Сорокина Мария
Конспект по развитию речи в старшей группе «Крылатый, мохнатый да масляный»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и чтение худож. лит.
Лексико - грамматические упражнения.
Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»
Задачи:
Образовательные: учить подбирать существительные к прилагательным, давать полный ответ на поставленный вопрос, расширить словарный запас.
Развивающие : развивать память, творческое мышление.
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение др. к др., чувство справедливости.
Публикация «Конспект по развитию речи в старшей группе „Крылатый, мохнатый да масляный“» размещена в разделах
Структура занятия:
Создание проблемной ситуации
Целевая установка
Мотивирование к деятельности
Здравствуй, дружок!
Здравствуй, дружок!
Скорей становись со мною в кружок.
Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»
Солнцу привет!
Гостям всем привет!
- Ребята, вы любите сказки? Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить любимые сказки, узнать, кто из вас знает больше сказок.
- Итак, путешествие в страну сказок начинается! (Звучит музыка. Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица») :
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
(Дети садятся на стулья).
- Вы знаете, я тоже очень люблю сказки, особенно русские народные. Ребята, а как вы думаете, что значит – русские народные? (Это сказки придуманные дедушками и бабушками для своих внуков, которые учили добру, справедливости, трудолюбию и т. д.)
Проводится игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети сидят на своих местах. Ведущий бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка»; Коза- «Коза-дереза»; Козленок- «Волк и семеро козлят»; Лошадь-«Зимовье зверей»; Поросенок - «Три поросенка»; Гусь - «Гуси лебеди»; Петух - «Заюшкина избушка»; Утка - «Гадкий утёнок»; Курица-«Курочка Ряба»; Мышь-«Дюймовочка»; Волк-«Теремок»; Медведь-«Маша и медведь»; Заяц-«Заяц - хваста»; Кошка-«Кошкин дом»; Лиса - «Снегурушка»; Кот-«Кот, петух и лиса»; Лиса - «Лисичка со скалочкой»; Лягушка - «Царевна-лягушка».
- Чему учат сказки?
- Добру, справедливости, дружбе и взаимовыручке.
- Молодцы!
- Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой. А о ком она – вы отгадайте сами. Подумайте и скажите: про кого можно сказать «крылатый» (воробей) или «крылатая» (птица, бабочка); «мохнатый», «масляный»? (ответы детей). Мы неслучайно с вами вспомнили, так как они и составляют название новой русской народной сказки, которая называется «Крылатый, мохнатый да масляный».
Дидактическая игра: Что бывает?
- Что бывает крылатое?
- Правильно, птицы (на доске вывешивается картинка воробья)
- Что бывает мохнатое?
- Правильно, звери (на доске вывешивается картинка мышки)
- Что бывает масляное, масляный, масляная?
Дети отвечают (на доске вывешивается картинка блина)
- Ребята, мы сегодня не зря вспомнили всё крылатое, всё мохнатое, всё масляное, так как эти слова составляют название русской народной сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».
основная часть
проектирование решений проблемной ситуации
- Сейчас я вам прочитаю эту сказку, а вы слушайте её внимательно.
Чтение сказки и просмотр презентации к этой сказке.
Физкультминутка «Мышка»
Мышка быстренько бежала (бег на месте,
Мышка хвостиком виляла (имитация движений,
Ой, яичко уронила (наклониться, поднять,
Посмотрите-ка, разбила (показать на вытянутых руках).
Повторяется 3 раза в разном темпе от быстрого к медленному.
- Вы поняли, что бывает, когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет? Как же бывает (Плохо) Да, правильно, бедой для всех это «кивание на других» обернулось. --- Припомните, как выглядел блин, когда вернулся с охоты?
- Полбока лиса съела.
- А с мышью что случилось?
- Обварилась, ошпарилась. Шубка повылезла, хвостик дрожмя дрожит.
- А каким нашёл блин воробья на завалинке?
- Клюв на сторону, слезами воробей заливается.
- Когда же друзья мои так бывает?
- Когда один на другого кивает, своё дело делать не хочет.
- Коль так случилось, делать нечего: «Поплакали-погоревали, да и стали снова жить-поживать по-старому. Так они живут, пряники жуют, медком запивают, нас с вами вспоминают».
- Теперь кто-нибудь из вас расскажет сказку. Но сначала мы нарисуем схему, чтобы легче было рассказывать.
Воспитатель вместе с детьми рисует схему, проговаривая сказку заново. Затем желающий ребёнок рассказывает сказку.
Воспитатель вызывает ещё 1 – 2 детей. Затем воспитатель подходит к доске.
- Ребята, в этой сказке сколько персонажей? Все ли здесь герои?
- Не хватает лисички.
Воспитатель достаёт из сказочного сундучка лисичку и прикрепляет рядом.
- Какую сказку вам напоминает эта сказка? Если вместо мышки будет кот, а вместо блинчика – мальчик?
- Жихарка.
- А кого напоминает вам блинчик? Какую песенку пел блинчик, когда ушёл на охоту?
- Колобка. «На сметане мешен, на масле жарен…»
- Молодцы. Найдите Колобка в нашем «Сказочном сундучке».
Один из детей находит Колобка и прикрепляет рядом с блином.
- Вот, оказывается, какая интересная сказка. В ней как будто собрались две сказки, и получилась новая. Мы с вами уже знаем много русских народных сказок. И сегодня узнали и рассказали ещё одну.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия
- Для чего мы с вами это читали?
- А что мы с вами делали?