марина воробьева
Конспект занятия «Знакомство с деревом долгожителем»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию
Тема: «Знакомство с деревом долгожителем»
Тип: интеллектуально-развивающее.
Вид детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая.
Программное содержание: формировать представление об уникальности дерева : рассмотреть причудливость ствола, переплетение веток, сделать вывод об огромной жизненной силе этого дерева; закрепить представление детей о необходимости света; закрепить представление детей о необходимости света, тепла, влаги и почвы для роста растения; развивать наблюдательность и умение делать элементарные обобщения и заключения; воспитывать у детей уважение и почитание к дереву-долгожителю, желание ухаживать за ним.
Публикация «Конспект занятия „Знакомство с деревом долгожителем“» размещена в разделах
Планируемые результаты: развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками».
Материал: письмо от Дядюшки Ау, модели необходимых условий для роста и жизни растений, записка от дерева-долгожителя.
Предварительная работа: рассматривание деревьев на прогулках, беседы о жизни растений.
Ход занятия : Начиная занятие, воспитатель зачитывает детям письмо от Дядюшки Ау.
Воспитатель: Ребята, почтальон принес сегодня письмо от нашего друга-Дядюшки Ау. Давайте его прочтем: «Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки! Я очень хочу вас познакомить со своим старинным другом – деревом-долгожителем. Приходите к нам на встречу, на станцию «Мудрое дерево». Ваш Дядюшка Ау».
Ну что, ребята, уважим Дядюшку Ау?
Дети: Да!
Воспитатель: Одевайтесь и пойдем на встречу.
На экологической тропе возле тутового дерева детей встречает Дядюшка Ау, здоровается с ребятами, говорит, что очень рад встрече, и обращает внимание малышей на дерево.
Дядюшка Ау: Ребятки, знакомьтесь, это мой друг – дерево-долгожитель, люди зовут его просто тутовник, а по-научному оно называется шелковица. Повторите это название и запомните.
Дети повторяют хором и по одному – 3- 5 человек) Вы встречались с ним?
Дядюшка Ау: Сегодня я предлагаю поближе рассмотреть его.
Воспитатель: Вы знаете, что означает слово «долгожитель»
Дети: долгожитель, значит старое, долго живет.
Воспитатель: Верно, ребята, слово «долгожитель» означает, что это дерево уже старое, оно очень долго живет. Потрогайте кору ствола дерева, какая она на ощупь?
Дети: Твердая, шершавая, в глубоких трещинах.
Воспитатель: А какого цвета кора?
Дети: темно-серая, коричневая
Воспитатель: Посмотрите, вот в некоторых местах отпали куск коры и видно, какой толщины кора, толстая она или тонкая?
Дети: Толстая.
Воспитатель: А посмотрите внимательно, что видно под корой?
Дети: Дырочки, ходы, которые проделали насекомые.
Воспитатель: Значит, это дерево еще является и домом для различных насекомых и их личинок.
Отойдите подальше и рассмотрите, какой формы ствол у долгожителя, как растут ветки.
Дети: ствол дерева извилистый, ветки растут то вверх, то в стороны.
Воспитатель: Да, за много лет своей жизни ствол дерева стал извилистым, в некоторых местах он переплетается с другими ветками, растет то вверх, то в стороны. А вот видите, когда-то в этом месте спилили часть старого погибшего ствола или ветки, и что появилось на его месте?
Дети: Выросли несколько молодых веток.
Воспитатель: Это значит, что есть еще силы у старого тутовника. Давайте посчитаем, сколько раз опиливали погибшие ветки?
Дети: Больше десяти раз.
Воспитатель: Но дерево не сделается, оно продолжает жить и расти.
Вспомните, ребята, и скажите мне, что необходимо любому растению для жизни и роста.
Дети: Свет, вода, тепло, почва.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, зимой дерево получает все необходимое для жизни?
Дети: нет
Воспитатель: А чего ему не хватает?
Дети: Тепла и света.
Воспитатель: И что же происходит с деревом?
Дети: Оно засыпает.
Воспитатель: Молодцы, ребятки. Действительно, деревья зимой как бы засыпают, они сбрасывают листья, чтобы не тратить свои силы на их питание, не пьют воды и почвы, так как она замерзает, и ждут до весны тепла. На ветках остаются только почки, в которых спрятана новая жизнь растения. Скажите, чем деревья пьют воду?
Дети: Корнями.
Воспитатель: А как вы думаете, у старого дерева большие корни или нет?
Дети: Большие: длинные и толстые.
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и растянемся в виде цепочки. Вот такие, наверно, корни у нашего друга. А как вы думаете, зачем ему такие большие корни?
Дети: чтобы крепко держаться за почву.
Воспитатель: Да, чтобы хорошо, крепко держаться за почву и не упасть; чтобы у дерева хватило сил через корни питаться, так как оно большое, и ему надо много воды и питательных веществ добыть из почвы. А что случится с этим тутовым деревом, если у него тонкие и короткие корни?
Дети: Оно упадет и погибнет.
Воспитатель: Посмотрите, у нашего долгожителя есть сухие ветки. Как вы думаете, что с ними надо делать?
Дети: Весной надо отпиливать.
Воспитатель: конечно, их надо отпиливать весной, спилы замазать специальным садовым варом – как вам раны зеленкой мажут, так и дереву его раны смазывают. Сейчас дерево спит, но весной оно проснется и ему нужен будет уход. Что надо будет сделать?
Дети: Отпилить старые погибшие сучья, смазать раны – спилы, окопать лунку возле дерева, полить его.
Воспитатель: Вот когда мы будем ухаживать за деревом, беречь его – то оно проживет еще много-много лет и будет радовать нас своей красотой, одаривать нас плодам, а летом укрывать от палящего зноя в тени своей кроны.
Посмотрите, на веточке висит какая-то записочка. В ней написано, что наш друг – тутовое дерево приглашает вас к себе в гости и весной, и летом, и осенью: «Ребята, приходите ко мне в гости чаще, мне будет очень приятно. Тутовник». Придете еще к нему в гости?
Дети: Да
Воспитатель: А сейчас давайте попрощаемся с ним. Подойдите к дереву, прижмитесь к нему своими ладошками, подарите ему немножко своего тепла, покажите ему свою любовь.
Дети обнимают дерево и прощаются с ним до следующей встречи, дают обещание прийти весной с садовыми инструментами, чтобы поухаживать за деревом.
Дядюшка Ау тоже прощается с деревом и ребятами.