Голубева Наталья Михайловна
«Путешествие в зимний лес». Конспект занятия по риторике в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по риторике "Путешествие в зимний лес" в подготовительной группе.
Цель:
-Закрепление знаний детей о русских сказках.
-Формировать коммуникативные навыки.
Задачи:
Образовательные: Совершенствовать у детей умение выразительно рассказывать, внимательно слушать других; Развивать речь детей, внимание, мышление, память дидактической игре «Я назову, а вы продолжите:» Закрепить знание героев сказки «Репка», «Колобок» и упражнять в умении воспроизводить последовательность действий героев по порядку. Составлять целое из 4-6 частей и называть героя из какой сказки, научить детей видеть целостный образ. Учить связно, последовательно рассказывать знакомую сказку «Теремок», опираясь на карточки, согласовывать прилагательные с существительными в роде; Развивать творческое воображение, фантазию, креативное мышление.
Развивающие: Развивать речевую и познавательную активность детей, умения сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения; Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству; воспитывать проявление добрых чувств по отношению друг к другу; формировать художественный вкус; воспитывать уважение к книге.
Предварительная работа:
-Чтение русских народных сказок.
-Рассматривание иллюстрации.
Методы и приемы:
- Беседа;
- Ответы на вопросы;
- Обращение к опыту детей;
Наглядные
- Демонстрация, рассматривание иллюстраций.
Практические:
-Решение проблемной ситуации;
- Поисковые действия;
- Пересказ сказки;
- Физминутка;
Ход организованной учебной деятельности
Логопед:
– Сегодня мы вместе с мальчиком Риториком отправимся в путешествие в зимний лес. Но перед тем как отправляться, давайте решим, как нужно одеться, собираясь в зимний лес. (Ответы детей)
– Почему так нужно одеваться?
– Когда придём в лес, как будем себя вести? Мы в лесу – гости, а хозяева леса – звери и птицы. Чтобы их не напугать, нужно проявить вежливость по отношению к ним: вести себя тихо, не кричать, не сориться.
(Приложение-презентация).
- В волшебном дубе должно открыться дупло, через которое мы с вами попадём в волшебный лес, но для этого нужно произнести волшебное заклинание, но какое, я не знаю. Поможет нам Риторик.
- Тук-тук-тук-раздаётся громкий стук
Ри-ри-ри- дверь скорее отвори!
– Ничего не получается, почему, как вы думаете? Может быть, мы что-то не так сказали? Когда выражаем просьбу, какие слова при этом не забываем говорить?
(Варианты ответов детей)
– Попробуем иначе произнести волшебные слова
Ры-ры-ры-будьте к нам вы так добры,
Ти-ти-ти- разрешите нам войти.
(Появляется картинка дуба с дуплом, включается фонограмма звуков леса, открывается доска с изображением зимнего леса.)
– Давайте пройдёмся по зимнему лесу, послушаем звуки леса, подышим лесным воздухом. Перед нами растет ель, а на ней растут шишки.
Дыхательное упражнение “Достань шишки ”
– Ребята. Представьте, что мы находимся около ели. Высоко на ветках висят красивые шишки, которые мы хотим сорвать. Встаньте прямо. Делаем вдох через нос, поднимаем руки вверх, хорошенько потягиваемся, встаём на носочки, пытаясь достать шишку. Затем опускаем руки и встаём на всю ступню – выдох. На выдохе говорим “ух”. Повторить 3 раза. Последний раз дотянуться до шишки и представить, что сорвали шишку.
– Что помогло нам попасть в сказочный лес? (вежливое обращение). Кто может повторить вежливые слова, которые мы произнесли. Давайте сегодня поговорим о вежливости. Зачем нужно быть вежливым?
- Молодцы, ребята. Садитесь на свои стульчики. Какое у Вас настроение? А вот кое у кого настроение плохое, потому что с ним произошла неприятная история. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать и поймете, с кем приключилась неприятность.
(таблица мнемотехники: Шуба, иголки, волки, колючий шар, глаза, ноги)
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно.
(Ежик)
– Чтобы не заблудиться в лесу и продолжить путешествие, нужно найти в лесу дорогу. А на помощь к нам придет ежик. Ежик очень рад вас видеть в лесу. И ежик хочет, чтобы встали парами и поиграли. Но прежде, я хотела бы спросить у вас. Если бы вам пришлось обратиться с просьбой, какие вежливые слова вы бы использовали? (Слова приветствия –здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, вежливое обращение скажите пожалуйста. Помогите пожалуйста найти дорогу, будьте так любезны. Подскажите пожалуйста, извините пожалуйста, вы не могли бы.
