Татьяна Мартынец
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип: закрепление знаний, умений, навыков.
Вид: итоговое занятие
Цель: создание условий для выявления знаний детей подготовительной к школе группе, полученные на занятиях по развитию речи за учебный год.
Задачи:
Обучающие: совершенствовать умение использовать разные части речи, умение проводить звуковой анализ слов;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в страну Знаний“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Развивающие : развивать фонематический слух, восприятие, внимание, память, умение внятно и отчетливо произносить слова, употреблять сложноподчиненные предложения, составлять рассказы, закреплять умение отвечать полным предложением;
Воспитывающие: воспитывать умение быть доброжелательными, культуру речевого общения слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» - способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их, повышать настроение воспитанников при проведении организационного момента - закреплять способы приветствия друг друга, взрослых; «Речевое развитие» - развивать речь, расширять словарь по теме; «Физическое развитие» - профилактика нарушений осанки, снятие мышечной усталости; «Познавательное развитие» - развивать интересы детей, любознательность.
Словарная работа: активизация словаря детей по теме
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук
Демонстрационный материал : конверт с письмом, предметные картинки.
Раздаточный материал: карточки – синие и красные, карточки с цифрами, мнемотаблицы, тетради, карандаши
Предварительная работа: беседы, чтение и рассказывание художественной литературы.
Методы и приемы:
наглядный – показ картин мнемотехники, рассматривание;
словесный – беседа, пояснения, вопросы к детям;
игровой - физкультминутка, кинезиологическая разминка
практический: дидактические игры, упражнения «Выложи схему»,
«Закончи предложение», «Рассели по домикам», «Отгадай ребус – составь предложение», «Раздели слова на слоги», рассказы по мнемотаблицам.
Место проведения: групповая комната
Форма организации: подгрупповая
Участники: воспитанники подготовительной группы
Ход деятельности:
1. Вводная часть. Организационный момент.
В. - Ребята, я рада видеть вас таких красивых, добрых, скажите какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, радостное, веселое).
- Замечательно, давайте возьмемся за руки и передадим свое хорошее настроение друг другу.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы пожмем друг другу руку
Побежит тепло по кругу.
- Этот день мы проведем вместе. Пусть вам он принесет радость и много новых интересных впечатлений.
Приглашаю детей присесть на стулья.
1.1. Введение в тему. Проблемная ситуация.
Сюрпризный момент.
- Сегодня в группе я нашла письмо. Без вас читать не стала. Предлагаю вскрыть конверт и прочитать его, согласны?
«Мои дорогие, юные друзья! Сегодня, я вас приглашаю в мою Страну Знаний! Мне хочется узнать, чему вы научились и как подготовились к школе. Вас ожидают интересные задания, которые вы должны выполнить. Я уверена, что вы с ними справитесь. А меня срочно вызвали на лесной совет. Желаю вам удачи! Мудрая Сова» (слайд 1).
1.2 Мотивация деятельности детей.
- Вот так сюрприз, Мудрая Сова прислала нам свои задания.
- Ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?
Д. - Да.
1.3. Целеполагание
- Докажем Мудрой Сове, что вы готовы к школе? Выполним задания?
Д. - Да.
- Прежде, чем отправимся в это путешествие, давайте вспомним правила.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре,
Громко, четко, говорим,
Никуда мы не спешим.
Если хочешь ответить, не шуми,
Только руку подними.
- Теперь готовы? Тогда в путь. У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закрываем глаза. Раз-два-три в Страну Знаний нас веди! (Звучит волшебная музыка).
2. Основная часть.
2.1. Актуализация ранее приобретенных знаний
- Вот мы и в стране знаний. Мудрая Сова предлагает вам вспомнить и ответить на следующие вопросы.
- Чем буквы отличаются от звуков?
Д: буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим.
-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?
Д: наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков.
-Какими бывают звуки?
Д: звуки бывают согласными и гласными.
-Какие звуки мы называем гласными?
Д: звуки которые тянутся, поются голосом (а, о, у, и, ы, э).
-Какими бывают согласные звуки?
Д: согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук?
Д: синим.
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук?
Д: зеленым
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки?
Д: красным.
- Послушайте первое задание от Мудрой Совы.
№ 1.
-У вас на столах карточки (шапка, карандаш, огурец, лошадь, арбуз).
Составьте слово по первым буквам названий.
- Какое слово получилось?
Д. - Получилось слово – школа.
№ 2.
- Выполнить звуковой анализ и составить предложение со словом «школа», записать графическую схему.
Дети выполняют задание самостоятельно за столами, один ребенок у доски.
Напоминаю детям об осанке, расстояние между столом - ладошка, правильно держим карандаш, не забываем, что он должен смотреть в правое плечо.
Предлагаю Кате проверить, все ли справились с заданием.
- Молодцы, справились. Следующее задание, слушайте внимательно.
№ 3.
Дидактическое упражнение «Закончи предложение» - развивать умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения.
