Алёна Соколова
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Как дети Федоре помогали»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
для детей среднего дошкольного возраста (4-5)
по развитию речи.
Тема: «Как дети Федоре помогали».
Составила: воспитатель гр. №2
Соколова Алена Анатольевна
2023
Интеграция образовательных областей:
• «Социально-коммуникативное развитие»
• «Познавательное развитие»
• «Физическое развитие»
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в средней группе „Как дети Федоре помогали“» размещена в разделах
• «Художественно-эстетическое развитие».
Цель:
Расширение словарного запаса дошкольников по лексической теме «Посуда».
Программное содержание
Задачи:
Образовательные:
- конкретизировать знания детей о названиях элементов посуды;
- отработать навык употребления относительных прилагательных, учить их образованию;
- формировать умение ориентироваться в пространстве;
- учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных;
- закрепить умение узнавать и называть геометрические фигуры.
Развивающие :
- развивать когнитивные процессы;
- поддерживать инициативу и самостоятельность;
- содействовать развитию мелкой мускулатуры пальцев рук;
- развивать творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к хрупким предметам на примере посуды;
- воспитывать чувство эмпатии, поддерживать желание оказывать помощь.
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие».
Образовательные технологии: здоровьесберегающие, игровые.
Материалы и оборудование: будильник, элементы костюма для перевоплощения, мяч, изображение трех полок, распечатанные предметы посуды, клей, иллюстрации посуды из разных материалов, картонные тарелки, геометрические фигуры, влажные салфетки.
Предварительная работа: чтение художественного произведения «Федорино горе» (К. И. Чуковского, беседа по содержанию.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(Педагог заводит будильник, привлекая внимание воспитанников)
Воспитатель: Наш будильник мелодию играет
Всех ребят в кружок собирает.
С добрым утром, мои дорогие! В нашей группе прозвенел будильник, а это значит, что нас ждет что-то очень интересное и увлекательное! Но прежде предлагаю поприветствовать друг дружку.
(проводится игра - приветствие «Подари комплимент»)
Ребята, передавая соседу справа наш веселый будильник, подарите ему комплимент!
(Педагог демонстрирует образец действия, дети выполняют упражнение, после чего кто – то стучит в дверь, стук сопровождается начинает музыкой. Педагог скрывается за дверью под предлогом узнать, кто пришел, в это время переодевается в Федору)
2. Основная часть НОД.
Федора : Здравствуйте, ребятишки! Я – тётушка Федора. Слышала я, что в этой группе ребята самые отзывчивые и добрые. Это так? (дети подтверждают) Повезло же мне! Может, кто – то из вас, и моему горю посочувствует, да поможет. Посуда ведь от меня убежать вновь грозится. Не потому, что грязная, а потому, что порядка нет… Кто бы мне помог разобрать и привести в порядок всю посуду? (Дети предлагают свою помощь). Вот, радость какая! Буду вам благодарна я, родненькие! Ну, что ж, приступим!
Этап 1.
Федора : В этот мешочек я сложила уже перемытую посуду. А вот по местам ее расставить никак нет времени. Помогите, родненькие, по полкам их распределить, а место я подскажу.
(Дети достают по одному элементу и прикрепляют ее туда, куда просит Федора : верхняя полка справа, средняя посередине итд.)
Этап 2.
Федора : Какие вы молодцы, ребятки! Все по местам расставили, так приятно посмотреть! Теперь я вас попрошу мою посуду рассортировать по материалу, из которого она изготовлена. Итак, я говорю, из чего ложка, а вы – какая она:
(Педагог демонстрирует картинки с изображением посуды, дети выполняют задания)
Миска из железа – железная миска.
Тарелка из пластмассы – пластмассовая тарелка.
Ложка из металла – металлическая ложка.
Кружка из фарфора – фарфоровая кружка.
Блюдо из дерева – деревянное блюдо.
Стакан из стекла – стеклянный стакан.
Бокал из хрусталя – хрустальный бокал.
Федора : Спасибо, мои хорошие! Вы – настоящие помощники!
3. Физминутка.
(проводится физминутка «Помощники»)
Раз, два, три, четыре,
(дети совершают ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно)
Всю посуду разместили:
(Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(Загибают пальчики по одному на каждое название посуды.)
Всю посуду разместили:
(Одна ладонь скользит по другой.)
Ни одной чашки не разбили!
Этап 3.
4. Дидактическая игра «Назови ласково».
Федора : Ребята, хочу вам рассказать одну историю: после возвращения ко мне посуды, я стала ее еще крепче любить, называть ласково. К примеру, не тарелка, а тарелочка. Вот только не всем могу ласковые слова придумать… Поможете мне? А чтобы интереснее время провести, возьмем мячик. Итак, я бросаю мяч и называю элемент посуды, а вы должны мне вернуть его и сказать это же слово, но ласково.
(проводится игра «Назови ласково»).
Ложка – ложечка.
Тарелка – тарелочка.
Самовар – самоварчик.
Кастрюля – кастрюлька.
Блюдце – блюдечко.
Вилка – вилочка.
Ковш – ковшик.
Чайник – чайничек.
Чашка – чашечка.
Федора : Оказалось, все так просто! Я уже запомнила, спасибо, ребятушки.
Этап 4.
Федора : Последняя просьба у меня к вам, мои дорогие… Нет совсем праздничных тарелок у меня. Пока посуда по лесу бродила, все узоры с нее смылись… Слышала я, что и рисуете вы хорошо. Так ли это? (дети подтверждают) Кто сможет расписать для меня несколько праздничных тарелочек? (дети вызываются помочь) Прекрасно! Люблю я геометрические узоры. А вы помните, как называются эти фигуры?
(Педагог демонстрирует фигуры, дети их называют).
Чтобы размять ваши пальчики перед ответственной работой, предлагаю ими поиграть.
(Выполняется пальчиковая гимнастика)
Посуду моет наш Антошка.
(Потирают ладошки друг о друга)
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
И закрыл покрепче кран.
(Выполняют имитирующее движение.)
(Дети повторяют движения за педагогов, затем приступают к украшению тарелочки по образцу, предложенному педагогом)
Этап 5.
Федора : Ребятки, какой же красивой стала сразу моя посуда. Впору и гостей созывать! Спасибо, дорогие мои!
Признаться честно, до сих пор стыдно мне, что давеча плохо я к своей посудке относилась к посуде: редко мыла ее, не сушила, неаккуратно её использовала. А ведь посуда – важная вещь в нашем доме, не так ли? Что бы произошло, если бы у нас не было посуды? (дети рассуждают)
Федора : Вы совершенно правы, родные мои! Посуда для современного человека – вещь первой необходимости. Ну, а мне пора! Хорошо мне было с вами, да дома меня кот Матвей заждался, угощу его молочком из новых тарелочек расписных.
(прощается, выходит за дверь, снимает одежду и возвращается в привычном для детей виде)
Воспитатель: Простите, ребята, очень важный вопрос решала я с нашим заведующим. Надеюсь, не скучали вы без меня? Чем занимались? Не приходил ли к вам кто – нибудь? (дети делятся с воспитателем впечатлениями)
7. Рефлексия.
Ребята, как приятно вы время провели, а главное – с пользой! Добрые дела вершить – это очень хорошо. Люди говорят, вдвойне они возвращаются. Если вам понравилось занятие, пожалуйста, помашите ручками над головой. Если не понравилось, потопайте ножками. (Дети реагируют).
Очень рада вашей положительной оценке. А сейчас наведём порядок на столах, помоем ручки и немного поиграем.