Бобровская Елизавета Сергеевна
Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы «Природные материалы: песок, глина, камень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию старшей группы.
«Природные материалы : песок, глина, камень»
Составила и провела:
Воспитатель
Бобровская Елизавета Сергеевна
Д. Марковка.
Технологическая карта занятия.
ФИО: Бобровская Елизавета Сергеевна.
Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию старшей группы „Природные материалы: песок, глина, камень“» размещена в разделах
- Глина. Знакомство с глиной
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Поделки из природного материала
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Образовательные области в интеграции: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «художественно – эстетическое развитие», «Математическое развитие».
Тема занятия : «Песок, глина, камень!»
Возрастная группа : Старшая группа (5-6 лет)
Должность: Воспитатель
Место работы: МКОУ «Галицкая ОШ» дошкольная группа
Цель занятия : Продолжение ознакомление дошкольников с почвами – землёй, песком, глиной и их свойствами с помощью проведения опытов.
Задачи занятия :
Обучающая: Продолжать формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, земли знакомить с окружающим миром,
Развивающая : Продолжать развивать любознательность, внимательность, логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения,
Воспитательная: Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Словарная работа: Песчинки, сыпучесть, пластичность, твёрдость.
Планируемый результат занятия : дети ознакомились с песком, глиной и камнем, узнали их свойства, участвовали в беседе, отвечали на вопросы педагога, приняли активное участие в проведении опытов.
Подготовительная работа: Беседы о песке, глине, камне и их свойствах. Материалы и оборудование : песок, глина, разных размеров камешки пластиковые тарелки, ложки, стаканы, трубочки, салфетки, вода.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приёмы. Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационный – мотивационный этап Способствовать
Развитию интереса детей к предстоящей деятельности. Настроить детей на занятие. Устанавливает зрительный эмоциональный контакт, рассказывает о предстоящей деятельности. Словесный: загадывание загадок, вопросы детям, рассказ педагога о предстоящей деятельности. Отвечают на вопросы, отгадывают загадки. Проявляют интерес к предстоящей деятельности, внимательно слушают педагога, эмоционально настроены на занятие.
2. Основной этап Продолжать формировать умения и навыки выявлять свойства песка, глины, камня знакомить с окружающим миром. Продолжать развивать любознательность, внимательность, логичное мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения. Воспитывать у детей игровое и речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Педагог вводит детей в проблемную ситуацию, озвучивает предстоящую деятельность, напоминает правила при проведении экспериментов. Словесный: педагог объясняет задания, рассказывает интересные факты
Практический: эксперименты- элементарные опыты. Проводят опыты, делают выводы и умозаключения. Дети проявили интерес к деятельности, провели опыты, придержались всех правил при проведении опытов, сделали умозаключения.
3. Заключительный этап Подведение итогов, анализ деятельности, формировать навыки самооценки детей. Анализировать занятие с детьми, проводит рефлексию. Словесный: задаёт детям вопросы. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение о проделанной деятельности, анализируют свои успехи и ошибки. Подведены итоги и проанализирована на занятии, проведён анализ полученных результатов
Ход занятия:
Организационно – мотивационный этап:
Воспитатель: Ребята, посмотрите я пришла не с пустыми руками, а с волшебной коробкой, чтобы узнать, что внутри вам нужно отгадать загадки. Готовы?
Из камней он появился,
Зё рнами на свет явился:
Желтый, красный, белый
Или светло серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте (песок)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
Гончар для меня разведёт жаркое пламя.
Сухая, я твердой бываю как камень.
Размочат – как тесто податливой буду,
Могу превратиться в игрушку, в посуду,
Лечебными свойствами очень богата,
Меня отыскать вам поможет лопата.
Белая, красная и голубая
Узнали, ребята, кто я такая? (глина)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно!
В сережках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужный лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Тяжёлый, большой – одному не поднять,
А может быть лёгким - в ладошке лежать. (камень)
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, вы отгадали все загадки! Давайте посмотрим, что спрятано в этой волшебной коробке.
Воспитатель открывает коробку в ней ёмкость с песком, глиной, камнями.
Ребята всё это песок, глину, камень называют полезными ископаемыми. А кто находит эти полезные ископаемые?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно геологи! А кто такие геологи?
Ответы детей: Геологи – это люди, которые ищут в земле полезные ископаемые.
