Зухра Аминова
Составление описательного рассказа «Зима». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Составление описательного рассказа «Зима»
Составила Аминова Зухра Тимеряновна
Цель: Закрепление знаний детей о зиме.
Задачи:
Обучающие:
учить рассказывать о содержании сюжетной картины;
формировать знания детей о временах года, о зимних месяцах, о признаках зимы;
формировать умение у детей отвечать на поставленные вопросы полным ответом;
упражнять в подборе прилагательных к существительным;
расширить знания детей о безопасном поведении в зимнее время года;
Развивающие:
развивать внимание, мышление, мелкую моторику;
развивать художественный вкус, фантазию;
развивать умение анализировать, сравнивать, делать вывод;
Воспитательные:
воспитывать любовь к красоте зимней природы;
вызвать чувство сострадания к птицам зимой;
прививать любовь к художественным произведениям.
Ход занятия.
Проводится гимнастика.
Воспитатель:
Всегда ровно по режиму
Есть занятие у нас.
Чем мы будем заниматься,
Кто ответит мне сейчас?
(Будем разговаривать, беседовать друг с другом, играть)
– Тогда не будем терять время.
Воспитатель: ребята, давайте изобразим, как катаются на коньках, лыжах, как играют в снежки (дети имитируют движения).
Теперь будем выполнять движения в соответствии с текстом.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы дружно приседаем,
И дружно все встаём.
Молодцы, все зарядились бодростью! Занимайте свои места (дети садятся за столы).
Отгадайте загадку:
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
А зовут меня. (Зима)
Д. Зимушка – зима.
В. А сейчас какое время года? (Зима.)
В. Назовите зимние месяца. (Декабрь, январь, февраль.)
В. Верно. Сегодня мы поговорим о зиме. Что происходит в природе зимой?
(Становится холодно. Солнце греет мало. На улице сильный мороз. Кругом снег.)
В. Молодцы. Какие стоят деревья? (Белые.)
В. Что лежит на крышах домов и на улице? (Снег.)
В. Что надевают люди зимой? (Шапку, шубу, теплые сапоги.)
В. Как живется зверям и птицам зимой? (Трудно.)
В. Почему? Как можно им помочь? (Сделать кормушки, давать им корм.)
В. Верно. Мы должны заботиться о зимующих птицах.
В. Какие вы знаете зимние игры? (Можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, лыжах, с горки.)
Белое покрывало весь мир одело (снег).
Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времён года?
Ответы детей.
Какой снег зимой?
Ответы детей.
Когда мы идём по снегу, что с ним происходит?
Дети: Хрустит, скрипит.
Какая бывает погода зимой?
Дети: Холодная, снежная, вьюжная. Морозная
Что происходит зимой с деревьями?
Дети: Они отдыхают, спят, укрывшись снегом.
Как живут зимой птицы и звери?
Дети: Зимующие птицы не боятся снега, но большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать.
Какими словами можно сказать о зиме, какая она?
Дети: Снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная….
Игра «Добавь словечко». Дети во всех предложениях добавляют слово зима.
Пришла….зима
Мы ждали….
Мы рады…
Мы встречали …
Мы будем гулять….
Мы поём песни о ….
- Мы очень рады зиме
К нам кто-то пришёл в гости. Я вам прочитаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.
Снег катали и месили,
Человека мы слепили,
Вместо глаз – два уголька,
Там, где нос – морковка,
А в руках – метёлка.
Кто он, наш Егорка?
Дети: снеговик (воспитатель выставляет игрушку на стол).
Снеговик тоже приготовил для вас загадку.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, круглолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром.
О чём загадка, о каком времени года? (о зиме). Что за тройка прилетела? (три зимних месяца). Назовите их (декабрь, январь и февраль). Какой сейчас зимний месяц? (ответы детей).
Сегодня на занятии мы с вами будем составлять рассказ о зиме. А чтобы рассказ получился интересным, нам надо будет отгадать загадки о приметах зимы. Мы ведь любим отгадывать загадки?
Он – пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь (снег)
Проработав целый день,
Намела гору метель.
Что за горка? Как зовётся?
