алмаз салманова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в старшей группе «Зимние забавы»
Подготовила:
Воспитатель старшей дошкольной группы
МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ»
Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Тема занятия : «Составление рассказа по картине «Зимние забавы»».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Возрастная группа : старшая группа
Цель занятия : Продолжать учить составлять описательный рассказ по картине.
Задачи занятия :
Образовательные: Закреплять умение подробно и логически последовательно излагать содержание картины; самостоятельно придумывать события, предшествующие и последующие изображенным на картине.
Речевые: Упражнять в составлении предложений со словами синонимического ряда (слова быстро, мигом, лихо, пулей, как ветер, стремительно, во весь дух и т. д.) и включении данных слов в связное высказывание.
- Обогащать словарь детей словами определениями, сравнительными оборотами.
- Упражнять в согласовании существительных в роде (муж., ср., ж.).
Воспитательные: - воспитывать интерес к описанию и рассматриванию картины.
Словарная работа: мигом, лихо, пулей, как ветер, стремительно, во весь дух
Подготовительная работа: знакомство с многозначным словом «шапка», уточнение всех его значений; беседы с детьми о зиме и зимних развлечениях, подбор определений, подбор синонимов к слову быстро – стремительно, лихо, во весь дух, стремглав, стрелой, в один миг, тотчас и т. д.
Материалы и оборудование: картины «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы», магнитная доска, маркер, плоскостные «снежки» на магнитах, саночки плоскостные, картинки для демонстрации значений слова «шапка»
№
п/п Этапы, продолжительность Деятельность педагога Предполагаемая деятельность детей
1. Организационно-мотивационный этап Здороваюсь с детьми. Предлагаю отгадать загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках покатила.
- Ребята о чем эта загадка? (о зиме)
- Кто из вас любит зиму?
- За что? Чем можно зимой заниматься? (Кататься на санках, лыжах, коньках, строить крепости, лепить снеговиков) Дети здороваются. Отгадывают загадку.
2. Основной этап Когда я была маленькой, я тоже любила кататься на санках и лыжах с горки. А горки мы насыпали из снега.
- Вы знаете, ведь горку можно построить из чего угодно, даже из слов.
Хотите попробовать построить горку из слов?
- Мы будем придумывать, называть слова и ставить свой комочек-слово на доску. Посмотрим, насколько высокая горка получится.
Начинаем:
• Снежная
• Суровая
• Морозная
• Веселая • Красивая
• Нарядная
• Холодная
• Вьюжная и т. д.
СНЕГ какой?
• Пушистый
• Белый
• Легкий
• Мягкий • Холодный
• Колючий
• Рассыпчатый
• Липкий • Искристый
• Хрустящий
• Серебристый
• Мокрый
НАСТРОЕНИЕ какое?
• Веселое
• Радостное
• Праздничное • Новогоднее
• Грустное
• Шаловливое • Хорошее
• Прекрасное
• Плохое
Снег укрыл землю, как? (как одеяло)
Снежинки кружатся, словно? (балерины)
Ребята катаются на санках, точно? (фигуристы, спортсмены)
Я спустился с горы быстро, как? (ветер, пуля)
- Какие вы молодцы, назвали много разных слов, высокая горка у нас получилась.
- А для катания на этой горке у меня есть саночки. Вы даже сможете на них скатиться, но поехать сможет тот, кто скажет, как быстро скатится с горы.
Предполагаемые ответы детей:
• Я с горы съеду быстро.
• Я с горы скачусь стремительно.
• Я с горы спущусь вихрем.
• Я съеду с горки стрелой.
• Я с горы скачусь лихо.
• Я с горы спущусь во весь дух.
- Вы очень точные слова подобрали, у меня даже ветер в ушах засвистел, как быстро мы скатывались.
- Мы заговорили с вами про катание на санях, и я вспомнила четверостишие:
Мчусь, как ветер, на санях
Вдоль лесной опушки.
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке. (Саша Черный)
- Ребята, в этом стихотворении есть слово, которое звучит одинаково, а может обозначать разные предметы. Подумайте и скажите, что это за слово, и в каком значении оно здесь употребляется.
Шапка – головной убор.
- Верно, а какие еще значения слова шапка мы знаем?
Шапка у горы.
Шапка из снега на деревьях.
- Правильно.
Шапкой снег лежит на крыше,
Шапка теплая у Миши,
И у заснеженной горы
Шапки снежные видны.
- Молодцы, вы были внимательны и дали разное толкование слов.
- Многие поэты, писатели и художники в своих произведениях изображали зиму. И в нашей картинной галерее есть несколько произведений о зиме.
( В-ль обращает внимание детей на картины: «Мартовский день», «Саша и снеговик», «Зимой на прогулке», «Зимние забавы»)
- Мне очень нравится одна из картин, а какая, вы попробуйте догадаться.
- Я буду называть слова-подсказки, а вы постарайтесь догадаться о какой картине пойдет речь.
Слушайте:
• Морозный день
• Радостное настроение
• Зимние забавы
• Дети
• Упали с санок
- Правильно, вы внимательно слушали и быстро догадались. Как называется эта картина? «Зимние забавы»
Воспитатель: Вы знаете, а ведь в настоящей картинной галерее есть экскурсовод, который интересно рассказывает всем посетителям о картинах. А вы хотите попробовать стать экскурсоводом, составить и рассказать рассказ по этой картине? (Да)
- Для того чтобы рассказ получился интересным, не забудьте:
• В начале, рассказать о том, как все начиналось
• В середине, что происходило.
• В конце рассказа скажите, чем все закончилось
- Вспомните слова, которые украсят ваш рассказ и сделают его интересным. Не забудьте, что детей при рассказывании можно называть по-разному (дети – детвора, ребята, мальчики и девочки, товарищи, они).
Оценка после рассказывания каждым из детей. Отвечают на вопросы. Активно участвуют в деятельности. Составляют повествовательный рассказ.
3. Заключительный этап. -Вы сегодня постарались, составили разные интересные истории. Мне кажется, что эту историю будет интересно послушать дома и вашим мамам и папам.
Я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы», ведь у зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.