- А хотите узнать, что ответил еж?
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рад вас видеть. Чтобы не заблудиться в нашем волшебном лесу, вам нужно идти по тропинке и никуда не сворачивать.
Разыгрывание диалога в парах
– А как бы вы повели себя в данной ситуации?
– Если бы вам пришлось обратиться с просьбой, какие вежливые слова при этом вы бы использовали? (Слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, день, вечер; вежливое обращение: будьте добры, скажите пожалуйста, помогите пожалуйста найти дорогу, будьте так любезны, подскажите пожалуйста, извините пожалуйста, вы не могли бы нам помочь)
Дети делятся на пары.
– Ребята, представьте, что один из вас – Ежик, другой – Заяц. Решите, кто из вас кем будет. Зайчику нужно найти дорогу. С какими словами он обратится к Ежику?
- Что ответит Ежик?
Физминутка
Идём по тропинке друг за другом под фонограмму звуков леса. Собираем грибы и ягоды.
По тропинке в лес пойдём,
И грибов мы наберём.
Раз – грибок, два – грибок
Мы положим в кузовок.
Анализ диалогов.
- Что же помогло найти общий язык Ежику и Зайчику? (Вежливые слова)
– Как вы думаете, хорошо или плохо быть вежливым? Почему хорошо?
(Когда мы вежливы, нам легко понять друг друга, легко договориться, можно играть, не ссорясь, не отнимая друг у друга игрушки, нам легко общаться.
Работа с текстом.
– Как вы думаете, всегда ли нужно быть вежливым?
- А вы знаете, что вежливость даже может спасти жизнь.
В нашем волшебном лесу живёт зайчик. И вот однажды с ним приключилась очень интересная история.
Однажды заяц, наевшись капусты на крестьянском огороде, собрался домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось украсть курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна. У зайца дрогнуло сердце. Бежать – но куда?Заяц опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там его поджидала другая грозная опасность, – в пещере поселилась змея.
Заяц был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается.
“Нужно поздороваться, – подумал он, – но с кем? С пещерой, конечно!”
И, присев на задние лапки, заяц сказал:
– Здравствуй, добрая пещера! Разреши мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась змея, услышав голос зайца. Она очень любила зайчатинку.
– Входи, входи!- ответила она, желая обмануть зайца. Но заяц по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
– Простите, что я побеспокоил вас, - сказал он. – Я совсем забыл, что меня ждёт зайчиха! До свидания!- и бросился бежать со всех ног.
Прибежал заяц в свою норку и подумал о том, что вежливость ещё никому никогда не повредила.
Змея же свернулась в клубок и проворчала:
– Лучше бы я ему не отвечала! Ох, уж эти мне вежливые зайцы! Нужно же было ему просить разрешения войти!
Логопед: Что помогло зайчику спастись? Какие вежливые слова помогли зайцу спастись?
– Всегда ли нужно быть вежливым?
Даже в трудных, опасных ситуациях нужно оставаться вежливыми.
Минисценки.
- Скажу вам по секрету, что в волшебном лесу все звери вежливые. Давайте посмотрим и послушаем, как они между собой общаются.
Разыгрывание заранее подготовленных диалогов детьми.
– Эй, привет соседка мышка!
Может, в гости пригласишь?
– Извини, голубчик кот,
Очень узкий в норку вход!
– Хочешь, белка, на тележке
Подвезём твои орешки?
– Ну, конечно же, спасибо!
Вы мне очень помогли бы.
– Дайте капусты кочанчик другой!
– Разве так просят? Подумай, косой!
– Дайте, пожалуйста, вспомнил зайчишка. -
И, если можно, с большой кочерыжкой.
– Вот молодец, ему лапу пожали
И самых вкусных кочанчиков дали…
А сейчас давайте опишем ежика и зайчика (по мнемосхеме)
Итог занятия
– Как вы думаете, разговор о вежливости, который сегодня состоялся, нужен детям?
– Для чего нужно быть вежливым?
– Нам пора возвращаться из волшебного леса. Мы сегодня увидели и услышали там много интересного.