Петрухина Ирина
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Мой любимый Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию в старшей группе
на тему:«Мой любимый Башкортостан»
Подготовила :Петрухина Ирина Анатольевна (высшая категория) МАДОУ Детский сад №27 "Надежда" г. Октябрьский РБ
Цель: продолжать знакомить детей с праздником День Республики Башкортостан, с музыкальным инструментом – курай, с символикой Башкортостана.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Мой любимый Башкортостан“» размещена в разделах
• расширять представления детей о родном крае.
• продолжать формировать интерес к своему краю, вызывать чувство ответственности по отношению к родине.
• воспитывать любовь к родному краю.
• активизировать новые слова в речи детей.
Предварительная работа: беседы с детьми о городах находящихся в Башкортостане,о достопримечательностях города, о животных и птицах обитающих в Башкортостане, о быте башкир, рассматривание альбома «Чем богата Башкирия», разучивание стихотворений о Башкортостане.
Материалы и оборудования: ватман, на котором изображено соцветие курая с заданиями, пазлы флаг Башкортостана, пазлы Герб Башкортостана, музыка гимн Башкортостана, 2 стула, 2 платка (музыкальное сопровождение, аудиозапись курая.
Ход занятия:
(Дети входят в группу и садятся на скамейки)
Воспитатель: Здравствуйте ребята, к нам пришли гости, поздоровайтесь. Сегодня в эту осеннюю пору, по-своему прекрасную и величественную, мы собрались здесь, что бы еще раз поговорить о нашей Родине.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете, есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живем,
Края свои родные мы Родиной зовем.
Воспитатель: Ребята, а как называется наша Родина? Наша Республика?
Дети: (Башкортостан).
Воспитатель: Верно. В эти дни наш народ отмечает большой праздник - День Республики Башкортостан. Может кто-нибудь хочет рассказать стихотворение о нашей Республике?
(Ребенок рассказывает стихотворение)
Взгляни на глобус.
Вот он шар земной
На нем Башкирия
с березовой листок величиной
Всего лишь на всего
Не больше обыкновенного листка
Береза же — великая Россия
Так зелена, так высока.
Здесь все прекрасно –
И земля, и небо.
Любовь моя,
Мой солнечный край.
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай.
Воспитатель: Молодец! Хорошие стихи. Давайте немного поиграем
Физминутка «В нашей республике»
В нашей республике горы- высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
Воспитатель: А теперь я хочу узнать, что вы знаете о нашей малой Родине.
Я приготовила для вас картинку.
(Воспитатель вывешивает лист ватмана с изображением соцветия курая).
Что на ней изображено?
(Ответы детей)
Это соцветие курая, растение, которое распространено на территории Башкортостана. Курай – эмблема, визитная карточка нашей республики.
Воспитатель: Ребята, это волшебная и загадочная картинка. В каждом цветке соцветия, которое вы видите, спрятано интересное задание. Давайте посмотрим, что там.
(Снимает первый бумажный кружок с изображения соцветия).
Воспитатель: Ребята, а что здесь нарисовано? Под кружком нарисован силуэт города. Значит, задание называется «Города».
- Назовите, пожалуйста, столицу Башкортостана (город Уфа). Правильно.
- А какие города вы еще знаете (Туймазы, Учалы, Стерлитамак, Мелеуз, Ишимбай).
- Молодцы, с этим заданием вы справились.
Воспитатель: А сейчас откроем следующее задание курая.
(Снимает второй бумажный кружок с изображения соцветия).
Воспитатель: А умеете ли вы ребята разгадывать башкирские национальные загадки? Я буду вам загадывать загадки, а вы отгадывать. Слушайте внимательно.
(Отгадки выставляются на доске)
Ее не жуют, не кусают,
Да без нее еды не бывает.
/Соль/
Сначала бьют, бьют,
Потом наливают и пьют.
У жеребят отнимаем
Да сами выпиваем.
В рот попадет, а в нос ущипнёт.
/Кумыс/
Не снег, а бел, не лед, а тверд,
Не соль, а тает.
/Сахар/
Нет ни крови, ни души,
А играет – хоть пляши.
/Гармонь/
Голос птиц, мелодии рассвета-
Все передает тростинка эта.
Он слов не говорит, наверняка,
Хотя и голос есть, да нету языка.
/Курай/
Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились.
(Дети садятся на скамейку)
Воспитатель: А сейчас откроем следующее задание курая.
(Снимает третий бумажный кружок)
На нем изображено герб и флаг Башкортостана.
- Назовите символику Башкортостана.
(ответы детей)
Правильно, это герб и флаг каждой республики, страны. И у Башкирии есть свой флаг и свой герб.
Воспитатель: давайте разделимся на 2 команды и сложим пазлы
1. Герб республики Башкортостан.
- Кто изображен на фоне восходящего солнца?
(ответы детей)
(Салават Юлаев) Верно. Кто же он — Салават Юлаев? (Национальный герой башкирского народа, поэт, воин — джигит).
