Светлана Безрукова
Конспект по рисованию в средней группе с применением ЦОР «Как у наших у ворот» (знакомство с дымковской игрушкой)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомить с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента;
Учить расписывать игрушки дымковскими узорами, рисовать круги, наносить точки.
Публикация «Конспект по рисованию в средней группе с применением ЦОР „Как у наших у ворот“ (знакомство с дымковской игрушкой)» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Дымковские игрушки. Рисование, роспись
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
– Развивать у детей эстетическое восприятие, творческое воображение, чувство цвета.
– Воспитывать на народных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразрывно от народной музыки, народного творчества.
– Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Оборудование: иллюстрации дымковской игрушки, росписи промыслов различных мастеров, образцы росписей дымковской игрушки, компьютер, мультимедийный проектор, аудиозапись, ложки, дымковские игрушки, презентация.
Ход занятия:
Группа оформлена в виде ярмарки дымковских игрушек. В углу стоит плетень со скамейками. Воспитатель в русском народном костюме.
Воспитатель: Ребята. Мы сегодня отправимся в село наших предков- славян. А дорогу нам укажет путеводный клубок. Дети под русскую народную музыку, держась за нить, проходят в группу и садятся на скамейки у забора с подсолнухами.
Воспитатель:
Как у наших у ворот
собирается народ.
Будем песни петь, плясать,
сказки сказывать, играть.
Дети играют ложками под народную музыку «Как у наших у ворот»
Воспитатель:
Эй, чесные господа,
К нам пожалуйте сюда
Проходите, размещайтесь
И услышать все старайтесь
Хочу я вам сказку рассказать, да о старых временах поведать. Давно ль это было или недавно. Так ли это было или не так- теперь никто уже вам не скажет. На случилось все не далеко от города Вятка. Ехал как-то раз молодой купец на зимнюю ярмарку, товар вез. Ехал через зимний лес, по заснеженной дороге. Глядь, а впереди раскинулось заречное незнакомое село. Дома ладные, рубленные, а над каждой крышей струится из труб голубой дым. Высоко поднимается в синее морозное небо. Все село дымкой окутано. Подъехал ближе, постучался в первый дом и попросился на постой. Самому отдохнуть да коней накормить. Пустили его. Зашел он в избу и ахнул. Уж не в сказку ли он попал? На столе, на лавках, возле печки стояли красочные глиняные игрушки. Тут и кони, и барышни с кавалерами, и птицы чудные, бараны в штанишках, даже печки- одна с Емелей, а другая с козлятами,
и все это настоящее чудо. (показ) Сидят в избе мужики да бабы, а рядом горшок с мягкой глиной и так ловко они игрушки лепят, загляденье. Из небольшого шарика с отверстиями свистулька превращается то в уточку, то в петушка, то в конька.
Как игрушки подсохнут, так их в печь отправляют, на обжиг. Топится печь, а из трубы дым идет.
- Так вот откуда столько дыма из печных труб, - подумал купец, - не село, а сплошная дымка!
Вот поэтому и назвали это село Дымково.
Деревня Дымково
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Из печи выходят фигурки закаленые, крепкие. Их белят мелом. Разведенном на молоке, затем начинают расписывать. И выходят у мастера из- под кисточки узоры разные: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки (показ элементов). Все на своем месте и все горят ярко- ярко. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие- весело, как в хороводе.
У этого оленя золотые рога.
Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень.
Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Даже кони приобрели яркий наряд.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Красота, да и только! Дивится купец.
- Сколько не езжу по свету, - говорит купец, - такой красоты нигде не видывал, кланяюсь вам в пояс за ваш талант, мастера.
- Вот только зачем вам столько игрушек? - спрашивает заезжий гость. - Кто в них играть будет?
Да мы тоже на ярмарку собираемся, - отвечают хозяева. - Краше дымковских игрушек в наших краях не найдешь. Самые любимые из них – это свистульки. Все посетители ярмарки от мала до велика, считают своим долгом посвистеть в глиняную свистульку. Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей
Воспитатель демонстрирует игрушки.
Вятка вздрогнула от свиста,
Всяк свисток к губам прижал.
И пошла базаром сказка –
Родился в веселый час
Вятский праздник – “Свистопляска”,
Город весь пустился в пляс!
Вот и мы будем петь, плясать, да игрушки продавать.
Вот как заведем сейчас хоровод.
Дети с воспитателем заводят хоровод «Ложки»
Хотелось бы и мне попасть на эту ярмарку, чтобы и у меня были расписные кони в яблоках. - говорит купец.
Воспитатель: А вы ребята?
Организуется ярмарка дымковских игрушек. Звучит музыка «Светит месяц».
Воспитатель:
Эй, честные господа
к нам пожалуйте сюда.
Как у нас ли тары- бары
всяки разные товары.
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите!
Дети проходят, рассматривают дымковские игрушки и описывают игрушку вместе с воспитателем :
Воспитатель: Нравятся ли вам эти игрушки? Какая больше всего? Почему? Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек?
Дети: округлая форма, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы кольца.
Проводится беседа об элементах дымковских узоров, их цветовом решении. Беседа сопровождается демонстрацией дымковских игрушек, фотографий, слайд, таблиц.
– Много разнообразных узоров дымковской росписи.
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель: Какие цвета любят мастера Дымково?
Дети: Яркие нарядные: красный, алый, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Дети, а вы хотите научиться этому ремеслу?
Дети: да.
Воспитатель: Тогда проходите все в мастерскую. Здесь у вас свое рабочее место и инструменты, которыми вы будете работать. Приступим к украшению дымковского коня. Сначала поролоновым тычком нанесём по всей фигурке коня большие кружочки. Цвет можно выбрать любой из яркой дымковской палитры. Теперь среди больших кружков ватной палочкой нарисуем маленькие кружочки, для них мы выбрали другую краску. Аккуратно тонкой кисточкой раскрасим хвост и ушки нашего коня.
Если подсохла краска на больших кружках, то ватной палочкой аккуратно ставим в серединке больших кружков маленькую черную точечку. Вот какой красавец у нас получился.
Дети получают шаблон и расписывают под народную музыку.
Воспитатель:
Солнце закатилось
Ярмарка закрылась.
И нам, ребята, пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель: Дети, с какой игрушкой вы сегодня познакомились и где она зародилась?
Дети: С дымковской игрушкой, она появилась в слободе Дымково.
Воспитатель: Всё верно. Молодцы.