1). Почки на деревьях начали распускаться, потому что… (наступила весна).
2). Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись от собаки).
3). Мы поедем завтра в лес, если. (будет хорошая погода).
4). Котёнок был весь мокрый, так как… (попал под дождь).
5). Мама положила хлеб. куда? (в хлебницу.)
6) Марина не пошла сегодня в школу, потому что. (заболела).
7) Кошка забралась на дерево, чтобы. (спастись от собаки).
- Молодцы! У вас отлично получается.
- Ребята, посмотрите сколько животных в Стране Знаний! Мне кажется, они набегались по лесу и им пора домой. Давайте мы им поможем.
№ 4.
Упражнение «Рассели по домикам» - отобрать картинки животных,
в которых есть звук (К) и поселить в домики. На I этаж - в начале слова; на II этаж - в середине слова; на III этаж – в конце слова. (Кабан, Косуля, Белка, Собака, Волк, Барсук, Заяц, Лиса)
- Замечательно, вы справились с этой игрой. Давайте, немножко отдохнем!
Дети выходят на ковер, становятся в круг.
Физкультминутка.
- Я буду читать предложения. Если такое бывает, вы поднимаете руки вверх и хлопаете. Если такого не бывает, то приседаете.
- Волк бродит по лесу. – Волк на дереве сидит.
- В кастрюле чашка варится. – Кошка по крыше гуляет.
- Лодка по небу плывёт. – Девочка рисует домик.
- Домик рисует девочку. – Заяц шубку меняет.
- Мама поехала на рынок. – Кот купил колбасу.
- Рыбка лежит на сковородке. – У слона четыре лапы.
- У курицы две ноги. – Курица меньше индюка.
- Внук младше дедушки. – Дедушка учится в школе.
- Отдохнули? А вот и следующее задание.
№ 5.
Игровое упражнение «Отгадай ребус – составь предложение» (слайд 2,3,4)
На интерактивной доске по очереди появляются ребусы, дети отгадывают зашифрованное слово. С каждым разгаданным словом детям надо составить предложение по данным схемам.
Бабочка - ___ ___. Воробей - ___.
Лиса - ___ ___ ___ ___ .
- Молодцы, ребята! Как быстро справились с заданием. Еще одно задание от Мудрой Совы, но сначала разомнем руки.
Кинезиологическая разминка. «Ленивые восьмёрки». Вытянуть правую руку и сделать горизонтальную восьмёрку вправо, влево, … Теперь то же, но левой рукой, обеими руками (3-4 раза).
№ 6.
Дидактическое упражнение «Раздели слова на слоги» - закреплять умение определять сколько слогов в слове.
Показываю предметные картинки, дети произносят слово вслух и цифрой обозначают количество слогов в слове. (Флаг, телефон, сумка, карандаш, зонтик, ручка, жук, чашка, колобок).
- Предлагаю детям выполнить гимнастику для глаз.
«Глазкам нужно отдохнуть» (ребята закрывают глаза).
«Нужно глубоко вдохнуть» (глубокий вдох, глаза закрыты).
«Глаза по кругу побегут» (глаза открыты, движение зрачком по кругу). «Много-много раз моргнут» (частое моргание глазами).
«Глазкам стало хорошо» (легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз).
«Увидят мои глазки все!» (глаза открыты, улыбнуться).
№ 7.
- А вот и последнее задание Мудрой Совы. Сейчас вам надо внимательно рассмотреть мнемотаблицу («Весна», «Детский сад») и посовещавшись составить рассказы по плану.
- Молодцы, ребята, вы старались. Хорошие рассказы составили, мы их обязательно запишем, сделаем книжку и подарим Мудрой Сове, пусть она убедится, что вы готовы к школе.
- Скажите, пожалуйста, чей рассказ понравился больше? Почему?
- Мне тоже понравились ваши рассказы, они не были похожи друг на друга, были очень интересные.
3. Заключительная часть.
На экране появляется Мудрая Сова (слайд 5).
Мудрая Сова. А вот и я! Вы были внимательны, активны, правильно выполняли задания. Я очень довольна тем, что вы были дружны, умели слушать друг друга, поэтому справились со всеми трудностями. Ребята, прочитайте, что здесь написано?
«Грамоте учиться – в жизни пригодится» (слайд 6)
-Вы согласны со мной? Я желаю вам здоровья и хорошей учебы в школе. Всего вам доброго!
Д. До свидания.
- Ребята, нам пора возвращаться, волшебный карандаш нам поможет. Закройте глаза. Раз-два-три в группу «Звоночки» нас верни!
Итог. На сегодняшнем занятии мы много путешествовали. Вам понравилось выполнять задания Мудрой Совы? А что вы интересного запомнили? Что вам удалось? В чем чувствовали затруднения? О чём расскажете дома родителям?
Рефлексия. Я вам приготовила солнце и тучу. Если с заданиями справились - возьмите солнце, а если вы считаете, что -то не получилось - тучу.
- Спасибо вам, дети, мне было очень интересно с вами выполнять задания.