Оксана Жицкая-Базык
Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие на морское дно»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательного мероприятия с детьми подготовительной группы по познавательному развитию по теме «Путешествие на морское дно»
Разработала и провела воспитатель Жицкая-Базык Оксана Сергеевна
Тематика для организации коммуникации, изученные первичные
представления: морские обитатели
Способы речевой коммуникации: отгадывают загадки, ведут диалог.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Путешествие на морское дно“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Цель воспитателя: закрепить знания детей о морских животных и ры-бах разных морей и океанов.
Название краткое описание: «Путешествие на морское дно». Дети ви-дят на экране море, им предлагают отправиться на морское дно. Они строят из модулей батискаф. В путешествии на морское дно, дети встречают морских обитателей.
Предполагаемая цель ребенка: исследовать морское дно.
Игровая ситуация для мотивационного этапа. На медиаэкране дети видят море и слышат его шум. Кто-нибудь из вас бывал на море? А какое море ближе всего к нам? Почему вы любите море?
А как можно увидеть красоту морского дна? (Дети рассуждают, как можно попасть на морское дно. Строят батискаф)
Вопросы для осознания и формулирования цели:
А как можно увидеть красоту морского дна?
Этапы деятельности Действия детей Задачи воспитателя Образователь-ные области
Мотивационный этап Рассуждают о море Развивать познавательную активность, любознательность. Познавательное развитие, речевое развитие
Вступают в диалог Развивать умение общаться со свер-стниками и взрос-лыми Речевое развитие
Социально-коммуникатив-ное
развитие
Выражают же-лание создать макет батискафа Воспитывать эмо-циональную отзывчивость, сопереживание.
Активизировать познавательные и творческие спо-собности Познавательное развитие
Художественно - эстетическое раз-витие
Ориентировоч ный этап
Осознают и принимают цель
Воспитывать самостоятельность и целеустремлен-ность Социально- ком-муникативное развитие
Формулируют цель ключевыми словами Развивать связную речь Речевое развитие
Исполнитель-ский этап
Выражают свое отношение к совместной дея-тельности; взаимодейству-ют и общаются
Объясняют свои действия, рассуждают, продумывают Формировать го-товность к совместной деятельно-сти со сверстника-ми; развивать
общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми
Обогащать актив-ный словарь, раз-вивать диалогическую речь, умение описать свою ра-боту Познавательное развитие
Речевое развитие
Работают в группах
Развивать умение общаться и взаимодействовать со сверстниками. Социально- коммуникативное развитие
Рефлексивный этап
Делятся своими эмоциями по итогам деятельности Создавать условия для развития положительного от-ношения к совместной деятельно-сти Социально- коммуникативное развитие
Перспективный этап
Можно дома вместе с роди-телями узнать, как называется море, в котором ничего и никто не может жить Воспитывать са-мостоятельность Социально- коммуникативное развитие
Стимулировать познавательную активность Познавательное развитие
Форма работы для закрепления первичных представлений и
способов коммуникации: создание макетов морей, наполнение их фло-рой и фауной
РППС: Мультимедийные технологии: экран, проектор, компьютер, аудиозаписи.
- контейнеры для макетов морей;
- разнообразный материал для морского дна;
- морские животные и рыбы
Вопросы для рефлексии:
- Для чего мы сделали макеты морей?
- Какой макет вам больше нравится? Почему?
- Почему вы сделали макет именно этого моря?
Рекомендации для самостоятельной деятельности:
Дома с родителями узнать, как называется море, в котором ничего и никто не может жить.
Ход НОД
Этапы НОД Действия педагога и детей (предполагаемые ответы детей)
Мотивационный этап (1 мин.) На медиаэкране изображение моря (шум моря) СЛАЙД 1
Дети обращают внимание на экран, рассматривают, делают вывод что это море.
- Кто-нибудь из вас бывал на море? А какое море ближе всего к нам? (ответы детей)
- Почему вы любите море? (На море можно купаться, загорать, строить песочные замки, собирать ракушки)
- Да, на море очень красиво. А как вы думаете, под водой также красиво?
- А как можно увидеть красоту морского дна?
- Да, можно на подводной лодке, но там нет окон (иллюминаторов, через которые мы можем видеть мор-ских обитателей. А на чём ещё можно попасть на мор-ское дно?
Ориентировочный этап (2 мин.) СЛАЙД 2 - Батискаф – это большой шар с иллюминаторами и различными приборами внутри, которые фотографируют всё то, что его окружает (морских жителей)
- У нас нет батискафа. Что же нам делать? (дети строят батискаф из предметов – заменителей /модулей/)
- Батискаф готов. Мы можем отправляться.
Исполнительский этап (20-25 мин.) (Звучит шум моря) СЛАЙД 3 (медуза, краб, дельфин)
- Каких морских жителей вы видели? ( Предполагаемые ответы детей: медуза, краб, дельфин и т. д.)
СЛАЙД 4 (морж, тюлень)
- В нашем иллюминаторе видны странные животные? А вы знаете кто это? ( предполагаемые ответы детей: морж, тюлень)
- Чем они отличаются от рыб? (Они живут на суше, а в море только охотятся. Моржи и тюлени не могут долго находиться под водой, потому что дышат воздухом)
Слайд 5 (кит, дельфин, касатка)
Предполагаемые ответы детей: Киты – самые круп-ные морские животные на Земле. Они достигают длина 30 метров и весят до 150 тонн. С виду киты немного страшные, но они совсем не опасны для людей, киты ведь не хищники. Киты питаются планктоном (мелкими рачками). Они общаются между собой, подавая сигналы на своей чистоте, и могут рассказывать сородичам о беспокойстве и страхе. Держатся киты большими компаниями. У самки кита рождается один китёнок, которого мама кормит молоком. Мама китёнка выпрыскивает молоко прямо ему в глотку. Зона жизни китов – это лишь небольшой слой морских вод на границе с ат-мосферой. Киты - не рыбы, они дышат не жабрами, а лёгкими.
Дельфины – самые разумные обитатели океана, дышат лёгкими, хищники, живут группами, прекрасно плавают и легко ориентируются даже в мутной воде. Они могут выпрыгивать из воды на высоту до 5 метров. Между собой общаются с помощью свистящих звуков. Во время охоты они издают разнообразные высокочастотные звуки, которыми оглушают рыбу, благодаря чему они легко её ловят. Питаются рыбой. Дельфины легко приручаются человеком, они могут работать в дельфинарии, где дрессировщики обучают их различным цирковым трюкам.
Касатки – это млекопитающие из семейства дельфиновых, они тоже, как и дельфины, дышат воздухом. Их основное отличие от дельфинов – это окраска, белые чёткие пятна на теле.
Размеры и расположение белых пятен на теле касатки могут служить знаком отличия, как у человека отпечаток пальца. Касатки – хищники, причё м различные их группы питаются рыбами: сельдью, треской, тунцом, макрелью, палтусом и лососевыми, головоногими моллюсками. И лишь, в редких случаях, морскими млекопитающими. Для охоты они собираются в группы и окружают стаю рыб, по очереди оглушая тех своим хвостом и потом съедая.
- Чем же морские животные отличаются от рыб? (Морские животные дышат не жабрами, а лёгкими)
Физминутка
- Только ли морские животные живут в морях? (ответы детей)
СЛАЙД 6 (рыбы)
- А каких рыб знаете вы? (ответы детей)
-Могут ли морж и акула жить в одном море? А почему ты так думаешь?
- А каких рыб и животных вы встречали в Чёрном мо-ре? (ответы детей)
- Оказывается, на нашей большой планете есть холод-ные северные моря и тёплые тропические.
- Мы увидели на дне разных морей много интересных обитателей. Но так хочется поделиться впечатлениями с друзьями. А как это сделать (показать друзьям фильм, рассказать о красоте морского дна). А что можно сделать с помощью этих предметов? (разные моря с их обитателями)
Акцентируя внимание на контейнерах, воспитатель обобщает ответы детей: моря бывают холодные, тёплые и ближайшее от нас Чёрное море. Ребята строят макеты различных морей: северное холодное, тёплое тропическое, Чёрное море, используя различных морских животных и рыб, обитающих в этих морях.
Рефлексивный этап (1 мин.) - Интересные макеты у вас получились. Зачем мы их сделали?
- Какой макет вам больше понравился? Почему?
- Почему вы сделали макет именно этого моря?
Перспективный этап (1 мин.) Дома с родителями узнать, как называется море, в ко-тором ничего и никто не может жить.