Виктория Искра
Конспект занятия по развитию речи «Зима» в старшей группе с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные:
-обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы;
учиться составлять рассказ по опорным картинкам.
Развивающие :
-совершенствовать грамматический строй речи : образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, родительного падежа множественного числа; подобрать однокоренные слова; развивать внимание.
Воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, доброжелательности;
- воспитывать внимательное отношение к богатству родного языка.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Материал и оборудование: снеговик, елка, сюжетные картинки по теме «Зима», индивидуальные цветные листы, белая гуашь, бумажные снежинки.
Ход занятия.
1. Орг. момент. Приветствие.
Воспитатель: Приходит в гости Снеговик и приносит письмо.
Воспитатель. Давайте откроем письмо и прочитаем.
2. Отгадай загадки:
Шубку снежную надела,
Закружила, завертела.
Заковала речку в лед,
Встать на лыжи нас зовет. Зима
Бел, да не сахар,
Ног нет, да идет. Снег
Без досок, без топоров,
Через реку мост готов. Лед
Странная звездочка
С неба упала
Мне на ладошку
Легла и пропала. Снежинка
Что за нелепый человек,
Пробрался в 21 век?
Морковка-нос, в руке - метла,
Боится солнца и тепла. Снеговик
Художник- невидимка
По городу идет:
Всем щеки нарумянит,
Всех ущипнет за нос. Мороз
В-ль. Какое время года сейчас? (Зима).
Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме.
3. Игра «Один - много».
(Снежинка - снежинок, снеговик, мороз, ель, сугроб, сосулька, дерево, горка, холод, зима, ветер)
4. Дидактическая игра «Кто больше?»
- Снег…. какой? (белый, холодный, пушистый).
- Лед … какой? (скользкий, гладкий, прозрачный).
- Зима…. какая? (снежная, морозная, холодная).
- Горка …. какая (снежная, скользкая, крутая).
-День …. какой (короткий, морозный, зимний).
5. Беседа о зиме. (Закрепление представлений о зиме. Работа над пословицами).
Воспитатель. Сколько зимних месяцев?
Дети. Три месяца.
Воспитатель. Назовите их, пожалуйста.
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель. Первый месяц зимы – декабрь. В старину его называли студень, лютень. Люди говорили: декабрь хитрые узоры на окнах расписывает, глаз снегом лепит, за ухо морозом колет.
Второй месяц –и январь. Январь - году начало, зиме -середина. (Государь).
Третий месяц - февраль. Крыша зимы (Ветродуй). (Два друга- мороз, да вьюга).
Воспитательль. Зимой очень часто бывают: вьюга, пурга, метель. А что это такое?
Отгадайте мою загадку:
Стали дни короче, ночью дождик лил,
А пришел стекольщик – лужи застеклил.
Дети. Мороз
Воспитатель. Правильно, это мороз. Как вы думаете, почему говорят:
Мороз не велик, да стоять не велит.
Дети. Когда мороз на улице, нельзя стоять, потому что замерзнешь, нужно ходить, бегать, прыгать.
Воспитатель. Зимой холодно, дует ветер. А чтобы нам не замерзнуть, нужно погреться.
6. Физкультминутка. «Разогрей-ка свои ручки»
(Массаж рук, артикуляционная гимнастика).
Если замерзают руки, начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть.
Дети растирают ладони одна о другую.
Сначала ладошки совсем как ледышки,
Потом, как лягушки,
Потом, как подушки,
Но вот понемножку согрелись ладошки.
Горят и взаправду, не понарошку.
Растирают ладони все быстрее.
Я горю, как от огня,
Вот потрогайте меня.
Вытягивают ладони вперед.
– Все согрелись! Молодцы!
7. Упражнение «Дополни слово». (Совершенствование грамматического строя речи : образование прилагательных от существительных.)
Воспитатель. Скажите, ребята, а какая она зима. Я начну слово, а вы заканчивайте.
– Холод, значит зима какая? Зима холодная.
– Мороз – морозная.
– Стужа – студеная.
– Вьюга – вьюжная.
– Лед – ледяная.
– Снег – снежная.
8. Составление рассказа о зиме.
Воспитатель.
Наступила зима. Ребята одели теплую одежду и пошли на улицу. Там они сделали ледяную горку. Затем они стали кататься с горки. Ира и Ксюша стали лепить снежную бабу.
Все были радостные и довольные.
Пересказ воспитателя рассказа по картинкам.
Пересказ. 2-3х детей по картинкам.
9. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп.
10. Дидактическая игра «Нарисуем и раскрасим снеговика».
Детям раздаются цветные альбомные листы и белую гуашь. Самостоятельно рисуют и раскрашивают своего снеговика.
11. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
-О каком времени года. мы говорили на занятии? (О зиме).