Получи документы

Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Чтение Паустовского «Теплый хлеб»

Надежда Бойко
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Чтение Паустовского «Теплый хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Чтение сказки Паустовского «Теплый хлеб».

Цель: Помочь понять мудрость сказки.

Задачи: Познакомить с новым произведением. Закрепить умение отличать народные сказки от литературных, сказку от рассказа. Учить отвечать на вопросы по содержанию текста. Выучить новую пословицу. Закрепить названия диких животных и их детенышей. Расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи. Развивать речь, мышление, слуховое восприятие, память. Воспитывать доброту, вежливость, культуру общения, умение признавать свои ошибки и исправлять их, бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект по развитию речи в подготовительной группе „Чтение Паустовского „Теплый хлеб“» размещена в разделах

Материал: Презентация, мяч, иллюстрации.

Ход занятия.

(Дети встали в круг)

- Ребята, повернитесь друг к другу и улыбнитесь, подарите друг другу частичку добра.

Игра «Назови ласково соседа».

- Передаем мяч соседу и говорим ласково: «На, Ванечка, мячик», а сосед отвечает: «Спасибо мне приятно»

Игра с мячом «Скажи наоборот»

Высокий - …. (низкий)

Широкий - …. (узкий)

Храбрый - …. (трусливый)

Глупый -(умный)

Горячий – (холодный)

Умный - ….(глупый) ;

Веселый - ….(грустный);

Острый – …. (тупой);

Легкий – …. (тяжелый);

Радостный - …. (печальный)

Мягкий - (твердый);

Быстрый-(медленный);

Светлый - (темный);

Добрый – …. (злой)

- Сегодня мы познакомимся с новой литературной сказкой «Теплый хлеб». Написал ее писатель Паустовский Константин Георгиевич.

- Сказка «Теплый хлеб» была написана спустя 9 лет после победы в Великой Отечественной Войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Это было очень трудное и голодное время.

Словарная работа:

- В этой сказке вы услышите слово: кавалеристы. Кто это такие? – (род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь).

- Что такое околица?- край деревни.

- Что такое плотина? – (Плотина-запруда, сооружение из земли, камня, железа, бетона и т. п., устраиваемое поперек реки для поднятияуровня воды или поперек оврага для образования искусственного пруда).

- Водяная мельница? -(механизм, приводимый в действие потоком воды, протекающим через водяное колесо для размола зерна).

Чтение сказки с показом презентации.

Физминутка.

«На водопой»

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосёнок, (Идут громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок, (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скакали бельчата, (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косые зайчата, (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчат, (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движения языком – "лакают”.

Вопросы по содержанию:

1. Как называется сказка? («Теплый хлеб»). Кто автор? (Паустовский Константин Георгиевич.)

2. Почему сказка называется литературная? Почему это сказка, а не рассказ?

3. Как конь оказался в деревне?

4. Почему Фильке дали странное прозвище?

5. Как Филька встретил коня?

6. Что произошло?

7. Про какое бедствие рассказала бабка Фильке?

8. Как вы думаете, понял Филька свою вину перед конем?

9. Что придумал Филька для спасения деревни?

10. Какую роль сыграла сорока в спасении людей?

11. Как помирились конь и Филька?

12. Чему учит нас эта сказка?

- Это произведение рассказывает нам о том, как добрые дела помогают растопить «охлаждённое сердце» и побеждают «злобу людскую». Паустовский показывает нам, что Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков.

- Как вы считаете пословица: «Умел ошибиться – умей и поправиться» подходит к данной сказке?

Физминутка:

Встаньте дети, встаньте в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Влево, вправо повернитесь

И друг другу улыбнитесь.

Руки к солнцу протянули,

Лучики поймали и к груди скорей прижали.

С этим лучиком в груди

Ты на мир ясней гляди.

Приложение

3 слайд

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше.

.4 слайд

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала. Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди - помогал Панкрату чинить плотину.

5 слайд

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку.

6 слайд

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу "Ну Тебя". Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: "Да ну тебя!". На любое предложение или замечание Филька хмуро твечал: «Да ну тебя!»

7 слайд

Зима в этот год стояла тёплая. Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молотить муку.

8 слайд

В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью. Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь потянулся к хлебу. "Да ну тебя! Дьявол!" - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и грубо крикнул - Вон твой хлеб!

