Наталья Ряскова
Конспект экологического занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы «Ёлочка живи»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка № 11 Красноармейского района Волгограда»
(МОУ Центр развития ребенка № 11)
Конспект экологической акции (занятия
по познавательному развитию с детьми старшей группы)
«Ёлочка живи»
Автор:
Ряскова Наталья Александровна
Волгоград 2021
Публикация «Конспект экологического занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы „Ёлочка живи“» размещена в разделах
- Берегите елочку. Экологические акции
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы
Тема: «Ёлочка, живи!»
Цель: Привлечь внимание воспитанников, и их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев, в период новогодних праздников.
Задачи:
Образовательные.
Обогатить знания детей о хвойных растениях.
Познакомить с историей возникновения традиции украшать ель на Новогодний праздник.
Расширять представления детей о важном значении деревьев для лесных обитателей, способах защиты деревьев от воздействия человека.
Развивающие.
Развивать у детей познавательный интерес к миру природы.
Развивать творческие способности и коммуникативные навыки детей.
Обогащать словарный запас детей и расширять их кругозор знаниями, стихотворениями и традициями празднования Нового года.
Воспитательные.
Воспитывать начала экологической культуры воспитанников.
Воспитывать у детей любовь к природе, бережное и гуманное отношения к хвойным деревьям (сохранить их, в ближайшем окружении: на участке, территории детского сада, в парках, в лесу).
Предварительная работа:
Беседы о хвойных растениях (виды, места произрастания, пользе для здоровья человека, являются частью экосистемы).
Наблюдения за хвойными растениями на территории детского сада.
Рассматривание иллюстраций.
Заучивание стихотворений о деревьях.
Чтение экологических сказок о лесной красавице.
Материалы:
Искусственная ёлка, зелёная и белая бумага, краски, кисточки ёмкости с водой, клей, лист ватмана, указатели с названиями: «Сюда», «Это важно», «Это интересно», «Это важно».
Ход занятия
Во время прогулки воспитатель обращает внимание детей на стрелки, которые ведут к маленькой сосенке.
Воспитатель. Ребята, кто сможет прочитать, что же написано на этих стрелках.
Предполагаемые ответы детей. «Сюда», «Это важно», «Это интересно», «Это важно» (если дети затрудняются, воспитатель им помогает).
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему эти стрелки привели нас к маленькой сосенке?
Предполагаемые ответы детей. Наверное, потому что она замёрзла, или хочет, чтобы её украсили.
Воспитатель. Мне кажется, судя по этим стрелкам, что призывы эти тревожные. А как вы думаете, чего или кого она боится?
Предполагаемые ответы детей. Боится, что её срубят.
Воспитатель. А для чего её рубить?
Предполагаемые ответы детей. Потому что приближается Новый год.
Воспитатель. Ну, и что же.
Предполагаемые ответы детей. Ведь ёлка, является основным украшением Новогоднего праздника.
Воспитатель. Да, всё верно. Новый год самый замечательный, весёлый, зимний праздник.
Ребёнок.
Ждут красавицу колючую,
В каждом доме в декабре.
На ветвях зажгут фонарики.
Искры брызнут в серебре.
Сразу станет в доме празднично
Закружится хоровод.
Воспитатель. Первоначально новогодние ёлки наряжали в лесу, а затем их стали приносить в дом. Скоро Новый год, и все мы будем украшать свои дома новогодними ёлками. А ещё эти лесные красавицы будут украшать улицы, парки многих городов, а значит в лесу придётся срубить очень много ёлок, чтобы всем хватило к празднику. Ребята, как вы думаете хорошо это или плохо?
Предполагаемые ответы детей. Плохо. Ёлочек совсем не останется.
Воспитатель. Я предлагаю вам сейчас это увидеть наглядно. Но сначала нам нужно вернуться в группу. (Продолжение в групповом помещение).
Воспитатель. Сейчас, одна группа ребят нарисует хвойный лес, а другая группа нарисует ту картину, которую можно увидеть после посещения его людьми перед Новым годом.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель. Во время прогулки, мы наблюдали за большой и маленькой соснами и внимательно рассматривали их, что вы можете сейчас рассказать о сосенке или ёлочки, за которой вы тоже наблюдали?
(Дети с помощью наводящих вопросов рассказывают о ёлочке)
Игра «Расскажи о ёлочке»
Как можно описать ёлочку, какая она (пушистая, мохнатая, колючая, пахучая, зелёная и пр.)
Как называются у ели листья? (хвоя)
Сколько лет живёт ель? (триста лет)
Скажите, есть ли у ели смола? Если есть, то для чего смола нужна самой ели? (смола защищает ель от вредителей, залечивает свои раны).
Для чего нужна смола ели человеку? (для изготовления лекарства, украшений, для очищения воздуха, для придания запаха).
Кто питается еловыми шишками? (сороки, клёсты, белки)
Как ещё ели используются человеком? ( Ответы детей: в садоводстве, как украшение дома или территории).
Воспитатель. Вот сколько интересного, мы знаем про ёлочку. Ребята, как вы думаете, а ёлочки ещё кому-то нужны кроме человека.
Предполагаемые ответы детей. Да, животным.
Воспитатель. Верно, если срубят все ёлочки, что же будет с птицами и зверушками.
Ёлочка зелёная хочет жить в лесу
Веточкой колкою защитить лису
Мышке и белочке шишку подарить
И клёста, и зайку от непогоды укрыть.
Воспитатель. Ребята, как мы можем помочь лесным жителям, и себя без ёлочки не оставить.
Предполагаемые ответы детей. Сделать самим ёлочки.
Воспитатель. Замечательно, так и поступим. Присаживайтесь за столы.
Оригами «Ёлочка»
Воспитатель. Ребята, я предлагаю сделать вот такую ёлочку (показ образца). Какой она формы?
Предполагаемые ответы детей. Треугольная.
Воспитатель. Наши ёлочки мы будем делать из квадрата. (Дети выполняют задание, затрудняющимся ребятам, в выполнение задания, помогает воспитатель, готовые ёлочки собираются в хвойный лес)
Ребёнок.
Вот так чудо!
Вот так диво!
Перед нами целый лес!
Воспитатель. Для чего мы сделали эти ёлочки?
Предполагаемые ответы детей. Для праздника, и чтобы сохранить живой лес.
Воспитатель. А сейчас, я вам предлагаю пойти погулять по нашему Новогоднему праздничному хвойному лесу. Вам нравится?
Предполагаемые ответы детей. Да.
Воспитатель. А ведь наши ёлки не живые, а искусственные, скажите ребята, разве от этого портится наше праздничное настроение.
Предполагаемые ответы детей. Нет.
Воспитатель. Добрые, умные люди придумали делать искусственные ёлки из пластмассы. Вот послушайте стихотворение, которое прочитает нам Амели:
Живи ёлочка!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому?
Никому!
Просто ветру, метели,
Такой же красивой.
Не спиленной ели!
(И. Токмакова.)
Воспитатель. Так, что пусть ёлочка в лесу не переживает, люди не будут вырубать их для украшения дома, а купят искусственные.
Искусственная ёлочка,
Блестящая иголочка
Живую ёлочку спасёт,
И радость детям принесёт.
Воспитатель. Ребята, сегодня, мы с вами, много говорили, как защитить ёлочку – лесную красавицу А ведь многие люди об этом не задумываются, как же убедить людей не рубить ели?
Предполагаемые ответы детей. Нарисовать рисунки, сделать ёлочки своими руками.
Воспитатель. Правильно, молодцы! А ещё, я предлагаю сделать коллективную совместную работу- плакат, с помощью которого мы призовём людей не рубить ёлочки, а ещё можно сделать маленькие памятки или буклетики, которые будут напоминать людям о важности сохранения хвойного леса, которые вы вручите своим близким или знакомым.
(Совместная коллективная работа – плакат, «Не рубите, ёлочки!»)
Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, у нас с вами давно идёт подготовка к Новогоднему празднику, и вы с вашими родителями участвуете в выставке поделок, посвященных этому празднику, среди этих поделок есть и поделки ёлочек. Скажите, нравятся они вам?
Предполагаемые ответы детей. Да.
Воспитатель. Как вы думаете, для чего мы сделали эти поделки?
Предполагаемые ответы детей. Чтобы было в группе красиво, чтобы показать какие ёлочки – поделки можно сделать, а ещё показать, что ёлки можно сделать своими руками, и не нужно для этого рубить настоящие ёлки, чтобы сохранить хвойные леса.
Воспитатель.
Ну, а если нужно Новый год встречать,
Веточку еловую в вазочку поставь.
Вот тогда вас ёлочка отблагодарит
И грибы, и ягоды летом сохранит
Не рубите ёлочку не рубите лес
Полон он и сказок, и чудес!
Список использованной литературы
1. Акопова Э. С., Иванова Е. Ю. «Развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сценарии занятий и уроков». М. : 2006.-272с.
2. Никулина Ф. Х. «Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет: развивающие игровые занятия» Волгоград: Учитель, 2013. – 140с
3. МусиенкоС., Бутылкина Г. «Оригами в детском саду». Линка – Пресс 2010. - 96с.
4. Интернет - ресурсы