Тихонова Юлия Евгеньевна
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»
Цель: создание условий для закрепления знаний детей о сказках и их героях.
Задачи:
- углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках.
-совершенствовать умение узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам.
-закрепить названия сказок; навыки детей в составлении предложений; навыки ориентировки на плоскости.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Предварительная работа:
1. Чтение сказок (обогащение словаря детей)
2. Рассматривание иллюстраций к сказкам. 3. Раскрашивание картинок по мотивам русских народных сказок 4. Проведение дидактических игр: «Узнай сказку по картинкам», «Чей головной убор?», «Из какой сказки герой» и т. д.
Материалы и оборудование:
Сундучок, клубок ниток, иллюстрации к сказкам, папка – имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, конверты с загадками, письма.
Методы и приемы:
Словесные: сюрпризный момент; беседа; ответы на вопросы; обращение к опыту детей; загадывание загадок; педагогическая оценка, поощрения;
Наглядные: демонстрация, рассматривание иллюстраций
Практические: сбор картинок, решение проблемной ситуация; поисковые действия; дидактические игры; здоровье сберегающие технологии
Ход образовательной деятельности
Вход детей, встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: — Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
Сюрпризный момент «Письмо»
Ребята сегодня к нам в группу пришло письмо,давайте посмотрим от кого оно «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы узнали, что вы очень любите сказки, много их знаете, вы смелые, ловкие, добрые дети и поэтому мы решили обратиться к вам за помощью. В Стране сказок случилась беда; злая Баба Яга разозлилась на сказочных героев и объявила им настоящую войну, она перепутала все в сказках, перенесла героев из одной сказки в другую, отобрала у них волшебные предметы. Не перечесть её злых дел! Чтоб с ней справиться - нам нужны помощники. Не откажите нам. Но мы вас сразу предупреждаем – легко не будет. Только умные, смекалистые и отважные ребята смогут нам помочь. Справитесь ли вы с трудностями? Не испугаетесь ли? Ждем вашего решения и помощи.
Жители Страны сказок.»
-Что скажете, отправляемся?
-Да
2 Основная часть
-А прежде ответьте
Воспитатель: Ребята, что такое сказка?
Дети: Сказка- это волшебство,
Сказка- это чудо.
Сказка- это занимательный рассказ.
Дети: Сказки любят все на свете! Любят взрослые и дети! Сказки учат нас добру и прилежному труду! Любят слушать и смотреть, сказки могут душу греть. Чудеса в них происходят, люди счастье в них находят и конечно, доброту!
Воспитатель: Верно.
-Сказка это- волшебная история со счастливым концом и обязательной победой над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом и они бывают разными: народными и авторскими.
-Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ). Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
-Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
-Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает (добро, а зло всегда (наказывается)
- И надеюсь, сегодня добро восторжествует над злом, и мы поможем жителям страны сказок.
Постановка проблемной ситуации:
Воспитатель: Вы готовы к испытаниям? Хорошо! Отправляемся в сказку!
«1, 2, 3 повернись, закружись и в сказке очутись!»
-Какая красота!
- Дети посмотрите, я взяла с собой книгу сказок, сегодня она нам пригодится во время путешествия.
- Посмотрите, какая она красивая! (открываю, выясняется, что все страницы исчезли).
-Ой, а куда страницы книги сказок исчезли?
(Вместо одной из страниц - письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочитаем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга, попросила Могучего Ветра разбросать их по Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!»)
Воспитатель:
Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги и помочь героям сказок.
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? -Дети: Это – волшебный клубок.
- У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница.
( Дети вместе с воспитателем произносят волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, путь, дорогу покажи!», клубочек покатился к сундучку).
Откроем сундучок, посмотрите ребята, а вот и первое задание
Игра: «Угадай и назови»
Воспитатель загадывает загадку, а дети называют сказку.
Воспитатель:
Если б Петя-простота не выглянул в окошко,
Не унесла б его лиса за темные леса.
(«Кот, лиса и петух»)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор. (Айболит)
Много серебра и злата
В сундуках своих он прятал.
В мрачном он дворце живет
И чужих невест крадет.
