Семенова Марина
Конспект занятия по развитию речи «Как медведь сам себя напугал» по рассказу Н. Сладкова
▼ Скачать + Заказать документы
Тема. Рассказ «Как медведь сам себя напугал» (по Н. Сладкову)
Цель. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, последовательно пересказывать содержание рассказа.
Оборудование. Предметные картинки, изображающие ветку дерева, медведя, белку, шишку, зайца, сорок, лосей, гриб, девочку, лису.
Ход занятия
1. Орг. момент.
Логопед раздаёт учащимся по одной картинке и предлагает составить по картинке предложение.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Как медведь сам себя напугал“ по рассказу Н, Сладкова» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Работа с рассказом.
Логопед читает рассказ :
«Вошёл медведь в лес. Хрустнула под тяжёлой лапой веточка. Испугалась
белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сороку, из-под кустов выпугнул. Так крик поднялся на весь лес. Услышали лоси, пошли по лесу кусты ломать!
Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока кричит, лоси кусты ломают. И позади кто-то топает! Не уйти ли лучше? – подумал медведь. Рявкнул медведь и дал стрекача.
Эх, знать бы ему, что позади-то заяц топал, белка ему шишкой в лоб угодила. Так сам себя медведь напугал».
1) Словарная работа.
Логопед выясняет, понятен ли детям смысл слов хрустнула, угодила, насторожил, выпугнул, помчал, дал стрекоча. Затем предлагает подобрать у указанным словам близкие по смыслу слова (синонимы).
2) Расстановка картинок в последовательности, соответствующей сюжету рассказа.
Логопед предлагает детям расставить картинки. При затруднении помогает.
3) Выяснение причинно-следственных связей.
Вопросы:
Почему медведь убежал из леса?
Почему испугались лоси?
Почему испугалась сорока?
Почему испугался заяц?
Почему испугалась белка?
4) Выяснение логических связей.
Вопросы:
Получился бы рассказ, если бы не было медведя?
Почему рассказ не получился бы?
Получился бы рассказ, если бы не было белочки?
Шишки у белки? и т. д.
5) Выяснение последовательности действий в рассказе.
Логопед обращает внимание детей на последовательность происходящих в рассказе действий. Ставит вопросы и указывает на соответствующую картинку, например: «Что сделал? (Указывает на медведя.) – Вошёл. Что сделала? (Указывает на веточку.) – Хрустнула. Что сделала? (Указывает на белку.) – Испугалась. И т. д.
Затем предлагает детям вспомнить и назвать по порядку слова-действия, опираясь на картинки (вошёл, хрустнула, испугалась, выронила, упала, угодила, вскочил, помчался, наскочил, выпугнул, подняла крик, услышали, пошли кусты ломать, рявкнул, убежал).
6) Восстановление текста с опорой на последовательность глаголов.
Логопед называет действие, учащиеся – предложение с этим словом.
7) Рассказ текста по предметным картинкам, расположенным в сюжетной последовательности.
8) Пересказ без опоры на картинки.
Логопед кладёт картинки обратной стороной и предлагает детям вспомнить, что было изображено на каждой, и пересказать сказку.
3. Итог занятия.
Литература: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. Т. В. Волосовец. – М. : В. Секачев, 2007. – 224 с.