Елена Холод
Конспект по ознакомлению старших дошкольников с миром природы «В гости в подледное царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:познакомить детей с подледным миром
Задачи:
• Формировать представления о жизни водоёма зимой; расширять представления о приспособленности речных обитателей к зимнему периоду; закреплять знания о последовательности развития рыб и других обитателей водоёма; развивать речь, мышление, умение устанавливать причинно-следственные связи.
• Воспитывать бережное отношение к воде и её обитателям, навыки безопасного поведения у реки зимой, ранней весной.
Публикация «Конспект по ознакомлению старших дошкольников с миром природы „В гости в подледное царство“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: письмо от жителей подлёдного мира; волшебная палочка; декорации для оформления имитации реки зимой (полоса тёмно-синей и белой ткани, плоскостные изображения заснеженных деревьев, картинки с изображением речных рыб, рака, улиток, лягушек; камни, коряги; разрезная картина «Водоём осенью»; картинка с изображением налима; картинки с изображением разных стадий развития обитателей реки.
Предварительная работа: в стакан налить воды, сверху положить заранее приготовленный кусок льда круглой формы по диаметру стакана.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой сегодня чудесный зимний день». В наше окно заглядывают лучи солнца. Конечно, зимой они нас не греют, но дарят нам свет, а с ним и хорошее настроение. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг друга и подарите частичку своего хорошего настроения.
Ребята, в наш детский сад пришло письмо от необычных жителей. Чтобы узнать, от кого пришло письмо и что в нём написано, вы должны отгадать загадку:
Текла, текла
И легла под стекло.
или
Бежала – шумела,
Заснула – заблестела.
Дети: Это река подо льдом.
Воспитатель: Правильно. Теперь мы можем открыть конверт и прочитать письмо.
Читает письмо.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам жители подлёдного мира реки. Мы очень рады, что вы отгадали наши загадки и решили пригласить вас в гости, чтобы вы узнали о том, что творится зимой подо льдом. Идите по волшебной тропинке. Она приведёт вас прямо к реке. Ещё дарим вам волшебный стаканчик, рассмотрите его, когда пойдёте на реку, и ещё раз, когда вернётесь».
Воспитатель: Ну что, ребята, примем приглашение речных жителей? Пойдём на реку?
Дети: Пойдём.
Воспитатель: А для чего мы туда пойдём?
Дети: Мы пойдём туда, чтобы посмотреть, что происходит в жизни речных жителей зимой.
Рассматривают стакан с водой, над которой помещён кружок льда. Выясняют, какой лёд, почему лёд не тонет. Ставят стакан, чтобы посмотреть его после путешествия на «реку».
Воспитатель: Ну, ребята, по какой же такой волшебной тропинке нам советовали идти речные жители?
Дети: Наверное, вон по той тропинке (показывают на массажную дорожку).
Идут по массажной дорожке, подходят к декорациям, изображающим реку зимой (полоса тёмно- синей ткани, на ней камни, коряги, в складках лежат искусственные водоросли, «сбившиеся в кучу» картинки с изображением лягушек, рыб, раков, улиток и т. д. окало камня – картинка с изображением налима. Всё это сверху накрыто белой тканью. Вокруг - плоскостные изображения заснеженных деревьев.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как тихо и красиво вокруг. Деревья и кусты надели белые шубы и шапки из снега. Отгадайте загадку:
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост – как синее стекло,
Скользко, весело, светло.
Дети: это лёд на реке.
Воспитатель: Вот и река подо льдом. Посмотрите, как красиво блестит лёд. Почему зимой река покрывается льдом? Послушайте стихотворение «Речка зимой».
Ребёнок:
Нашу речку – рыбий дом –
Застеклили крепко льдом.
Смотрят рыбы из реки –
По стеклу бегут коньки
И наносят линии
На стекло на синее.
Ходят с вывертом коньки
С края к серединке,
Подо льдом снуют мальки
И глядят картинки.
Воспитатель: Да, раньше люди катались на коньках на льду реки. А сейчас где?
Дети: А сейчас на коньках катаются на катке.