(Кощей Бессмертный)
Мама деточек учила,
дверь чужим не открывать,
не послушались детишки и попали к волку в пасть.
(«Волк и семеро козлят»)
Молодцы, справились с первым заданием, а вот и первая красная страница нашей книги.
Воспитатель: А сейчас нам нужно выполнить следующее задание. Бросаем клубок. Нам клубочек, помоги, путь, дорогу укажи! И здесь успела побывать Баба Яга! Смотрите, все картинки разрезаны! Невозможно понять какие сказки на картинках. Как разобраться, какая сказка - не знаю! Поможем, ребята? Дети: Поможем. (Дети собирают картинки и называют название сказки)
В-ль: Молодцы! Еще одна страничка оранжевая для нашей книги!
Динамическая пауза "Сказки"
Мышка быстренько бежала (бег на месте)
Мышка хвостиком виляла (имитация движения)
Ой, яичко уронила (наклониться, "поднять яичко")
Посмотрите-ка, разбила (показать "яичко" на вытянутых руках)
- какая это сказка?
Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой ее полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать "силу")
- а это что за сказка?
Мы славная семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают "рожки")
- как называется эта сказка?
В-ль: Молодцы ребята вы хорошо знаете сказки и их героев. И вот еще одна страница нашлась! Какого цвета (голубого). Клубок завет нас вперед. Посмотрите, какое волшебное дерево (дети вместе с воспитателем и клубочком передвигаются к чудо - дереву. Вокруг дерева разложены атрибуты, которые принадлежат сказочным героям, на дереве сидят герои без своих атрибутов).
Например:
Карлсон - пропеллер.
Айболит - чемоданчик.
Кот в сапогах - шляпа.
Царевна – лягушка - стрела.
Золушка - туфелька
Буратино - ключик
Девочка - красная шапочка
Дюймовочка - кувшинка
Кощей Бессмертный – корона
Емеля – щука.
Муха-цокотуха – денюжка.
Курочка Ряба – яйцо.
Незнайка – шляпа.
Задание: каждому герою подобрать его предмет.
Воспитатель: Вы должны подобрать герою его предмет, и назвать из какой он сказки. (при правильном ответе, герою возвращается его предмет) (картинки наклеенные на дереве).
-Молодцы, синяя страница сказок ваша!
-Нам клубочек, помоги, путь, дорогу покажи! (дальше клубочек приводит к стульчикам) Ребята, а вот следующее задание, которое нужно выполнить.
Вот волшебное яблоко а на нём написаны «Весёлые задачки» :
1. Сколько носов у трёх котов? (3)
2. Сколько ушей у двух мышей? (4)
3. Сколько животиков у пяти бегемотов? (5)
4. Сколько задних лап у двух зайчат? (4)
В-ль: Какие вы молодцы! Справились и с этим заданием.
А вот еще одна желтая страница нашлась.
Составьте слово из первых звуков. Называйте картинку, и говорите какой звук первый. (Дети составляют слово «СПАСИБО» выкладывают слово на доске). Какое слово получилось?
Воспитатель:
- Вот и последняя страница нашлась! Какого цвета? (фиолетового)
- У нашей книги все страницы разноцветные. Давайте назовем их все. Красный, оранжевый, …., фиолетовый.
- Что вам напоминают эти цвета? (Ответы детей).
- Цвета радуги.
- И засияла радуга над сказочной страной и вернулись все страницы.
Рефлексия:
3. Воспитатель: Посмотрите, какую книгу смогли мы с вами собрать! Каждый день будем с вами ее читать! Вы у меня все молодцы! Вы самые лучшие любители сказок, самые лучшие ценители!
Верить в сказку – это счастье.
И тому, кто верит,
сказка обязательно отворит все двери.
И что-то интересное подарит. (Дети получают в подарок из сундука раскраски). Это вам Баба Яга прислала подарок за смелость, за старание, за любовь к сказкам. Предлагаю наш клубок отправить в сказку, он там может пригодиться другим героям, и самим отправиться в нашу группу.
«1, 2, 3 повернись, закружись и в группе очутись!»
Воспитатель:
- Чему нас учат сказки?
- Какие бывают сказки?
- Что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев.