Наталья Якунина
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Красота русской зимы» с использованием репродукции И. И. Ши
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
- Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы.
- Учить понимать смысл образных выражений, сравнений, загадок.
- Развивать связную речь детей.
- Закреплять умения детей отвечать на вопросы полным предложением.
- Совершенствовать грамматический строй речи : учить подбирать однокоренные слова, использовать в речи существительные в нужном падеже. Совершенствовать навыки связной речи; развивать воображение, память, чувство восторга от увиденного. Воспитание устойчивого интереса к занятию, стремление к активной деятельности, самостоятельности в рассматривании пейзажных картин.
Публикация «Конспект по развитию речи в подготовительной группе „Красота русской зимы“ с использованием репродукции И, И, Ши» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Воспитывать любовь к природе.
Тип занятия: познавательный.
Мотивация: проблемно – игровая.
Методы и приемы.
Словесные: загадки, стихи, беседа, вопросы к детям, пояснение.
Материал:
Иллюстрации и картины с зимними пейзажами, фонограмма П. И. Чайковского «Времена года Зима».
Методические приё мы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, использование художественного слова.
Предварительная работа: Наблюдения и беседы во время прогулок. Рассматривание картин по теме «Зима». Разучивание стихотворений о зиме.
Оборудование: сюжетная картина «Времена года»; репродукции картин : И. И. Шишкина «зима»И. Э. Грабарь «Февральская лазурь»; К. Ф. Юон «Зимнее солнце»; «Русская зима»; «магнитофонная запись П. И. Чайковский «Времена года»; отрывки стихотворений, А. С Пушкина, Ф. Тютчева, С. Есенина.
Ход занятия
В: Ребята, посмотрите вокруг и подумайте о чём сегодня мы будем говорить?
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Зима» Святки
Дети под музыку рассматривают картины великих русских художников о зиме
Д: Мы будем говорить о зиме.
В: Говорят, что зимой природа как будто отдыхает, спит, но остаётся очень красивой и завораживающей.
Зиму очень часто изображали на своих полотнах живописцы: Шишкин, Грабарь, Рерих; о природе зимой любили писать русские поэты : С. Есенин, А. Пушкин. Для того, чтобы передать красоту русской зимы, поэты используют образные выражения, которые помогают более точно выразить мысль, украсить нашу речь. Эти выражения часто используются в сказках, стихотворениях, загадках.
Отгадайте загадку: снег на полях, лед на реках; Въюга гуляет. Когда это бывает (зимой) А сейчас я прочитаю вам стихотворение:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белой,
А в санях сидит царица-
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом-
Всё покрыла серебром»
Вопросы:
Как вы думаете, о какой царице идёт речь в загадке?
Подходят ли зиме определения «белолица», «светлокожа»? Почему?
В: Давайте вспомним названия зимних месяцев.
Д: Декабрь, январь, февраль.
В: Послушайте отрывок из стихотворения С. Есенина:
Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти.
Вопросы:
Какие приметы зимы мы представляем, слушая это стихотворение? (Заметает пурга; ни проехать в лесу, ни пройти).
Что означают слова «белый путь», выражение «в мягких снегах потонуть»
В: А. С. Пушкин приметы зимы описывал так :
Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клока
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
Вопросы:
Ребята, а за что вы любите зиму? Какой снег зимой? (белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, чистый, искристый.) Что такое сугроб? Какие бывают сугробы. Какой бывает лес зимой? (спящий, дремучий, густой, глухой, частый, неподвижный, сказочный, волшебный, суровый, таинственный. Какими словами можно сказать о зиме? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, зима- волшебница)
А сейчас давайте посмотрим на картину художника Шишкина и послушаем музыку зимы. Дети под музыку рассматривают картину, когда музыка перестает звучать, воспитатель рассказывает
Эту картину написал русский художник И. И. Шишкин, который очень любил родную природу. О чем его картина? Что изображено на картине? Какими художник нарисовал зиму, снег, лес, небо.
Какое название вы дали бы этой картине? Почему?
Какое настроение у зимы на этой картине?
Какие чувства вызывает у вас зима? (ответы детей)
.
Физкультминутка: «Я мороза не боюсь».
Я мороза не боюсь (шагаем)
С ним я крепко подружусь. (хлопаем в ладоши)
Подойдет ко мне мороз (присели)
Тронет руку, тронет нос (показали руку, нос)
Значит надо не зевать (хлопаем в ладоши)
Прыгать, бегать и шагать. (прыжки и шагаем.)
А сейчас я приглашаю вас посетить нашу картинную галерею. Что это такое? (выставка картин)
Дети садятся на стульчики, и пред ними выставляется 4 картины.
-Человек всегда любил наблюдать за природой, стремился изобразить её. Мы тоже рисовали природу. Что мы рисовали? (ответы детей)
Изображение природы называется пейзажем. В пейзаже художник изображает природу так, как увидел её он один. И то особенное, что ему открылось, он передает в своей картине.
-Внимательно посмотрите на картины. Подумайте, какое время суток изобразил художник, что нарисовал на переднем плане, в центре, вдали. Выберите картину, которая вам больше всего понравилась, дайте ей название и расскажите о ней. (Звучит музыка П. И Чайковского «Времена года
Дети рассматривают картины. После этого они рассказывают о картине, которую выбрали, дают ей название. Воспитатель поправляет и уточняет ответы детей.
Ну, что ж раз вам сегодня всё понравилось, и было и интересно, я приглашаю вас и наших гостей закончить наше занятие самым зимним танцем – хороводом.
.