Вам ответить мне придётся (сугроб)
Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул он в окно и исчез,
А на окнах вырос лес (мороз)
Слышишь? Вьюги говорят:
«У зимы- хозяйки нашей,-
Для деревьев есть наряд
Всех нарядов зимних краше» (иней).
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло,
Скользко, весело, светло (лёд).
Избушка новая –
Для всех столовая.
Зовёт обедать,
Крошек отведать (кормушка)
1. Белый, но не сахар, Безногий, а идет. (Снег)
2. На дворе горой, в доме водой. (Снег)
3. Он всю зиму пролежал, весной в речку побежал. (Снег)
4. Белой стайкой мошкара Кружит с самого утра. Не жужжит и не кусает, Тихо в воздухе летает. (Снежинки, снег)
5. С неба падает зимой, Тихо кружит над землей, Легкая пушинка Белая… (Снежинка)
6. Висит она вниз головою, Не летом, а снежной зимою. Как только весна в мир придет, Заплачет и в снег упадет. (Сосулька)
7. Как простое стекло, он прозрачен, Но для окон не предназначен. (Лед)
Воспитатель: молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А сейчас представьте, что у вас на ладошке – снежинка. Сдуем её нежно, медленно, чтобы она летела долго и легко (Проводится дыхательное упражнение).
Проводится физкультминутка.
Воспитатель (выкладывает на доске картинку с изображением зимнего пейзажа).
А теперь мы с вами будем составлять рассказ о зиме. Я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать.
Рассказ должен быть полным, интересным.
Вы знаете, в рассказе должно быть начало. Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!
Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.
И конец рассказа. Например: Мне очень нравится зима! Я люблю зиму!
Общение по картине:
Какое время года здесь изображено?
Куда пришли дети?
Чем занимаются дети? (Дети катаются на санках с горы, лепят снежную бабу, катаются на лыжах, играют снежки).
Как ребята играют зимой? (Весело, радостно, дружно, интересно, задорно).
Как одеты дети?
Что вы ещё видите на картине?
В конце рассказа скажите, какое у ребят было настроение.
Наступила снежная, холодная зима. Выпал белый, пушистый снег. Появились большие, мягкие сугробы. Дует холодный ветер. Все вокруг засыпало белым снегом. Вода в реках и озёрах покрылась толстым, холодным льдом. Деревья покрылись красивым, серебристым инеем. К нам прилетели самые красивые птицы – снегири, синицы. Птицам зимой холодно и голодно, поэтому нужно для них вывешивать кормушки. А ещё белка поменяла свою рыжую шубку на серую. А заяц поменял свою серую шубку на белую. Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. Они любят зиму, потому что можно кататься на санках и лепить снеговиков. Зимой мы наряжаем ёлку и Дед Мороз приносит нам на праздник подарки.
Гимнастика для глаз «Озорная снежинка».
Чтобы ваши глазки не устали, мы проведем гимнастику для глаз. А поможет нам вот эта озорная снежинка. Встаем на ножки.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли (вытянуть снежинку вперед, сфокусировать на ней взгляд)
Снежинка вправо полетела,
Дети вправо посмотрели (отводят снежинку вправо, следят взглядом)
Опять снежинка полетела,
Глазки влево посмотрели (отводят снежинку влево, следят взглядом)
Ветер снежинку вверх поднимал
И на землю опускал (следить за снежинкой движениями глаз вверх-вниз)
Глазки закрываем (дети закрывают глаза)
Глазки открываем, и задания Зимы выполняем.
Дидактическое упражнение «Как сказать одним словом»
Дети стоят в кругу, бросаю ребёнку мяч говорю замёрзшая вода, а ребёнок - лёд, падает снег –снегопад, сильная метель - вьюга, снег прилип к деревьем – иней, расписные окна зимой –(изморозь) и т. д.
Вспомним пословицы о зиме:
Зима без мороза не бывает.
Береги нос в большой мороз.
Снег глубок –год хорош.
Итог занятия.
- О чем мы с вами придумывали рассказ по мнемотаблице?
- В какие игры мы играли? Как они называются?
-Какие пословицы вспомнили?