Основной этап:
Воспитатель: Ребята, так вот мы сегодня и будем исследовать песок, глину и камень. Итак, давайте начнём, посмотрите на своё рабочее место, тут расположены стакан с песком, ложка, стакан с водой, трубочка.
- Перед тем как начать нашу работу, давайте вспомним правила поведения:
Не пробовать то, с чем экспериментируете!
Не сыпать песок в глаза, делать опыты аккуратно!
Слушать внимательно воспитателя!
Работать дружно!
Мыть руки после экспериментирования!
- Свои исследования мы начнём с изучения песка. Рассмотрите его внимательно.
1 опыт:
Ход эксперимента:
Из чего состоит песок (из песчинок) Какого цвета? (светло-коричневый) Возьмите песок ложкой и насыпьте в тарелочку. Хорошо ли он сыпется? Что можно сказать о песке, если его можно сыпать? Он какой? (Сыпучий) А теперь возьмите трубочку и аккуратно подуйте на песок, что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Песчинки передвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете? (ответы детей) Куда делась вода? (ответы детей)
Воспитатель: Можно так сказать, что песок впитал в себя воду и стал мокрым? Можно ли сказать, что мокрый песок сыпучий? (нет, сыпучий только сухой) Из какого песка легче построить что – то – из мокрого или сухого? (ответы детей).
Вывод: Ребята, что мы узнали о песке: песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок сухой и сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, песчинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу.
Воспитатель убирает песок, ставит на стол тарелку с глиной.
Опыт 2:
- Ребята, внимательно рассмотрите, что лежит у вас в тарелке. Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Правильно, глина. Какого она цвета? Возьмите в руки, легко её мять? (ответы детей)
- Давайте нальём в тарелку с глиной немного воды и посмотрим, что получится. Куда делась вода? (Она плохо проходит сквозь глину) Как изменилась глина? (стала пластичной, мягкой из неё можно лепить). В заключение воспитатель делает вывод : глина состоит из множества маленьких частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если её намочить, она становится мягкой, пластичной.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Предлагаю вам немного отдохнуть.
Физминутка.
Для начала мы с тобой
Крутим только головой. (вращение головой)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем. (повороты вправо и влево)
А теперь мы приседаем.
Мы прекрасно понимаем –
Нужно ноги укреплять,
Раз-два-три-четыре-пять. (приседания)
Напоследок потянулись
Вверх и стороны. Прогнулись. (Потягивание вверх и в стороны)
Мы размяться все успели,
И на место снова сели. (дети садятся)
Воспитатель: Молодцы! А теперь перейдём к нашему следующему опыту.
Воспитатель убирает глину и ставит на стол камни.
Опыт3:
Рассмотрим, какие бывают камни. Найдите среди них самый большой. Теперь найдите самый маленький. Самый красивый (невзрачный).
Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого тёмного. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник. С закрытыми глазами выбираем самый гладки (шершавый, самый круглый (неровный).
Рассмотрите самый круглый камень. Как вы думаете, этот камень всегда был таким круглым или у него были углы? Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга и острые углы постепенно исчезают, стираются, - так камушки становятся круглыми. Дети берут камушки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга, слушают, как они стучат.
Потрогаем разные камушки. Холодные они или тёплые? Зажмите камушек в кулаке и подержите. Каким он стал? Почему? Значит, камушки могут нагреваться. Это можно увидеть на прогулке, когда камни на солнце нагреваются. Можно вспомнить каменный берег моря.
Что будет, если мы положим камешек в воду (предложения детей) Он утонет? Будет плавать? Бросим камушек в воду и понаблюдаем, что произойдёт. На воде образуются круги. Может ли камушек плавать? Опустим в миску ещё несколько камушков, потрогаем их в воде и вынем. Что изменилось? Какого цвета мокрые камни по сравнению с сухими? Какие камушки красивее?
Заключительный этап
Воспитатель; Ребята мы провели все опыты, узнали много о песке, глине, камнях. А знаете ли вы, где же применяются эти материалы? Где человек применяет песок? А глину? А камни? (ответы детей)
Мало кто знает, что соль – это тоже камень. Она находится под землёй и её добывают. Существуют в мире целые солевые горы.
Дети, скажите, что вам понравилось? Какой опыт особенно запомнился? Что нового вы сегодня узнали?
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю использовать эти материалы в вашем творчестве. Слепить что-то из глины, нарисовать песком или сделать панно.