Галиуллина Анастасия Вячеславовна
Конспект по развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР III уровня по лексической теме «Весна идет. Встречаем птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Развитие связной речи;
2. Обобщение представлений о весне и птицах;
3. Формировать навык образование относительных прилагательных;
4. Расширение и активизация словаря детей по данной теме;
5. Совершенствование навыка звукового анализа слов;
6. Продолжать развивать фонематический слух;
7. Продолжать учить образованию новых слов;
8. Учить образованию сложных слов;
Ход занятия
I. Вступительная часть
(Дети встают с логопедом в круг, у логопеда в руках солнышко).
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Если птицы прилетели,
Песни весело запели,
А медведь в лесу дремучем
Пробудился ото сна,
Значит, к нам пришла … (весна)
- Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.
Ребята, посмотрите, кто же к нам пришел сегодня на занятие? Правильно, солнышко.
Посмотрите какое оно красивое. Расскажите мне, пожалуйста, какое солнышко (дети перечисляют прилагательные о солнышке).
А вы заметили, что солнце стало ярче, дни стали длиннее, а ночи короче. Как вы думаете, с чем это связано? (выслушиваем ответы детей).
Наша земля поворачивается к солнышку. Солнышко находится ближе к нам.
Ребята, вы догадались, о чем мы будем говорить на занятии? (о весне и птицах)
2. Основная часть
Д. и. «Найди весну»
- Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 4 картинки времё н года: весна, лето, осень, зима). Определите, на какой картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Например, на второй картинке изображена весна. Дети называют признаки весны, логопед добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег, с крыш капают сосульки, … прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т. д.). Ребята, а вы знаете, как называются весенние месяца (ответы детей)
Д. и. «Топни»
- Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы топните, если услышите слово, относящееся к весне.
Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.
( Логопед просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).
Проталины - место, где стаял снег и открылась земля. Вокруг одиноких стволов проталины образуются в виде глубоких воронок.
Половодье - разлив реки, наступающий в определенное время вследствие таяния снегов, льда, сезонных дождей.
Капель- звон, который издают капли воды (образующиеся при таянии снега, падая на землю с крыш домов (и др. возвышений).
Ледоход - движение льдин и ледяных полей на реках и озёрах под действием течения или ветра.
Д. и. «Хлопни, когда услышишь птицу»
Прилетели птицы : мухи и чижи, бабочки, дрозды.
Лисы, соловьи, щуки, макароны, ласточки и сойки.
Грачи и балалайки, лебеди, моржи, трясогузки и чижи.
Иволги, кукушки, гуси и ватрушки.
Прилетели под конец: утка, аист и скворец.
Давайте вспомним, про каких птиц в стихотворении мы услышали. (чижи, дрозды, соловьи, ласточки и сойки, грачи, трясогузки и чижи, иволги, кукушки, гуси, утка, аист и скворец) (на доску выставляются картинки с изображением птиц)
Эти птицы называются перелетными. Как вы думаете, почему они так называются? (Осенью птицы улетают в теплые края, а весной они возвращаются).
Птицы перелетают по- разному.
гуси, утки, вереницей– картинка
Ласточки, грачи, скворцы, соловьи - стаей- картинка
Журавли- клином –картинка
Кукушки- поодиночке –картинка
Д. и. «Какая?»(с мячом в кругу)
Вереница лебедей (какая) - лебединая, клин журавлей -журавлиный, стая грачей- грачиная, стая соловьев- соловьиная; вереница гусей -гусиная, вереница уток- утиная.
Давайте вспомним, что умеют делать птицы.
Птицы высоко (что делают)-летают;
Над озерами синими (что делают)-пролетают;
Из гнезда далеко (что делают)-улетают;
Над горами красивыми ввысь (что делают)- взлетают;
они могут лес (что делать)- облетать;
за башни высокие могут (что делать)- залетать;
под низкий навес могут (что делать)- подлетать;
с крыш в ямы глубокие могут (что делать)- слетать
Но не все птицы улетали зимой в теплые края. Некоторые птицы зимуют у себя на родине. Эти птицы называются зимующие. Это ворона, сорока, воробьи, снегири, синицы-(картинки)
Физкультминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
Д. и. «Хвалёны»
Посмотрите, какая у меня грудка красная, сказал снегирь. (Если грудка красная, значит снегирь- красногрудый). А у меня- желтая грудка, сказала синица. Значит она какая? (желтогрудая, а у меня белые бока, ответила сорока. Значит она какая? (белобокая).А у меня, сказала ворона- черные крылья. Значит она какая? (чернокрылая). Зато у меня красивый короткий хвост- похвастался воробей. Воробей какой? (короткохвостый). а у меня, похвалилась сорока- хвост длинный. Сорока какая? (длиннохвостая).
Д. и. «Чей птенец?»
У грачей- грачата, у ворон- воронята, у гусей- гусята, у уток- утята, у скворцов –скворчата, у журавлей –журавлята.
3. Итог
Ребята, чему мы сегодня научились на занятии?
Что вам больше всего понравилось?