9 слайд

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас на деревню налетела снежная буря.

10 слайд

Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так сильно мело кругом. Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: "Да ну тебя!" - и прислушался. Филька слышал тонкий и короткий свист - так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.

11 слайд

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи в деревню пришел сильнейший мороз. Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех кончилась, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

12 слайд

Филька тоже заплакал от страха, забрался на печь.

От бабки мальчик узнал, что сто лет назад на деревню упал такой же лютый мороз. Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы

- Отчего же стрясся тот мороз? - спросил Филька.

- От злобы людской, - ответила бабка. - Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик и крикливый, оскорбил калеку. Бросил ему наземлю заплесневелую корку. Тогда солдат вышел на двор, свистнул - и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила, ударил лютый мороз. А мужик тот злой умер от охлаждения сердца. Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз. И не отпустит мороз пока не поправит дурной человек своё злодейство.

А как поправить знает об этом только мельник Панкрат. Он старик хитрый, учёный. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь?

13 слайд

Ночью он слез с печи, вышел из избы, с трудом добрался до мельницы и рассказал Панкрату как обидел коня.

14 слайд

- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? - спросил Филька.

- Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненым конем тоже. Понятно?

- Понятно, - ответил упавшим голосом Филька.

15 слайд

А разговор подслушала сорока. Она жила у Панкрата в сенях.

16 слайд

Выскочила наружу полетела прямо на юг боялась замёрзнуть.

17 слайд

А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.

- Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Будет мука, будет всеобщее спасение.

- Ну, валяй собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.

18 слайд

И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто не заметил, что после полудня задул ровный и тёплый ветер, в воздухе запахло весной. Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее.

19 слайд

К вечеру вернулась старая сорока и стала воронам рассказывать, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям. Всем известно, что сорока - самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили.

20 слайд

Старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.

21 слайд

Панкрат намолол муки. Ночью по деревне стоял запах тёплого хлеба с румяной коркой.

22 слайд

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Филька тащил буханку свежего хлеба. Панкрат вышел на порог, спросил:

- Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите?

- Да нет! - закричали ребята. - Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

- Ну что ж, - сказал Панкрат, - не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

23 слайд

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня.

Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

- Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись! Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами.

24 слайд

А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

25 слайд

Все улыбались, радовались. Только старая сорока должно опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал.

Публикации по теме:

Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» (подготовительная группа) Тема: Чтение сказки К. Паустовского «Теплый хлеб». Цель: Познакомить детей с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб». Задачи:1.

Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе. Чтение детям сказки «Телефон» К. Чуковского Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе Чтение детям сказки «Телефон» К Чуковского Ольга Суворова Чтение детям сказки «Телефон».

Конспект ООД. Чтение сказки в подготовительной группе К. Паустовского «Теплый хлеб» Программные задачи: Познакомить воспитанников с литературной сказкой К. Паустовского «Теплый хлеб». Развивать умение внимательно слушать.

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «Хлеб всему голова!» Конспект занятия в детском саду для подготовительной группы по образовательной деятельности – развитие речи «Хлеб всему голова».

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Чтение рассказа К. Паустовского «Кот — ворюга»». Цель: Познакомить с рассказом К. Паустовского «Кот- ворюга» Задачи: 1. Образовательные: 1. учить анализировать художественное  произведение,.

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Чтение рассказа К. Паустовского «Кот — ворюга»». В групповой комнате разложены кошачьи следы, дети замечают их. Воспитатель спрашивает: «Как вы думаете, чьи это следы? Куда они ведут?».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Чтение сказки К. Чуковского «Телефон» Методическая разработка образовательной деятельности с детьми средней группы на тему «Чтение сказки К. Чуковского «Телефон»» приоритетная.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Откуда хлеб пришел» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Волошинский детский сад Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот-ворюга» Конспект занятия по речевому развитию детей старшей группы. Чтение рассказа К. Г. Паустовского «Кот – ворюга». Цель: Познакомить детей с.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени» Дата: 8.11.16 Группа: старшая Тема: Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение "Заверши предложение» Цель: Формировать у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Чтение Паустовского «Теплый хлеб»
Опубликовано: 5 декабря 2017 в 06:27
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Чтение Паустовского «Теплый хлеб»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Бойко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД