Алёна Попова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в мир сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: «Речевое развитие» (приоритетная, интеграция- «Социально – коммуникативное развитие».
Тема занятия : «Путешествие в мир сказок» литературное развлечение.
Возрастная группа: старшая группа.
Цель занятия : систематизация и обобщение знаний детей о сказках, как о жанре художественной литературы.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в мир сказок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Образовательные: закреплять умение быстро находить ответ на загадку, отстаивая свою точку зрения и узнавать знакомую сказку; закреплять умение узнавать сказку по иллюстрации, сопоставляя их; закреплять умение узнавать сказку по реплике персонажа; закреплять умение узнавать сказку по характерным особенностям персонажа.
Развивающие :
-Совершенствовать познавательные процессы и коммуникативные навыки.
Воспитательные:
-Воспитывать умение выслушивать высказывания товарищей.
-Воспитывать умение работать в команде. -Воспитывать чуткость к художественному слову.
Дополнительные задачи: обращать внимание детей на особенности жанра сказки.
Планируемые результаты занятия : устойчивые обобщенные знания детей о сказках : о персонажах, событиях.
Подготовительная работа: чтение детям сказок, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций к сказкам. Дидактические игры «Опиши героя», «Чудесный мешочек», «Назови героя», «Чья песенка?», «Я назову, вы продолжите», выставка книг по теме.
Средства (Материалы и оборудование) : письмо, «следы» из цветной бумаги, чудесный мешочек с картинками (Яйцо, Лошадка, Стрела, Ключ, Топор, Щука, Перо, Цветок).
Способы: художественное слово, проблемная ситуация, поощрение, физ. минутка, вопросы, пояснение задания педагогом, рассматривание иллюстраций.
ХОД:
Ребята, послушайте пожалуйста стихотворение:
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них.
Ребята, вы, наверное, все любите сказки?
Мамы и папы, бабушки и дедушки часто вам читают их. А кто знает, какие бывают сказки? Сказки бывают народные, авторские, волшебные, сказки о животных и бытовые сказки. Чем сказка отличается от рассказа?
Нам сегодня в детский сад пришло письмо от Маши:
«Дорогие ребята, помогите мне добраться до моего дома. Я уже давно живу у Мишки в лесу и очень скучаю по бабушке с дедушкой. Мишка улегся спать. А мне одной очень страшно в лесу.
Добраться до меня вы сможете по Мишкиным следам, на них написаны задания, которые надо выполнить. Но для этого надо вспомнить русские народные сказки. Запомните ребята, что первое задание будет прятаться в следе красного цвета,
второе – в следе желтого цвета,
третье – в следе зеленого цвета
четвертое – в следе синего цвета
Маша».
- Ребята, вы хотите помочь Маше?
- Отправляемся в путь. Первым вам нужно найти след красного цвета.
-Молодцы, отыскали, первым делом, чтобы помочь Маше вам нужно отгадать сказочные загадки :
1 задание «Сказочные загадки»
На сметане он мешен.
На окошке он стужен.
Он от бабушки ушел,
Он от дедушки ушел.
От лесных зверей удрал,
На обед лисе попал.
(Колобок)
Девочка в корзинке
За спиной сидит,
Пирожки с корзинки
Кушать не велит.
(Маша и медведь)
Посадили ее в землю глубоко,
Оказалось вытащить очень нелегко.
Ох, засела крепко
В доброй сказке …
(Репка)
Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…
(Теремок)
Вот и вечер наступает,
В королевстве шумный бал.
Фея ей наряд подарит,
Чтоб ее никто не знал.
С бала в полночь убежала,
Башмачок свой потеряла.
(Золушка)
-Ребята, надо поискать второй след желтого цвета.
2 задание «В волшебном сундучке находятся картинки из разных сказок. Я буду показывать вам картинку, а вы по очереди будут отгадывать из какой сказки данная картинка.»
1. Яйцо – «Курочка Ряба».
2. Лошадка– «Сивка-бурка».
3. Стрела – «Царевна-лягушка».
4. Ключ – «Приключение Буратино».
5. Топор – «Каша из топора».
6. Щука – «По щучьему веленью».
7. Перо – «Финист – ясный сокол».
8. Цветок – «Цветик Семицветик»
- Теперь вам нужно найти третий след зеленого цвета.
3 задание «Назови героя сказки, которому принадлежит фраза и саму сказку»
«Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел»
(Колобок из сказки «Колобок»)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок»
(Маша из сказки «Маша и медведь»)
«Печка, матушка, спрячь нас!»
(Сестрица из сказки «Гуси-Лебеди»)
«Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?
Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?
(Петушок из сказки «Колосок»)
«У меня не усы, а усищи, не лапы лпищи, не зубы,
а збищи — я никого не боюсь!»
(Заяц из сказки «Заяц-хвастун»)
«Как выскочу, как выпрыгну – пойдут клочки по закоулочкам!»
(Лиса из сказки «Заюшкина избушка)
-Ребята, мы почти у цели, нам осталось найти последний след синего цвета, чтобы помочь Маше.
4 задание «Угадай персонажа и предмет по его приметам»
1. По какой особой примете можно узнать Бабу-Ягу? (нос крючком).
2. На какой птице летала Дюймовочка? (ласточка).
3. Что не смог вытащить из земли дед и всё его семейство? (репа).
4. Из какого инструмента солдат сварил кашу? (топор).
5. Какой предмет потеряла Золушка? (туфелька).
6. Что потерял ослик ИА? (Хвост).
7. Встреча с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука).
8. Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Куриные ножки).
9. Кто говорил, что он красивый и в меру упитанный мужчина? (Карлсон).
10. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иглы? (Кощей).
11. Какие герои сказки кушали из кувшина и из тарелки и оба остались голодными? (лиса и журавль).
12. Любимый летательный аппарат Б. Я.? (ступа)
- Молодцы ребята, вот мы и добрались до домика. Из домика выходит Маша. Благодарит детей. Ребята предлагают Маше остаться с ними. А сейчас давайте немного поиграем с Машей:
Наш весё лый теремок: он не низок, не высок. (встать на носки, присесть)
В нём лягушка прыг да прыг, (прыжки)
Воробьишка чик – чирик, (махи руками)
петушок тянет носок, (ходьба на месте с выс. подн. колен)
и зайчишка скок да скок. (прыжки на месте)
Мушка крылышками машет, (бег на месте)
Мышка же с платочком пляшет. (дети пляшут)
Ёж закрыл дверной замок,
Сторожит он теремок (хлопки)
Сказки учат нас быть добрыми, отзывчивыми и дружными. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки. Маша вас благодарит за помощь и за то, что вы с ней поиграли и в честь этого дарит вам подарки.