Татьяна Федорищева
Конспект НОД по познавательному развитию «Осенние хлопоты лесных зверей» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников: четвертый год жизни.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об изменениях в живой природе осенью.
Программные задачи:
-Развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям;
-Развивать память, связную речь, умение слушать друг друга;
-Развивать умение разгадывать загадки об обитателях леса;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Осенние хлопоты лесных зверей“ в младшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенний лес. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
-Продолжать знакомить с характерными особенностями времен года – осень;
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
-Формировать доброжелательность.
Материалы и оборудование: осенний лист с запиской от Лесовичка, презентация «Путешествие в осенний лес» (изображение осеннего леса, зверей (заяц, лиса, волк, медведь, ёж, белка, игрушка белочка, муляжи фруктов, овощей (грибы, ягоды, яблоки, орехи, морковка, три корзины, осенние листочки (жёлтые и красные, разрезная картинка (медведь в берлоге, силуэты зайца (серый и белый); аудиозапись «Шум ветра», музыка П. И. Чайковского цикл «Времена года» «Октябрь».
Предварительная работа: наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций, беседы о жизни животных, изменениях в природе осенью, разучивание песенок, подвижных игр.
Ход НОД
1 этап: способствует формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
Звучит аудиозапись «Шум ветра», за дверью слышен шорох.
Воспитатель: Что это за звуки?
Ответы детей: Это дует ветер.
-Может быть, мы забыли закрыть дверь на улицу? (выходит в коридор, возвращается с осенним листочком в руках)
-Что это ребята? Записка? Кто мог нам отправить эту записку?
Ответы детей: Это записка. Не знаем от кого записка. Давайте прочитаем и узнаем.
Воспитатель читает записку:
«Дорогие ребята! В нашем лесу наступила осень, с каждым днем всё холоднее, нужно как можно быстрее подготовить лес к зиме. Работы очень много, сам не справлюсь. Прошу вас помочь моим лесным зверям подготовиться к зиме. Старичок Лесовичок»
-Ребята, старичок Лесовичок просит нас помочь ему. Что будем делать?
Ответы детей: Давайте поможем. Давайте отправимся в лес.
Если ребенок не соглашается, воспитатель говорит:
- Как жаль, что ты не хочешь с нами отправиться в осенний лес и помочь Лесовичку, нам без тебя будет сложно справиться с заданиями и, мне кажется, там будет очень интересно.
Присоединишься к нам?
-Нам нужно как-то попасть в осенний лес.
-А может быть этот листок волшебный? И он поможет нам превратиться в осенние листочки и попасть в лес?
-Давайте попробуем.
2этап: способствует планированию детьми их деятельности
-Сейчас мы с вами превратимся в осенние листочки, подует ветерок и отнесёт нас в лес. Звучит музыка (П. И. Чайковского цикл «Времена года» «Октябрь»).
Покружились, покружились
И в листочки превратились.
Дети берут из корзины в руки осенние листочки.
Речь с движением:
Мы — осенние листочки.
Дети машут головой вправо-влево.
Мы на веточках сидели.
Медленно поднимают руки вверх, затем плавно опускают вниз.
Дунул ветер – мы цепочкой
Дети поворачиваются в сторону водящего.
Друг за другом полетели.
Бегут по кругу на носочках.
Полетели, полетели,
И на землю тихо сели.
Присаживаются на корточки.
-Вот мы и в лесу. Давайте я превращу вас опять в ребят.
Покружись, покружись и в детишек превратись.
Дети складывают листочки обратно в корзину.
-Ребята, посмотрите, какой чудесный лес нас встречает (Слайд 1)
-Скажите, пожалуйста, какое время года наступило в этом лесу?
- А как вы догадались, что это осень?
- Правильно. Листочки пожелтели, наступила осень. Скажите, пожалуйста, что еще происходит осенью.
- Правильно! Осенью идет дождь, дует холодный ветер, листья с деревьев падают на землю.
- Ребята, как вы думаете, какие животные живут в этом лесу?
- Конечно, в этом лесу живут заяц, медведь, ёжик, белочка. Это – дикие животные. (Слайд 2)
3 этап: способствует реализации детского замысла
- К нам спешит один из обитателей леса. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:
В дупле живет
Да орешки грызет.
- Вы правы, это - белочка. А вот и она сама в гости к нам пожаловала. (Игрушка белочка)
Белочка: Здравствуйте, ребята. Я живу в этом лесу. Мой домик находится на дереве, в дупле. Я очень люблю орехи, ягоды, грибы, яблоки. Когда наступает осень, я собираю сухие листочки, траву и утепляю свой домик, чтобы не замерзнуть зимой. А ещё я делаю запасы на зиму. Я сушу на веточках дерева грибы, яблоки. Собираю шишки и достаю из них орешки. Ведь зимой бывает холодно и голодно.
Воспитатель: Спасибо тебе, белочка, что ты нам рассказала о себе. Ты знаешь, а мы с ребятами можем тебе помочь делать запасы. Правда, ребята?
- Ребята, посмотрите, что у нас есть, назовите. (На подносе орешки, муляжи: грибы, ягоды, морковь, яблоко)
Дидактическая игра «Помоги белочке»
- Как вы думаете, что из этого белочка положит в свою корзинку?
Теперь у нашей белочки много запасов и они помогут пережить ей зиму.
-А вот еще один лесной житель:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много
А нитки ни одной.
Кто это?
Воспитатель: Правильно, ёж. (Слайд 3)
-Ёж живёт в лесу, он готовится к спячке, зимой он спит. Осенью ёж катается по листьям, накалывает их на колючки и прячется под корни деревьев. Там он будет зимовать. Дети, а давайте ёжику поможем собрать листья.
- А какого цвета листочки?
-У ежика есть две корзинки, в одну корзину вы кладете жёлтые листочки, а в другую красные листочки.
Игра «Собери листочки в корзину»
Воспитатель: Молодцы! Хорошо, я очень рада, что вы у меня такие добрые и заботливые.
-А вот к нам в гости зайчик пришел. (Слайд 4) Скажите, пожалуйста, какого цвета этот зайчик?
- А как вы думаете, зайчик подготовился к зиме?
- Почему вы решили, что зайчик к зиме не подготовился?
- Что зайчик ещё не сделал?
- А какая у зайчика шубка зимой?
- Как вы думаете, зачем зайке белая шубка зимой?
-Посмотрите, будет серый зайчик заметен на белом снегу? (Воспитатель прикладывает сначала серый силуэт зайца к белому листу, а затем белый силуэт зайца к белой бумаге).
- Осенью все зайчики меняют шубку с серой на белую, чтобы зимой на белом снегу его не увидела лиса. Белая шубка теплее серой, поэтому зайка зимой не мерзнет.
- Посмотрите, вот и наш зайчишка свою шубку поменял. (Слайд 5)
Предлагаю зайчика угостить. Чем будем его угощать? Что зайчик любит?
- Угощайся, зайка.
- Ребята, давайте поиграем с зайкой.
Подвижная игра «Зайка беленький сидит»
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит (2р.)
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть (2р.)
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать (2р.)
-Отгадайте еще одну загадку:
Он сосёт в берлоге лапу,
Он немного косолапый,
Всю малину соберет,
Очень любит сладкий мёд. (Слайд 6)
-Правильно! Ребята, а кто знает, что медведь делает летом и осенью?
-Всё лето и осень медведь ест, накапливает себе жир. Медведь любит и рыбку, и ягоды, и корешками растений может полакомиться, а может и медом побаловаться. Поздней осенью готовит берлогу, ищет себе удобное место, натаскивает туда ветки, листья и укладывается. Всю зиму медведь спит и сосет лапу.
-Давайте поможем мишке построить берлогу.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Молодцы, ребята! Помогли сделать мишке берлогу. Теперь он будет сладко спать в ней всю зиму.
Звучит аудиозапись «Шум ветра»
-Ребята, слышите? Ветер подул. Кажется, нам пора возвращаться в детский сад.
-Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес.
-Ребята, вам понравилось в лесу? Дикие звери вам благодарны за помощь! -Давайте пожелаем зверям удачно перезимовать зиму, а весной мы снова встретимся.
Воспитатель: Вокруг себя повернись - в садике вновь окажись…
4 этап: способствует проведению детской рефлексии
-Вот мы и вернулись в детский сад.
-Ребята, а где мы сегодня были?
-С кем мы встречались в лесу?
-Вспомните, ребята, как мы помогли белочке, ёжику, зайчику, мишке?
-Я думаю, старичок Лесовичок будет очень рад тому, что вы помогли лесным зверям подготовиться к зиме. Какие вы добрые и заботливые дети.