Ребята, кто расскажет нам стихотворение о гербе Башкортостана?
Герб Башкортостана
В группе на стене : Салават Юлаев
На лихом коне
Храброго башкира
Солнце освещает,
И герой народный
К миру призывает.
Будущее счастье,
Вечная свобода-
Вот мечты сэсэна
его народа.
Флаг Башкортостана
И цветок курая,
А вокруг орнамент
На эмблеме края.
2. Флаг нашей республики. Посмотрите, какой он красивый! Какие цвета вы видите на флаге? (Синий, белый, зеленый).
- На флаге изображен цветок курая, это символ нашего народа.
Ребята, кто расскажет нам стихотворение о флаге Башкортостана?
Цвет синий – это ясность помыслов и чистота, Доброжелательность, спокойствие народа, Как рек башкирских чистая вода! Цвет белый – миролюбие, открытость, Здоровье нации, сотрудничать стремленье. Зелёный – это цвет свободы, вечной жизни, Как зелены холмы, леса, луга, Как ветер вольный из степей башкирских Ласкает Агидели берега.
3. А что ещё можно назвать государственной символикой?
(ответы детей)
Эта торжественная музыка звучит на праздниках, на торжествах, и его слушают стоя. Давайте все вместе встанем и послушаем немного этой замечательной музыки.
(Слушают гимн Республики Башкортостан)
Воспитатель: Ребята, а еще я хочу показать вам портрет одного человека.
(Демонстрирует портрет Хабирова Р.)
Этот человек известен всем в нашей республике. Кто он?
(Глава республики Башкортостан).
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием вы справились.
Воспитатель: Интересно, какое задание на четвертом соцветии курая?
(Снимает третий бумажный кружок)
Как называется жилище башкир?
(Ответы детей)
- Да, юрта. Правильно. Кто знает что такое юрта?
(Дети рассказывают про юрту)
Юрта - это древнее жилище башкир. Она быстро собирается и легко разбирается. В юрте было очень удобно: прохладно в жару, тепло в холодное время года.
- Ребята, а я знаю игру, которая называется «Юрта, кто нам расскажет правила игры.
ИГРА «ЮРТА»
(Ребенок рассказывает правила игры и дети играют под музыку)
Дети делятся на две команды. Под музыку идут по кругу, взявшись за руки. Как только музыка заканчивается каждая команда бежит к своему стулу и берет заранее приготовленный платок и натягивают его над головой. Побеждает та команда, которая быстрее всех справится с этим заданием.
Воспитатель: Молодцы, ребятки, весело, дружно играли.
Воспитатель: Кто хочет открыть следующее задание?
(Ребенок снимает пятый бумажный кружок).
Что за музыкальный инструмент изображён?
(Ответы детей)
Да,это курай. – из чего сделан инструмент?
- Может кто-то знает про курай легенду?
Существует легенда о том, как появился этот инструмент.
Сухие стебли качались на ветру и издавали приятный звук. Один парень сорвал стебель, сделал в нем дырочки, подул и снова услышал те же приятные звуки.
Хотите послушать, как звучит курай? Давайте закроем глаза и послушаем как звучит курай.
(Включает аудиозапись)
Какая замечательная мелодия. Слушая ее, представляешь наш родной край, его поля, леса и реки.
Какие башкирские музыкальные инструменты вы знаете?
(Ответы детей)
Воспитатель: Нам пора двигаться дальше, откроем следующее задание.
(ребёнок снимает шестой бумажный кружок)
И так следующее задание.
Я буду говорить начало пословиц,а вы закончите
(дети продолжают пословицы)
Воспитатель: Я вас познакомлю с новой пословицей о Родине
У кого есть Родина – у того есть жизнь.
Воспитатель: молодцы ребята.
И вот последнее задание курая.
(ребёнок снимает седьмой бумажный кружок).
-Что здесь изображено?
(Ответы детей)
- Скажите, пожалуйста, какие национальности проживают на территории Башкортостана.
(Ответы детей)
(Башкиры, татары, чуваши, русские, мордва, немцы)
Люди разных национальностей дружно живут в нашей республике.
Воспитатель: Вот со всеми заданиями мы справились. Много узнали о нашей Республике. Ребята, а теперь вспомним,что мы узнали о нашей Родине?
(Игра с мячом)
1. Столица республики Башкортостан?
2. Глава республики Башкортостан?
3. Назовите города Башкортостана.
5. Назовите башкирские народные музыкальные инструменты (курай, кубыз, домбра, дунгур, гармонь, сорнай)
6. Люди, каких национальностей живут в Башкортостане?
7. Каким ценным полезным продуктом славится Башкортостан? (Мед)
8. Башкирский национальный герой. (Салават Юлаев)
Воспитатель: Дорогие ребята, я еще раз хочу поздравить всех с праздником и пожелать мира и благополучия.