Татьяна Бреславская
Конспект по развитию речи в старшей группе «Многозначные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Показать значение слов в речи человека с одним звучанием, но разных по смыслу.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Вводная часть:
В группу вносится большой конверт.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите! Сегодня утром, придя в детский сад, я обнаружила этот конверт и решила открыть его при вас. Это письмо пришло нам из одного сказочного города, который называется «Многозначные слова». Давайте откроем и прочтём, что им нужно?
Публикация «Конспект по развитию речи в старшей группе „Многозначные слова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Многозначные слова, омонимы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-Ребята, жители этого города хотят, чтобы мы разгадали эти рисунки, чем они похожи и чем отличаются (на листах изображены иллюстрации, соответствующие слову «нос».
-То, чем мы дышим и нюхаем, называется «нос». Передняя, выступающая часть корабля и самолёта тоже так называется.
Основная часть:
-Найдите на рисунках нос человека, корабля, самолёта. (Дети, по вызову воспитателя, показывают и рассказывают).
-Значит слово «нос» имеет много значений. Это слово – многозначное. Существуют и другие многозначные слова. Например: «ножки».
Дети: Ножки у ребёнка, у стола, у гриба
-Сколько ножек у ребёнка? У стола? У стула? У гриба?
-Ответы детей
Физкультминутка:
Вышли уточки на луг
Кря – кря – кря (шагаем)
Пролетел весёлый жук
Ж – ж – ж (машем руками)
Гуси шеи выгибают,
Га – га – га! (круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют (поворот туловищем влево – вправо)
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал
Р – р – р
Зашептал в воде камыш,
Ш – ш – ш (подняли руки вверх, потянулись)
И опять настала тишь
Ш – ш – ш
Воспитатель: Ребята, найдите многозначность слова «кисть»
-Покажем кисть руки (дети показывают);
-Это – молярная кисть. Ею красят стены.
-Это – кисть винограда. Она имеет много сладких, вкусных ягод.
-Ребята, а сейчас добавьте слово «ручки» :
-У ребёнка маленькие….
-Ручки
-У сумки оторваны….
-Ручки
-Попробуем то же самое со словом «язычок»
-Розовый…. у маленького котёнка
-Язычок
-У ботинка под шнурком….
-Язычок
-В двери стеклянный….
-Язычок
-Молодцы! А можно ли так сказать:
«Носик чайника и носик корабля?
Нога мужчины нога гриба?»
-Ответы детей
-В разговоре мы нередко используем выражения со словом «нос». Что же это значит?
Например:
повесить нос – грустить,
водить за нос – обманывать,
зарубить на носу – запомни,
клевать носом – хотеть спать,
совать нос не в свои дела – любопытничать
-О других многозначных словах тоже можно сказать много интересного :
Есть многозначные слова,
Жизнь интересами полна
На радость нам она дана,
Вперёд идём мы с ней, друзья!
Заключительная часть:
-Теперь мы с вами знаем, что значат «многозначные слова» - это одно слово, обозначающее несколько предметов.
-Какие многозначные слова мы сегодня узнали?
-Ответы детей
-Мы будем использовать эти слова в своей речи?
-Ответы
-Вот мы и поняли, чему же хотели нас научить жители города «Многозначные слова».