Приложение МААМ

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «История русского костюма»

Закомалдина Джамиля Закировна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «История русского костюма»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана «Центр развития ребенка – детский сад №115, корпус 3»

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „История русского костюма“» размещена в разделах

«История русского костюма»

Воспитатель: Д. З. Закомалдина

Курган 2023г.

Тема: История русского костюма.

Цель: Формировать представление о русском национальном костюме.

Задачи: Познакомить детей с русским народным костюмом, его особенностями;

показать особенность внешнего вида Зауральского костюма.

Совершенствовать умение сравнивать. Описывать, делать выводы.

Способствовать развитию речи, обогащать словарный запас детей.

Воспитывать уважение и интерес к русской культуре.

Предварительная работа: Посещение Краеведческого музея, выставки «Русский костюм», чтение К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла»

Материалы и оборудование: иллюстрации русских костюмов (Зауральских, образцы деталей костюма (пояса, элементы русского костюма для детей (кокошники, пояса, аудиозапись, шаблоны русских костюмов.

Организационный момент: дети входят в группу под аккомпанемент русской народной мелодии.

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я рада видеть всех вас. Вы такие красивые. Нарядные, какая на вас яркая разнообразная одежда. Я тоже нарядно оделась. Скажите, мы можем сейчас встретить людей в такой же одежде на улицах нашего города?

Дети: нет

Воспитатель: Правильно, так одевались в далёком прошлом. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в прошлое, чтобы узнать, что же носили люди в старину.

Ход занятия.

Воспитатель: Посмотрите (иллюстрация, вот идёт нам на встречу русская красавица. Что на ней надето? (на девушке надет сарафан, расписная рубашка). Весь свой наряд она создала своими руками.

Воспитатель: Где ваши мамы берут ткань, если хотят сшить вам новую одежду? (ответы детей)

Воспитатель: А эта девушка наткала ткань сама, дома, на специальном ткацком станке.

Воспитатель: Вспомните прочитанную вам книгу, из чего раньше делали нитки? (из растений, из льна)

Воспитатель: Если нитки сделаны из льна. Значит ткань какая? (льняная)

Воспитатель: Такую ткань называли домоткань. Вслушайтесь в слово, где сделана ткань? (ткань сделана дома)

Восп. : Чтобы одежда была яркой, ткань красили отварами различных растений, получались сочные, яркие цвета.

Восп. : Подумайте, дети, какой овощ использовали для окраски ткани. Чтобы получить яркий. Сочный красный цвет? (для окраски ткани в такой цвет использовали свёклу)

Восп. : А для получения насыщенного чёрного цвета? (для окраски ткани в чёрный цвет использовали кору берёзы)

Восп. : Посмотрите, как украшена одежда девушки. Для чего украшали одежду вышивкой? (для красоты)

Восп. : Правильно, но главное, узор наносили по краям одежды для оберега, чтобы предохранить себя от злых сил и болезней. На голове девушки носили кокошники, а замужние женщины должны были обязательно поверх кокошника надевать платок. Выйти без платка на улицу с непокрытой головой считалось позором, отсюда и пошло выражение «опростоволоситься».

Гимнастика для глаз.

Восп. : Эта птичка как будто слетела с подола сарафана или с рукава рубашки. Последуем за ней глазами, куда она летит: вверх, вниз, влево, вправо.

Восп. : В холодную погоду поверх сарафана женщины надевали душегрею. Подумайте, почему эту одежду так назвали? (она закрывает грудь, там, где находится душа)

Восп. : А вот навстречу девице идёт молодой парень. Как одет молодец? Молодец одет в красивую свободную рубашку косоворотку и штаны, такие штаны назывались порты.

Бедные люди шили их сами, для богатых людей шили специально обученные мастера.

Восп. : Скажите, дети, как назывался мастер, который умел шить порты? (портной).

Восп. : Верхняя мужская одежда называлась зипуном, изготавливалась из тонкой овечьей шерсти.

Восп. : Что интересного вы заметили, рассматривая зипун? (нет пуговиц и петель)

Восп. : Правильно, полы зипуна держатся поясом, пуговиц не пришивали. Выйти без пояса на улицу для мужчины считалось позором, как и женщине без платка. Отсюда и пошло выражение «распоясался».

Восп. : Обратите внимание на обувь, что надето на ноги русского мужчины? (обут в лапти).

Восп. : Из чего делали такую обувь? (лапти плели из коры липы и бересты).

Восп. : Вот так нарядятся девушки и парни в сарафаны яркие, кокошники, рубашки с вышитыми поясами и пойдут вечерком хороводы водить. Давайте с вами хоровод поводим.

Исполняется хоровод «Сахаринка»

Восп. : так просто и удобно одевались простые бедные люди, а богатые носили кафтаны с длинными рукавами, гораздо длиннее рук.

Скажите, дети, можно было работать с такими рукавами? (рукава мешали, нельзя было что – либо делать). Откуда и пошла поговорка «Работать спустя рукава». Как вы понимаете это выражение? (работать плохо или ничего не делать)

Восп. : Богатый человек даже ходить должен был соответствующей походкой. Говорил важно и смотрел на всех повелительным взором.

Изобразим такого человека (дети ходят по кругу с высоко поднятой головой, взгляд надменный, грудь выдаётся вперёд, руки назад или в бока)

Восп. : Вот вы и узнали. Во что одевались русские люди в старину. С тех пор многое изменилось, но кое- что из одежды наших предков сохранилось до наших дней. Что же это? (сейчас тоже носят сарафаны).

Рефлексия:

Восп. : Вам понравились наряды девушек и парней? А чтобы вы ещё лучше запомнили как выглядела одежда наших предков, давайте нарисуем себе на память, покажем своим родителям сарафаны и рубашки.

Дети садятся за столы, наносят узоры на шаблоны рубашек и сарафанов, выбирают понравившиеся работы.

Итог.

Восп. : Вот и закончилось наше путешествие в прошлое, что вам больше всего запомнилось? Вы очень хорошо потрудились сегодня, многое узнали о русском костюме.

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Лекарственные растения» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «ЛАСТОЧКА» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Встречаем птиц»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Встречаем птиц» Цели: познакомить детей с перелетными птицами, объяснить, почему этих птиц называют перелетными. Закрепить в словаре обобщающее понятие.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Профессия повара»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Профессия повара» Цель: расширить знания и представления детей о профессии повара, развивать кругозор воспитанников, воспитывать уважение к людям труда. Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений» Занятие: «Путешествие в мир растений» Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области. Образовательные задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир животных» Занятие: «Путешествие в мир животных» Цель: знакомство с живой природой. Задачи: закрепить знания детей о животном мире Брянской области:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В гости к Оле и Толе» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "В гости к Оли и Толи" во 2 младшей группе. Задачи:Продолжать показывать детям функциональное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздух» Елена Владимирова Цель: Закрепление и уточнение знаний.

Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма»Конспект занятия по познавательному развитию «История русского народного костюма» Занятие проводится в группе и в мини – музее (организованного в нашем детском саду) .[/b][/h3] Интеграция образовательных областей:«познавательное.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Части суток» Тема: Части суток Цели: развивать умение детей сравнивать предметы по длине, составлять узоры путем комбинирования цвета и формы; учить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Из детского сада  в школу!» Конспект организованной образовательной деятельности «Из детского сада - в школу!» для детей старшей разновозрастной группе. Составила и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «История русского костюма»
Опубликовано: 13 декабря 2023 в 09:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «История русского костюма»» (включая файлы) размещена пользователем Закомалдина Джамиля Закировна (УИ 1582229) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД