Светлана Филимонова
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Имя твое — птица в руке»
▼ Скачать
Имя твое — птица в руке
Цель:1 Формировать представление ребенка о себе как уникальной, самоценной,неповторимой личности. Познакомить с языковым знаком индивидуализации человека (т. е. именем). Дать сведения о происхождении имени,их смысловой значимости. Углубить представление ребенка о себе (пол,возраст). 2 Развивать представление о других людях на основе сопоставления себя с, выделения сходства и различия. 3. Упражнять в словообразовании на примере имен (подбор суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением). Побуждать к проявлению в самостоятельной деятельности при изображении имени, находчивости, фантазии. Способствовать проявлению форм дружеского обращения друг к другу. Воспитание активной жизненной позиции.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Имя твое — птица в руке“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Организационный момент:
Дети встают в круг, взявшись за руки.
Воспитатель: Получился большой круг, будто мы хотим вместить всю землю.
Чтение и стихотворения и движения:
Ты можешь спать, а где-то -(шепотом приседая)
Наступает час рассвета-(вскочить на ноги)
За окном зима, а где-то лето- (присесть)
Много на земле людей- (вскочить)
Мир большой- (разойтись)
Запомни это- (громко крикнуть)
Аудиозапись - "плачь ребенка"
Воспитатель: Как вы думаете кто это плачет? (ответы детей)
Да с таким плачем рождаются маленькие дети. Это плачь, крик возвещает-родился ребенок, родился человек.
(Обращает внимание на каталку, где лежат "новорожденные дети" -запеленутые дети)
Вот так их пеленают в роддоме, и на руках у них бирки с номерками. Посмотрите и скажите эти малыши чем нибудь отличаются друг от друга? (ответы детей).
Воспитатель: Они почти все одинаковые, отличить их друг от друга трудно, имен у них еще нет, а только бирочки с номерами и написано-мальчик буквой "М", девочка-буквой "Ж". И несут их кормить строго по номерам в палаты к своим мамам.
А вас бы понравилось, если бы вас называли цифрой-пятый, двадцать восьмой? и т. д.
Никому бы не понравилось такое имя. Вот поэтому-то всем новорожденным выдают свидетельство о рождении- это документ заменяющий паспорт взрослого человека.
А сейчас я хочу попросить вас помочь мне разобраться вот в этих документах, которые поступили из роддома, здесь закодированы имена наших малышей.
(работа детей с кодом, выложить имена из букв на магнитах)
(размышление детей). Можно задать вопрос: "Тебе нравиться здесь" и вопрос прозвучит в пустоту. А можно так "Олег, тебе нравится здесь". Олег поймет, что нам важно знать его мнение. По имени называют человека, когда о нем хотят что-то узнать или у него что-то спросить, например "Арина красиво танцует" или "Молодец, Вова, он пропустил Машу вперед!". И любой другой человек услышав свое имя, поймет, что говорят именно о нем.
Каждый ребенок имеет право на собственное имя. Это даже записано в нашей Российской Конституции. И когда родители ждут ребенка, они выбирают ему такое имя, в которое вкладывают свои надежды, пожелания. С эти именем он проживет всю жизнь. Про хорошего человека говорят: "У него доброе имя". А если хотят предостеречь от плохого, советуют: "Не губи своего имени". А как вы понимаете русскую пословицу: "Богатого- по отчеству, убогого -по прозвищу"? (ответы детей). Раньше были такие имена как: Мичура-угрюмый, Цецилия-слеповат, Кручина-не веселая, Лада-все хорошо.
В разные времена были разные моды на имена. Назовите мне современные имена, которыми называют сейчас малышей (ответы детей)
А когда-то были Агрофена, Пелагея, Павлина, Акулина, Тимофей.
Мода меняется и наших детей начали называть именами наших бабушек: Полина, Арина. Д/игра "Назови друга"
Но еще каждого можно назвать ласково и нежно. Давайте назовем друг друга ласково (Аленушка, Володенька). Передают по кругу сердечко и называют)
А теперь в обратном направлении, но называть надо по взрослому (Алексей, Анастасия).
Мы уже знаем, что каждое имя имеет свое значение. Расскажите каждый о своем имени. Как вы думаете, ваши родители почему вас так назвали?
Владимир-властелин мира, Алексей-защитник, Маргарита-жемчужина.
Это большая ответственность,носить имя.
С именем
Я-Олег -обводит небольшой круг, прижимая к себе руки
Я-Отрадненец -круг побольше
Я-Кубанец -круг еще больше
Я-Россиянин -и т. д.
Я-Землянин
Воспитатель:
Имя твое птица в руке.
Имя твое-льдинка на языке
Одно-единственное движение губ,
Мячик пойман на лету,
Серебряный бубенец во рту. (М. Цветаева)
С чем сравнивает Марина Цветаева имя? (ответы детей)
Правильно с птицей, льдинкой, бубенцом и т. д.
Значить как имя будет звучать? (легко, остренько, прыгуче, звонко).
Произнесите каждый свое имя и послушайте, как по разному они могут звучать.
А знаете ли вы песни о именах?
(Антошка, Наташка-первоклашка,Катюша) дети попевают по 1 куплету.
Воспитатель: А сейчас я хочу вам рассказать небольшую сказку: "Ласковые имена".
Во дворе, пригорюнившись, сидела девочка Оля. Злодей-грубиян обозвал её и заколдовал. Теперь она не может веселится, пока кто-нибудь не расколдует её, назвав ласковыми именами.
Петя, её друг, узнав об этом, сбегал за книжкой "Словарь русских личных имен" и нашел эти ласковые имена.
Как вы думаете, как ласково Петя назвал Олю?
(Оленька, Олюшка, Олечка, Олюньчик)
И вот представьте, только Петя произнес эти ласковые имена, как девочка заулыбалась, лицо её расцвело и засветилось.
Воспитатель предлагает напечатать на листочках свои имена, только звучащие ласково.
Затем дети читают поговорки:
"Ласковое слово и кошке приятно"
"Доброе слово города строит, а злое разрушает"
Воспитатель: Как может слово построить город? Или разрушить его?
(ответы детей)
Мы сегодня играли и говорили, что мы все земляне. Но на земле очень много людей, стран. А вот некоторые наши имена, как они в других странах звучат.
Маша- Мария, Мари, Мириам, Марьяна;
Ваня- Джон, Иоган, Гуан, Вано, Жак.
Воспитатель: А вы спрашивали у своих родителей когда-нибудь, почему они выбрали вам это имя?.
Когда вы вырастите, у вас будут свои дети. Какие бы вы выбрали имена? почему?
На предыдущем занятии вы вырезали бумажные куколки,давайте дадим им имена и подарим нашим гостям. А для родителей напишем своё ласковое имя на сердечке и подарим им.
Итог: Когда нибудь, может быть, вы станете известными спортсменами, артистами, музыкантами, строителями и т. д. Ваши имена прославят нашу страну, а все мы с гордостью будем вспоминать о том, что детство ваше прошло в нашем детском саду и мы очень хорошо знали эту девочку и мальчика его (её) имя было, а сейчас он (она) Александр. ?Валентина. ?
.