Воспитатель: Как же надо себя вести, чтобы не напугать рыб?
Дети: Надо вести себя тихо.
Воспитатель: Как вы думаете, отличается ли жизнь речных обитателей летом и зимой? Может быть там подо льдом все замёрзли и никого нет?
Дети высказывают свои предположения тихим голосом.
Воспитатель: Ой, смотрите, ребята, да тут какая-то палочка. Она, наверное, волшебная. Закройте глаза, а я попробую взмахнуть ею, посмотрим, что же из этого получится.
Дети закрывают глаза, воспитатель убирает белую ткань.
Воспитатель: ребята, ребята, открывайте скорее глаза! Смотрите, мы попали в подлёдное царство, палочка действительно оказалась волшебной. Посмотрите, что произошло в реке с наступлением холодов. Как стало под водой?
Дети: Водоросли опустились на дно, под водой стало темно. Улитки, пиявки, раки, лягушки зарылись на дне, рыбы сбились в кучки. Все спят.
Воспитатель: Ребята, а что это за рыбка вон там, под камнем? Что она там делает?
Рассматривают изображение налима.
Воспитатель: Да это же налим. Это очень необычная рыбка. Зимой, когда все спят, налим мечет икру. Посмотрите, вот он нашёл ямку под камнем и откладывает туда икринки. Очень много икринок. Как вы думаете, почему налим мечет икру зимой, когда спят другие рыбы?
Дети высказывают свои предположения
Воспитатель: Оказывается, налим даже рад, что другие рыбы спят, значит его икринок больше уцелеет.
Ну что, не будем больше беспокоить подлёдный мир. Пусть его жители спят до весны. Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глаза, я вновь взмахну волшебной палочкой.
Дети закрывают глаза. Воспитатель накрывает «подводный мир» белой тканью. Возвращаются назад по массажной дорожке.
Физкультминутка «Рыбки»
Рыбки весело резвились Дети изображают плавающих рыб по группе.
В чистой тёпленькой воде,
То сожмутся – разожмутся, Сбиваются в кучу, затем расплываются.
То зароятся в песке. Садятся на корточки.
Воспитатель: Итак, что же делают жители реки зимой подо льдом? Я предлагаю вам ответить на этот вопрос после того, как вы соберёте разрезную картину.
Дети выкладывают картину «Водоём осенью», обсуждают, что происходит в реке с наступлением холодов.
Воспитатель: А что делают люди, чтобы помочь обитателям водоёмов зимой?
Дети высказывают свои предположения
Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать, чтобы утеплить лёд, чтобы зимнему холоду труднее было проникнуть в подлёдное царство?
Дети: Надо насыпать на лёд снега.
Воспитатель: А что надо сделать, чтобы воздух поступал в водоём? Вспомните, где поймал герой русской народной сказки Емеля поймал щуку?
Дети: Люди делают проруби.
Воспитатель: Ребята, а что мы с вами забыли сделать когда вернулись с реки?
Дети: Мы забыли посмотреть стаканчик с водой, который прислали нам подлёдные жители.
Рассматривают стаканчик
Воспитатель: Посмотрите, ребята, каким стал лёд в стакане по сравнению с тем, каким он был до того, как мы пошли не реку?
Дети: Лёд стал меньше, он начал таять.
Воспитатель: Почему он начал таять?
Дети: У нас в группе тепло, а лёд в тепле тает.
Воспитатель: Подумайте и скажите, можно ли будет выходить на лёд в конце зимы или в начале весны?
Дети: Нет нельзя. Лёд начнёт таять, станет тонким и можно провалиться под воду.
Воспитатель: когда наступит весна, растает лёд на реке, прогреется вода, у всех речных жителей появится потомство. Давайте вспомним, как это происходит.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудеса превращений на реке и озере».
Дети выкладывают схемы развития рыбы, лягушки, ракушки, комара, стрекозы, комментируя свои действия.
Воспитатель: Вы сегодня все хорошо работали. Где вы сегодня побывали? Что видели? Что нового узнали? Пожалуйста, расскажите им о том, можно ли выходить на лёд реки поздней осенью, в конце зимы и ранней весной.