Кобзарь Галина
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Семейный бюджет, доход, расход»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид деятельности: Познавательно - исследовательская деятельность.
Тема: «Семейный бюджет (доход, расход)».
Форма работы: Решение проблемной ситуации.
Цель: Формирование представлений о семейном бюджете и его основных источников (заработная плата, стипендия, пенсия).
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Семейный бюджет, доход, расход“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семейный бюджет
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Задачи: Формировать представление о том, как складывается семейный бюджет. Раскрыть содержание понятий «доход», «расход», установить связь между ними. Развивать умение классифицировать предметы, относящиеся к доходам и расходам в семейном бюджете. Воспитывать познавательный интерес.
Материалы и оборудование: Ноутбук, карточки семьи (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра); мяч, монеты номиналом 1 рубль и 10 рублей, карточки расходов, кошельки (3 штуки).
Этапы работы Содержание этапов
1. Организационный момент Пальчиковая игра: «Товары в магазине»
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших
пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» - запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно).
2. Мотивация детей к деятельности Ребята, сегодня к нам в гости пришел Лисёнок. (На экране появляется Лисенок).
Лисёнок хочет к вам обратиться с одним вопросом. Послушайте его.
«Здравствуйте ребята! Я рад, что моё обращение дошло до вас! Я услышал, как мама и папа обсуждали семейный бюджет. Это новое для меня слово. А вы знаете, что оно обозначает? Расскажите мне пожалуйста.
3. Постановка детьми цели деятельности Как вы думаете, о чем у нас сегодня пойдет разговор с Лисёнком?
4. Совместная работа с детьми по нахождению средств деятельности Ребята, у каждого из вас есть семья. Из кого она состоит?
Дети перечисляют (папа, мама, бабушка, дедушка, брат, сестра).
Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу.
У каждого члена семьи есть свои обязанности.
Что делает мама?
Чем занимается папа?
Как вы помогаете маме и папе?
Что делает бабушка?
Что делает дедушка?
Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире, и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы пригласить гостей нужно приготовить вкусный обед, нужно что-то купить? Что именно? (продукты)
А для того чтобы постирать белье, что нужно иметь?
А для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести что?
То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость.
Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?
Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги?
Верно, мама с папой получают заработную плату. (на мольберте размешаются карточки мамы и папы)
Да, за то, что люди работают, им платят заработную плату, так как, каждый труд должен оплачиваться.
Ребята, ваши бабушки и дедушки, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц либо почтальон приносит бабушкам и дедушкам деньги, либо они идут в банк и там их получают. Это называется пенсия. (на мольберте размещаются карточки бабушки и дедушки).
У кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.
Давайте, повторим это слово. (на мольберте размещаются карточки брата и сестры)
Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет.
Повторим слово бюджет.
. Слово бюджет произошло от старинного нормандского слова «бюджетте», что переводится, как кошелек, сумка, мешок с деньгами.
Женя, расскажи, пожалуйста, из чего складывается бюджет в вашей семье.
Маша, расскажи ты, из чего в вашей семье складывается бюджет.
Что еще можно отнести к доходам семьи? Как вы думаете?
К доходам можно ещё отнести выигрыш в лотерею, денежный подарок на день рождения, дополнительный заработок — продажа с огорода овощей.
Но в каждой семье есть и расходы.
Просите ли вы своих родителей, когда они получают зарплату купить вам сладости или игрушки?
- А знаете ли вы, на что нужно родителям израсходовать деньги в первую очередь?
Оплата детского сада, покупка продуктов, оплата за квартиру, за свет, за воду, за электричество — всё это расходы семьи. И за всё это нужно заплатить вашим родителям.
Давайте передохнем немного и продолжим.
Физминутка «Покупки».
Мы бежали по дорожке (бег на месте,
Порвались вдруг босоножки! (1 хлопок в ладоши)
Что же делать? Как нам быть? (2 раза руки в стороны)
Где же обувь нам добыть? (качаем головой)
Будем обувь покупать (4 притопа)
Станем денежки считать! (потирание ладоней)
Раз, два, три, четыре! (пересчитываем пальцы)
Вот мы туфельки купили! (руки вниз, нога на пятку).
Ребята, скажите пожалуйста, если порвалась обувь, это доход или расход?
Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Доход-расход». Я буду называть примеры доходов и расходов. И тот. кому я брошу мяч, должен ответить, доход это или расход.
Папа получил зарплату — Д.
Ребенок заболел — Р.
Выиграли в лотерею — Д.
Продали часть урожая — Д.
Маме дали премию – Д.
Порвались штаны — Р.
Заплатили за воду — Р.
Купили арбуз — Р.
Молодцы, дети, вы хорошо справились с заданием. Теперь вы точно знаете, что является доходом, а что является расходом в семье.
Присаживайтесь на стульчики. Сейчас я вам расскажу небольшую сказку, а вы внимательно послушайте.
Жили – были деда баба, и была у них курочка – Ряба. Однажды получили они пенсию и начали думать да гадать, как им деньги потратить. Думали – думали и вдруг бабка говорит «Мне срочно нужен новый холодильник, а то мышь все овощи в подполе сгрызет». А дед говорит «А мне нужен новый телевизор, а то сегодня футбол по телевизору, а я в старом даже мяча не увижу».
Пошли они в магазин электроники и купили нужные им товары. Привезли домой – сидят радуются.
Вдруг слышат странный стук у дверей, а это волк пришел. Закричал он страшным голосом – «А ну открывайте дверь! Вы за дом заплатили? А за воду? А за свет вы заплатили? Уходите по добру, по здорову, теперь я здесь жить буду!» Дед плачет, бабка плачет, а курочка кудахчет «Не плачь дед, не плачь бабка, я снесу вам новое яичко, да не простое, а золотое, вот с долгами и расплатимся». Так и случилось, снесла курочка Ряба яичко золотое, продали его на рынке, а на вырученные деньги оплатили квартиру, и свет, и воду и еще на продукты осталось.
Кто из героев сказки поступил неправильно? Как нужно было поступить? Кто помог бабке с дедом?
Все правильно, но не у всех есть волшебные помощники. Поэтому рассчитывать нужно только на бюджет своей семьи и тратить деньги правильно
А мы сейчас проверим, научились ли вы правильно распоряжаться семейным бюджетом.
5. Самостоятельная работа детей по апробации способов деятельности Девочки, я вам предлагаю поиграть в игру «Распредели семейный бюджет».
Дети делятся на пары, каждой паре даю конверт с семейным бюджетом.
Распределите ваши доходы и расходы.
В конверте определенная сумма. На питание ваша семья тратит 3 рубля, на коммунальные услуги 2 рубля. А остальные деньги прошу распределить самостоятельно. (на столе лежат картинки с изображением расходов. Задача детей – распределить деньги на нужные им расходы). Обмен информацией как дети распределили деньги.
6. Подведение итогов, обсуждение результатов Наше занятие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали? Кому мы можем рассказать об этом?
Ну что же, ребята, как вы думаете, мы справились с просьбой Лисенка? Смогли мы ему правильно объяснить, что такое семейный бюджет?
Давайте послушаем Лисёнка, понял ли он наши рассуждения.
Лисё нок: «Спасибо,ребята, я теперь понял, что такое семейный бюджет и из чего он состоит. До свидания».
Дети, вы все молодцы. Спасибо вам.