Полина Матулайтес
Конспект по развитию монологической речи обучение рассказыванию в группе старшего дошкольного возраста «Лето»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Лето»
Цель: Формирование умения у детей целенаправленному рассматриванию картины - целевое восприятие, последовательное рассматривание отдельных самостоятельных эпизодов. Формирование умения составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.
Образовательная: Расширять и обогащать знания детей об особенностях летней природы; Формировать умение рассказывать о содержании сюжетной картины; стимулировать творческую активность детей, формировать умение развивать сюжет изображения на картине.
Публикация «Конспект по развитию монологической речи обучение рассказыванию в группе старшего дошкольного возраста „Лето“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Лето. Конспекты занятий по развитию речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Старшая группа
- Темочки
Развивающая : продолжать развивать речь как средство общения; активизировать в речи детей слова, относящиеся к теме «Лето»; обогащать речь прилагательными; совершенствовать диалогическую форму речи.
Воспитательная: Воспитывать культуру речевого общения в условиях коллективного взаимодействия.
Предварительная работа: чтение стихов о лете, рассматривание иллюстраций, беседы по данной теме; наблюдение за погодой на прогулке.
Словарная работа:
Активизация: солнечное, дождливое, жаркое.
Обогащение: тень, тёплое, река.
Ход занятия:
Организационно-мотивационный этап.
Воспитатель:
(Предлагаю детям встать в круг. Давайте за руки возьмемся, друг другу вместе улыбнемся.)
Дети:
(Все дети и воспитатель встают в круг, приветствуют друг друга.)
Воспитатель:
Игра «Скажи со словом «летний»
Я буду бросать каждому мяч и задавать вопрос, вы должны ответить. Например, я бросаю Любе мяч и спрашиваю Какое сейчас время года? Все должны ответить полными предложениями – сейчас на улице летнее время года и так по кругу, все внимательно слушаем и отвечаем на мои вопросы правильно.
- Какая погода сегодня на улице?
- Какое сегодня небо?
- Что делает солнце?
- Что можно делать на прогулке летом?
Дети:
- Сегодня очень жаркая погода.
- Голубое небо и очень красивое.
- На небе ни тучки, солнечная погода.
- Солнце греет землю, реки, моря и нас.
- Летом, можно играть в футбол, или в другие активные игры. А ещё
летом можно загорать, купаться в речке или на море.
Воспитатель:
Да ребята, летом погода жаркая, солнечная, иногда ещё бываю ливни и гроза, но и бывает грибной дождик, это когда светит солнце и идёт не большой дождь.
Давайте хором проговорим эти слова. ( Все вместе проговаривают слова: Жаркая, солнечная, ливень, гроза, грибной дождь, светит солнце.) Молодцы!
Воспитатель:
Ой, ребята, сегодня нам пришла телеграмма от детей, которые живут в Антарктиде, они не знают, что такое «Лето». Я хочу отправить им письмо, а вы должны мне в этом помочь. Сегодня мы с вами поговорим о лете, вы будете составлять рассказ по картине, а я записывать на листочек, потом мы отправим ваши рассказы детям, живущим в Антарктиде.
Дети, садимся на стульчики. (Перед детьми мольберт, картина «Лето красное пришло»). Сейчас, внимательно посмотрите на картину и скажите какое время года запечатлено? Почему вы так думаете?
(Дети садятся на стульчики. Внимательно слушают воспитателя, рассматривают картину.)
Дети:
- На картине лето, потому что дети все одеты по летнему.
Воспитатель:
- Что делают девочки под зонтиком?
- Посмотрите на девочку в красной юбочке, что вы можете сказать о ней?
- Что собрали ребята, в корзину?
- Что делают мальчики?
Дети:
- Девочки, лежат на лужайки и загораю на солнышке.
- Девочка в красной юбочке играет в мяч вместе с мальчиком. У них красивый, красный мяч.
- Мальчик и девочка вышли из леса с полной корзиной земляники.
- Два мальчика плавают, купаются. А ещё два мальчика катаются на лодке.
Воспитатель:
А сейчас придумайте рассказ по картинке "Лето красное пришло"
По плану:
Какое время года наступило?
Что делают девочки?
Что делают мальчики?
Им весело вместе?
Первый рассказ, который я запишу, нам расскажет Арина.
Арина:
Наступило лето. Солнце стало греть сильнее. Однажды жарким летним днём, ребята вышли погулять на лужайку. Катя и Вера, постелили свои красивый полотенца и легли загорать. Коля принёс из дома, свой красивый, красный мяч. Коля вместе с Машей играют в мяч. Максим и Ваня играют в моряков и катаются на лодке. Петя и Лёня купаются в тёплой реке. А ребята Дима и Поля вышли из лесу с полной корзиной сладкой земляники, чтобы угостить своих друзей.
Воспитатель:
Умницы большое спасибо за рассказ, ребята, кто-нибудь хочет дополнить рассказ!
Дети рассказывают свои рассказы и дополняют рассказ Арины.
(При затруднении рассказывания детьми, даю образец рассказа).
Физкультурная пауза. «НА РЕЧКЕ»
Вот и утро, хватит спать,
Отправляемся гулять.
Вдалеке блестит река,
Холодна и глубока. (Ходьба на месте.)
А по небу ходят тучи,
Вот пробился солнца лучик.
Руки к солнышку потянем,
Лучик солнечный достанем. (Руки вверх.)
Как приятно в речке плавать
Берег слева, берег справа. (Повороты головы в стороны.)
Речка лентой впереди.
Сверху мостик – погляди. (Наклоны головой вверх-вниз.)
Чтобы плыть еще скорее,
Надо нам грести быстрее.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Вращение рук вперед.)
Мы по берегу гуляем,
Ищем ракушки в песке.
Наклоняясь, собираем
И сжимаем в кулаке. (Наклоны вперед.)
Сядем дружно на песок,
Не ленись ты, мой дружок.
Чтобы больше их собрать,
Надо чаще приседать. (Приседания.)
А теперь пройдем немного.
Поднимая выше ногу. (Ходьба на месте.)
Мы на речке порезвились
В группу снова возвратились. (Дети садятся.)
Воспитатель:
Молодцы ребята, а теперь предлагаю поиграть!
Игра «Угадай действие»
Сначала Я буду движениями изображать какое-нибудь летнее развлечение, или действие на прогулке, а вы ребята должны сказать какое. Потом изобразит кто-то из вас, кого я выберу. Понятно?
Дети:
Даааа! ДА!
Воспитатель:
Начинаем играть.
Изображаю что пускаю кораблики
Изображаю, что нюхаю летний букет цветов
Греюсь на солнышке
Убегаю от летнего дождя
Играю в мяч
Купаюсь в реке и т. д.
Заключительная часть:
Воспитатель:
Ну что ребята, получилось у нас составить рассказы, чтобы написать письмо детям в Арктику? Вы помогли мне?
Что было трудным для вас? Что нам помогло в составлении рассказа?
Дети:
- Да получилось!
- Нам помогла картина, на которой изображено лето в составлении рассказа.
- Было немного трудно отвечать полными предложениями.