Зоя Григорьевна Хрулева
Конспект занятия по речевому развитию «Коль семья вместе, то и душа на месте»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию о/о «Коммуникация»
По теме «Коль семья вместе, то и душа на месте»
Воспитателя высшей квалификационной категории
Хрулёвой Зои Григорьевной
г. Городец
Дата проведения 22.05.2013г.
Публикация «Конспект занятия по речевому развитию „Коль семья вместе, то и душа на месте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста представления о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
Задачи: продолжать знакомить детей с понятием семья, закреплять знания полных имен членов семьи, умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи, совершенствовать умение составлять короткий рассказ о своей семье, закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье, обогащать и активизировать словарный запас по теме занятия, развивать навыки творческого рассказывания, навыки связной речи, воспитывать гуманные чувства по отношению к своим близким, желание заботится о них.
Материалы: коллажи с фотографиями семей, рисунки детей с портретами родственников, сердечки, диск с видеозаписью о семейных отношениях, мяч.
Предварительная работа: составление рассказов о своей семье, знакомство и разучивание пословиц о семье, заучивание стихов о членах семьи, рисунки детей «Портреты родных людей». «Раскроем тайну пословиц» - совместное обсуждение смысла пословиц о семье, беседа «Моя семья», чтение рассказов и стихов о семье.
Ход занятия
Дети входят в зал, садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята послушайте загадку :
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям
Кто поддержит вас друзья
Ваша дружная ….(семья).
Дети: Семья!
Воспитатель:
Правильно - это семья. Скажите, что такое семья, как вы понимаете это слово?
Ответы детей: Семья-это дом. Семья-это мир где царят любовь, преданность, дружба. Семья – это самое дорогое, что есть у каждого человека. Семья – это когда живут вместе папа, мама, дети.
Воспитатель: Да, семья – самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много пословиц и поговорок о семье.
Кто знает пословицы и поговорки о семье, расскажите нам их.
Дети:
В семье дружат – живут не тужат.
В семье разлад – так и дому не рад.
Кто родителей почитает – век счастливым живет.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Где любовь да совет, там и горя нет.
В недружной семье добра не бывает.
Жалей отца с матерью – других не найдешь.
Мой дом – моя крепость.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц и поговорок о семье.
Ребята! Самые близкие вам люди – это ваши родители – папа и мама! И для родителей вы смысл и радость всей жизни, ведь народом говорят: «Родительское сердце – в детках».
В нашем зале на мольбертах развешаны портреты пап, мам, бабушек и дедушек. Егор выходи и расскажи нам о своей маме.
Егор Р. : (читает стих «Мамины глаза»)
Будто небеса
Мамины глаза
Ясные и чистые
Добрые, лучистые
Словно звездочки горят
Озаряя все вокруг
И со мною говорят
Мама – мой любимый друг.
Я люблю свою маму, она очень добрая и красивая.
Воспитатель: Кирилл, а что ты нам хочешь сказать о своем папе?
Кирилл выходит к мольберту, показывает рисунок – портрет папы.
Кирилл Г. : «Мой папа самый сильный и смелый, а еще он все умеет мастерить. Я хочу спеть песню про папу».
Под музыкальное сопровождение ребенок исполняет песню «О папе».
Воспитатель: Ваши родные любят вас, радуются вашим успехам и огорчаются, если вы их не порадовали.
Давайте проведем психогимнастику: «Как мы радуемся и огорчаемся».
Дети и воспитатель мимикой лица передают состояние огорчения и радости.
Воспитатель: А сейчас мы послушаем небольшие рассказы мамы, бабушки и дедушки о своих детях и внуках. Надеюсь, они будут о хороших детях (включается видеозапись).
Воспитатель:
Жили-были бабушка и внучка. Внучке было все интересно, а особенно ей хотелось узнать, кто и кем ей приходится из родственников. Что из этого получилось, мы с вами сейчас и узнаем!
- Бабушка, бабушка, я чья дочка?
- Ты Федина дочь, моего сыночка.
- Мой папа большой, а совсем не сыночек!
- Сыночек. Брат четырех моих дочек. Помнишь, мы были у старшей Авдотьи?
