Цель: развитие конструктивной деятельности. Задачи: обучающая – формировать.

Конспект занятия по ручному труду в старшей группе «Изготовление куклы-масленки» Задачи: Образовательные: Учить мастерить куклу-масленку из лоскутков ткани. Продолжать знакомить детей с русскими народными традициями,.

Конспект занятия по ручному труду в старшей группе «Маска Козочка» (из бросового материала) Задачи: Образовательные: Учить мастерить маску из бросового материала Обогащать знания детей по теме Новый год! Закреплять навык вырезания.

Конспект занятия по ручному труду в старшей группе МБДОУ №40 «Рамка для фотографий» Задачи: - расширять представления детей о разнообразии изготовления рамок из бросового материала; -совершенствовать умения детей в работе.

Конспект занятия по ручному труду во второй младшей группе «Зимующие птицы»Конспект занятия по ручному труду во второй младшей группе «Зимующие птицы» Цель: вызвать желание вылепить зимующих птиц. Задачи: -формировать умение лепить птицу из двух деталей; - расширять представления детей.

Конспект занятия в старшей группе по ручному труду. Тема: «Подарок маме».Конспект занятия в старшей группе по ручному труду. Тема: «Подарок маме». Программные задачи :Побуждать делать приятное родным и близким. Учить преподносить подарки. Упражнять в складывании элемента капля из бумаги.

Конспект занятия по ручному труду в средней группе «Поварята» Конспект занятия по ручному труду в средней группе детского сада Тема: «ПОВАРЯТА» Задачи: 1. Познакомить детей с трудом повара – кондитера,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ручному труду «Изготовление куклы «Пеленашка»
Опубликовано: 21 июня 2017 в 09:19
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ручному труду «Изготовление куклы «Пеленашка»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Алфёрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД