Наталья Галкина
Конспект занятия по познавательному развитию «Жители Тундры» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию на тему «Жители Тундры»
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с образом жизни, бытом коренного населения Тундры, особенностями их одежды.
Развивающие :
• развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию „Жители Тундры“ в старшей группе» размещена в разделах
Воспитательные:
• воспитывать уважение к людям другой культуры.
Материалы: иллюстрации, тесто, камни разного размера, крышки для опыта.
Ход:
Организационный момент.
Мотивация:
-Ребята, где мы с Таней, Ваней и доктором Айболитом побывали на прошлом занятии?
- Доктор Айболит и дети сделали там много фотографий на память. Но фотографии, сделанные в Тундре перепутались с теми, что уже были в альбоме. Помогите отобрать те, что сделаны Айболитом в Тундре. На столе разложены картинки с изображением пейзажей Тундры, лиственного леса, а также животных.
Затруднение.
- Как вы думаете, почему белка и еж не живут в Тундре?
-Посмотрите, вот еще фотографии (жители Тундры)
-Как вы думаете, чем могут заниматься эти люди?
- Могут ли они выращивать хлеб или овощи? Почему нет?
-Хотите узнать больше о жизни людей в Тундре? И ее обитателях? Тогда присаживайтесь…
-Тундра – это где короткое лето и длинная зима, там очень холодно зимой, и очень много комаров летом.
- В тундре вся растительность очень низкая. Например, в тундре можно встретить карликовую березку. Почему она называется карликовая? (Потому что маленькая, низкорослая).
- Почему она такая? (Потому что тундра находится в районе вечной мерзлоты).
- Что такое мерзлота? (Лето очень короткое. Земля не успевает прогреться, поэтому в глубине остается замороженной).
- Тундра - суровый край, но в ней обитают множество животных, птиц, насекомых, а в холодных озерах и реках водится рыба.
- Могут ли жители Тундры разводить коров, свиней, овец?
-Не могут, потому что там холодно для них.
-А вот песец, белый волк, полярная сова, северный олень живут именно в тундре.
Основное занятие жителей Севера – оленеводство, рыболовство, охота. Из оленьего меха люди шьют себе одежду и обувь, теплую и легкую, такую, что и в морозы не замерзнешь и не вспотеешь, даже если целый день за оленями идти будешь. Делаю одежду из двух слоев меха. Причем внутренний слой обращен мехом к телу, чтобы держать тепло у самой кожи. И украшают ее очень красиво, каждый на свой лад.
- Раньше из оленьего меха делали даже дома. На жерди натягивали шкуры, стелили их на пол, внутри разводили огонь, вот и дом. Сейчас дома строят из современных с электричеством и телефоном.
Дома ставят на сваях, как вы думаете почему? Это делают для того, чтобы не повредить вечную мерзлоту. Если она растает, земля в этом месте осядет.
- А как вы думаете, где прокладывают в тех местах водопроводные трубы? Можно проложить их под землей? Почему?
Мешает опять же вечная мерзлота. Поэтому трубы тщательно утепляют и прокладывают над землей, чтобы вода в них не замерзала.
- Но все же рыбакам, оленеводам и охотникам за пушными зверями приходится долго находиться вне дома. Поэтому их дети живут и учатся в интернатах. Интернат – это школа, в которой дети проводят по несколько месяцев, пока родителей не дома.
- Занимаются местные жители и резьбой по кости. Скульптурки из кости и рисунки на моржовом клыке знают во многих странах – такие они знаменитые. А шкурки пушных зверей песца, горностая улетают в Санкт – Петербург на пушную международную ярмарку и оттуда тоже расходятся по всему миру.
Физкультминутка.
- Давайте внимательней посмотрим на северного оленя, он очень похож на лося, который обитает в наших лесах, но есть одно интересное отличие. У северного оленя более широкие копыта. Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного. Для чего же оленю такие копыта?
Чтобы выяснить это проведем опыт. Из теста, сделанного заранее сделать две лепешки 1-1,5см. Также понадобится два предмета с разной площадью опоры. Рассматриваются следы оставленные опорами.
- Что вы заметили? Там, где площадь опоры меньше, они оставили более глубокий след.
- Теперь попробуйте объяснить, почему у северного оленя широкие копыта? Чтобы он меньше проваливался в снег.
- Молодцы ребята!
Рефлексия:
- Ребята, о чем на занятии мы с вами говорили?
-Кому бы вы хотели об этом рассказать?
-Вы сегодня очень хорошо занимались, спасибо вам, молодцы.