- Да разве у дочки мы были? У тёти!
- Тетю твою я в люльке качала…
- Бабушка, стой, объясни сначала: Кто мне Наташа и два её братца?
- Ладно, попробуем разобраться. Их мама, племянницы мужа сестра, маленькой ох и была шустра! А ты им доводишься… Хитрое дело…
- Бабушка, что-то у нас пригорело!
- Тьфу ты, пока я соображала, всё молоко из кастрюли сбежало!
Воспитатель: любят вас ваши родные, а нам пришло время поиграть и узнать знаете ли вы, кто кому и кем приходится.
Физкультурминутка. Игра «А ты мне кто?» (с мячом)
Дети становятся в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я- мама, а ты мне кто?»(Дочка, сын). Кто ответил становится ведущим и задает другому вопрос: «Я - папа, я – мама, я – брат, я – сестра, я – бабушка, а ты мне кто?»
Воспитатель: Папа, мама и дети – это ваша маленькая семья. У вас есть и большая семья в нее входят ваши бабушки и дедушки, тети и дяди. Давайте с вами поиграем в игру с нашими ладошками, в которой говорится о самом добром и заботливом человеке в вашей семье – бабушке. (Воспитатель читает стих Н. Голля и Г. Григорьевой, вместе с детьми сопровождает его жестами и движениями).
Пальчиковая игра с целью укрепления мышц кистей и рук.
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (хлопают в ладоши)
А у бабушки ладони
Все в морщинках собраны (показывают руки ладонями вверх)
А у бабушки ладони
Добрые – предобрые (поглаживают ладони друг о друга)
Все работали ладони
Долгими годами (постукивают кулаком о ладонь)
Пахнут добрые ладони
Щами, пирогами (подносят ладони к лицу, словно принюхиваются)
По кудрям тебя погладят
Добрые ладони (имитируют поглаживания)
И с любой печалью сладят
Теплые ладони (складывают ладони, подносят к лицу и дуют на них)
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки! (хлопают в ладоши).
Воспитатель: Родственники могут жить в других домах, других городах, и даже странах, но все равно они ваши родные – это ваш род, ваша большая семья. Родственники немного похожи друг на друга. Кто-то из вас похож на маму, у кого-то глаза, как у папы, у кого-то на голове кудряшки, как у бабушки или тети. Сейчас Женя прочитает стихотворение «На кого же он похож?»
Женя П. :
У нас сегодня праздник,
Довольна вся семья,
У нас родился братик, вернее, у меня!
До чего же он хорош, на кого же он похож?
Папа говорит: На маму, очень славненький с лица
Мама говорит: На папу, вид смешливый у мальца
Обе бабушки друг дружке уступают битый час:
Внук похож на вас, не спорте,
Что вы, душечка, на вас.
Я одна сижу, как мышка: пусть потешится родня!
Я – то знаю, что братишка уродился весь в меня!
Воспитатель: молодец, Женя. Твой братишка действительно похож на тебя. А теперь настало время рассказать о своих семьях на фотоколлажах.
Дети рассказывают о своих семьях, рассказы сопровождаются показом фотографий на мольберте.
План рассказа:
Меня зовут (полное имя).
Мою маму зовут (полное имя).
Моего папу зовут (полное имя).
ФИО бабушек, дедушек, других членов семьи, которые есть на фото.
Свое отношение к семье (моя семья самая лучшая, я горжусь своей семьей, 2-3 выступления).
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них, когда станете взрослыми людьми. Я хочу вам подарить вот эти сердечки, но подарить не просто так. Я хочу, чтобы вы сейчас сказали о том какие же они родные и дорогие вам люди.
Дидактическая игра «Подбери признаки». Дети должны подобрать, как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе. Дедушке. Бабушке.
Мама (какая) – добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная.
Папа – строгий, умный, сильный.
Бабушка – старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая.
Дедушка – старый, мудрый, седой.
Сестра – веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая.
Брат – сильный, маленький, большой, старший, младший.
Воспитатель раздает детям сердечки, читает заключительное стихотворение:
К счастью жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите;
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья.