Грифенштейн Светлана
Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования «Живёт по всюду красота»
Возраст воспитанников: дошкольный возраст (6-й год жизни).
Виды деятельности: познавательно-исследовательская.
Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Задачи:
-создать условия для развития интереса детей к опытно- экспериментальной деятельности;
-дать детям представление о значении корня в жизни растения;
Публикация «Конспект по познавательному развитию с элементами экспериментирования „Живёт по всюду красота“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
-учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
-развивать у детей мыслительные операции: умение делать выводы;
-развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;
-развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей: всасывает влагу, функции корня, опыт-доказательство, схемы-модели;
-воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
-воспитывать любознательность;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Оборудование: горшок с комнатным растением (2); искусственный цветок; схемы - моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; компьютер, «машина времени», модель ствола дерева без корней (по количеству детей); модель ствола дерева с корневой системой (по количеству детей); магнитная доска, емкость с песком (по количеству детей); тарелка с подкрашенной водой (по количеству детей); модель корня растения из марли (по количеству детей).
Предварительная работа: Знакомство с растениями леса, поля, луга, комнатными растениями, наблюдения за посадками семян, проведение опытов-доказательств, разработка схем-моделей “Признаки живого”, “Строение растений”, проведение игр-превращений “Представь себя совсем иным”, чтение художественной литературы, рассматривание картин.
Ход:
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности.
Содержание
Воспитатель беседует с детьми о значении слова «Красота».
Звучит песня «Живёт повсюду красота» Александр Ермилов.
Ребята, а что вы чувствовали, когда слушали эту песню?
-Посмотрите, какой у меня красивый цветок, я предлагаю посадить его в горшок, чтобы он рос и становился ещё краше (если дети молчат, сажаю цветок). Что - то мой цветок не растёт?Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, не живой.
В: Да, этот цветок не живой, а искусственный. /Высказывание детей. /
Скажите, пожалуйста, значит и ваше растение не живое?
Что есть у каждого растения?
Я слышала от одного мальчика, что нужно в горшочек насыпать земли, сверху над землёй положить корешок, чтобы его было видно. Солнышко его греть будет. А листочки вниз под землю, они же питаться должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.
…. А может быть цветочек тоже нужно в землю посадить, чтобы его солнышко не жгло?
-Что скажите друзья?
-Какие будут предложения? И в этом нам поможет схема- модель.
Зачем растению корень?
(Дети перечисляют признаки живого по схеме-модели №1, на доске: все живое дышит, растет, двигается, питается, размножается).
Это не так.
/Дети исправляют ошибку, по схеме модели № 2 раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста: корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы/.
Питание. Чтобы растение не падало.
Очень замечательно.
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности.
Содержание Обратная связь на высказывание детей /примечание
Я вас приглашаю в лабораторию, где мы сможем исследовать растение.
Составим план:
1. Исследование корня дерева.
2. Как растения питаются?
3. Психогимнастика «Представь себя совсем иным»
4. Машина времени.
Физминутка.
5. Презентация «Наблюдение за ростом цветка»
3 этап: способствуем реализации детского замысла.
Содержание Обратная связь на высказывание детей /примечание
Ну что ж проведём исследование!
Прошу подойти к столу под №1
1. а) Представьте себе что данная трубка это модель ствола дерева или стебелька какого то растения. Давайте возьмём его и поместим его в ёмкость с землёй (песком).
/В ёмкость ставим стебель без корня на каждого ребенка/
Создадим иллюзию ветра.
В. Что произошло?дети дуют на модель (ствол /стебель/ упал).
б) Но, а сейчас возьмите модель ствола дерева или стебля с корнем и поместите в другую ёмкость, затем присыпем его землёй.
Что вы можете сказать по поводу этого эксперимента?
Как вы думаете, какая модель оказалась более устойчивой?
1 Вывод: Потому, что у него нет корня.
2 Вывод: Значит, мы можем сказать, что корни удерживают растения в земле.
2.
Ребята, я предлагаю вам схему модель «Функции корня».
Подошло время, пройти в лабораторию к столу №2 для исследования корня.
У вас на рабочем месте стоят тарелки с окрашенной водой, и модель корня.
(макет, на каждого ребенка).
Возьмите модель-корень и опустите его в тарелку с водой.
Какие будут ваши впечатления?
Что вы можете сказать?
Рассуждение детей по схеме – модель №3 «Функции корня».
дети опускают макет корня растения в воду)
/корни становятся цветом крашеной воды. Вода поднимается по изготовленному макету, вверх/
3 Вывод: С помощью корней растения получают влагу, посмотрите, как она медленно поднимается по корням.
3.
Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”
Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю.
Семена, что вы чувствуете?
Семена, чего вы хотите?
Сейчас я вас полью, а солнышко вас пригреет своими лучами.
Вот уже из семечка появились корешки. Куда они растут? .
А вот и первые всходы – тянутся стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку). Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы, цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей).
4 этап.
«Машина времени».
Ребята, совсем недавно мы посадили с вами отросток комнатного растения. Что вы можете сказать о нём?
А вы хотите, чтобы он вырос?
А что для этого надо?
А что нам может помочь увидеть цветок сейчас уже большим?
Я вам помогу, у меня есть машина времени. А вы знаете, что такое машина времени?
Ребята, а если с помощью машины времени, мы отправим цветок в будущее, что с ним произойдёт? Тогда отправляйтесь со мной и повторяйте движения.
- Физминутка
Мы идём, мы спешим,
К машине времени бежим,
Выше ноги поднимаем, раз, два, раз, два,
Повороты выполняем, раз, два, раз, два,
Много разного узнаем, раз, два, раз, два.
Ставим / в машину времени/ горшочек с посаженным отростком комнатного растения «каланхоэ»
Занимайте места поудобнее.
(пока дети присаживаются, переворачиваю машину времени, с готовым растением).
5 этап Презентация
Тогда начнём (включаю презентацию,
Отросток. Посадили его в горшочек с землёй.
Лейка? Для чего, эта лейка?
Чтобы семечко или отросток рос, его нужно полить.
Приёмы полива лейки.
Опрыскиваем водой.
Рыхление почвы, чтобы….
За ними будем ухаживать.
А как?
Возьмём инструменты по уходу за комнатными растениями.
Закрепим что нужно растению для жизни?
Значение комнатных растений.
А вот и наш цветок! /– Подхожу к машине времени, открываю её, достаю цветок, показываю. Вот какой красивый цветок, мы вырастили. Я хочу, подарить его вам, но должна быть уверена, что он у вас не погибнет, что необходимо цветку, чтобы он рос, креп, напомните мне, пожалуйста?/
А что станет с растением, если солнце не будет греть?
А если мы не будем поливать?
Дети смотрят и каждый слайд комментируют.
Рассуждение детей.
А называется этот цветок-
Давайте вспомним…каланхой.
Подскажите пожалуйста- это какое растение? Где оно растёт?
А где ещё растут цветы?
В чём растения похожи?
Комнатное и ….
А отличие в чём проявляется?
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии
по итогам деятельности.
Содержание Обратная связь на высказывание детей /примечание
-Дети, скажите, чем мы с вами занимались?
-Что запомнилось?
-В чём встретили трудности?
-О чём расскажете?
/дети рассказывают о исследовании корня растения и как они питаются /
Я так рада, что у вас всё получается.
Аутотренинг: (звучит запись Д. Лолей “Одинокий пастух”)
“Ярко светит солнце, дует легкий ветерок. Я вдыхаю чистый свежий воздух. Колышутся травы, звонко поют птицы Мне хорошо и приятно. Я хочу жить в мире с природой. Мы нужны друг другу. Я буду другом и защитником всему живому”.
Прекрасно справились с заданиями.
Досвидания.