Получи документы

Конспект ООД по познавательному развитию «Страницы книжной истории»

гюзель шакирова
Конспект ООД по познавательному развитию «Страницы книжной истории»

1. Познавательное развитие.

2. Тема «Страницы книжной истории»

3. Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.

4. Задачи:

Образовательные :

• стимулировать познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов;

• активизировать диалогическую речь, обогащать активный словарь;

• использовать различные формы работы детей;

Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию „Страницы книжной истории“» размещена в разделах

познакомить с первыми письменными материалами: глиной, берестой, бумагой, тканью; затронуть историю книгопечатания : рукописные и печатные книги;

• вспомнить современные технические средства хранения данных;

Развивающие :

развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения;

развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач;

развивать умения анализировать мышление, сравнивать, делать выводы, находить причинно – следственные связи;

• продолжать развивать познавательную инициативу ребенка;

развивать творческие навыки, путем выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса;

• погрузить детей в колориты стран Египта, Китая, Древней Руси - по средством музыки и оформление зала

Воспитывающие:

• воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества;

• совершенствовать социально - коммуникативные навыки, познавательное развитие.

5. Словарная работа:

Активизация словаря : сыпучий; у воды нет формы

Обогащение словаря :иероглиф, клинки

6. Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная; игровая; двигательная; изобразительная

7. Формы работы: игра (мотивация деятельности); экспериментирование; наблюдение; рассказ; беседа; чтение стихотворения; рисование; демонстрация иллюстрации Египта, Китая, Древней Руси.

8. Оборудование : ноутбук; видеопроектор; презентация; записи необходимые звуков и мелодий; ткань; веер; песок; вода; гирлянда; салфетки; для каждого ребенка по 14 шт- тарелка песком, тарелка с водой, деревянные палочки, доска для лепки, подносы, подушки, пяльца, ткань-25*25, тарелки для краски, кисточки №4, гуашь черного и синего цветов, подставка для кисточек, штампы снежинок, альбомные листы (или один ватман)

.

Ход

Воспитатель :Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть.

Я знаю, что вы очень дружные, любите узнавать что- ни будь новое и интересно.

Я хочу загадать вам загадку, и только отгадав ее, вы поймете, о чем у нас сегодня пойдет речь.

Я все знаю, всех учу

А сама всегда молчу

Чтоб со мною подружиться

Читать, нужно научиться? (книга)

Дети книга

Воспитатель Правильно ребятки,это книга.

А вы любите, когда вам читают книги?

Какие книги вам читают? (ответы детей)

Вот как много разных книг вам читают.

Никто не знает точно, когда родилась Книга. Когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не прервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые уже когда-то были сделаны.

Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).

Совершенно верно – это флешка. Она умеет хранить много-много разной информации, а комната, в которую вы, попали, называется Центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всем!

Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

-Замечательно. Тогда разрешите пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ.

- Скажите, а вы знаете, как появилась книга? (ответы детей)

-Хотите это узнать? (да)

-Тогда нам нужно отправиться в прошлое.

Но как нам туда попасть? (варианты ответов)

- Скажите, на каком виде транспорта мы отправимся? (ответы детей)

- Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами. Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое. (помощник включает «машину времени» световой и звуковой сигнал).

-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?

(Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу).

-Встаем в круг. (музыку выключают).

Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. Там открыли первую книгу. Туда мы и переместимся.

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ)

Воспитатель ребята, посмотрите (воспитатель подходит к проектору и поворачивает экран к детям) мы с вами попали в древний Египет (звучит музыка древнего Египта, на экране картинки Египта). Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать. Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).

- Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. ( ответы детей : песок, глина, вода).

-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что- ни будь на песке. (Дети пишут, рисуют)

- Скажите, ваши изображения видны? (да)

-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- ни будь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.

- Что стало с вашей надписью? (ответы детей)

Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?

-Потому что песок, какой? (сыпучий)

- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.

-Давайте попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).

- Что получается, ребята? (ничего)

- Как же так, а почему (дети отвечают)

-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете- не видно!

-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.

- Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?

-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией (сохранилась)

- Она осталась? (да)

- Подуйте на нее (дуют)

- Что с ней стало? (сохранилась)

- Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)

- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).

- Давайте посмотрим, как они это делали (фото).

- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.

Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.

- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.

(перемещаются в машине времени

-Сейчас мы окажемся в древнем Китае.

- Ребята, следующей страной, куда мы отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к проектору, на котором показан Китай)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»

- Вот перед нами китайская страна : это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).

В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд, он считается самым главным праздником в Китае.

- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью.

Поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.

- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.

- Молодцы.

- Готовы?

1. Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)

2. Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.

3. .Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики (повороты вправо, влево с полуприседанием)

4. -Молодцы! Какие красивые зонтики!

5. .А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили. -Молодцы.

6. .А еще в Китае любят чай. Наливаем чай, изобразим чайник (наклоны вправо, наливаем чай в чашку, затем влево - в другую чашку).

7. Чай горячий (ладошки соединили, подули).

8. 7Подаем чай (руки вперед)

9. .Птицы (одна рука вверх-вперед, другая вниз-назад (хвост)

10. -Молодцы, вы очень красивые птицы!

11. .Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» (повторяем)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА

- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)

- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке,- это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги.

Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф! Вот это — горы, этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.

Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.

-Берите кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).

- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.

-Я открою вам секрет: китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели - была бумага. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете в тайне от других народов. И только через века все узнали, как делать это чудо. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились?

-Пойдемте в нашу машину времени!

(Перемещаются в «машине времени»)

Мы с вами перенеслись в Древнюю Русь. Русь всегда славилась деревянными городами красивыми, могучими сильными богатырями, своим рукоделием, ремеслом, конечно веселыми праздниками.

- Ребята, а вы знаете, что вначале на Руси писали на бересте. А что это такое? Кто – ни будь из вас знает (нет).

-Давайте мы посмотрим, на что это похоже (на кору берёзы).Ребята верно, береста – это кора березы на ней писали с помощью специальной острой палочкой, а потом появилась бумага, на ней стали писать летописцы их труд был очень тяжелый, поэтому они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло, смотрите, оказывается буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была

первая печать. Предлагаю и вам стать книгопечатниками и тоже сделать такую печатную книгу.

-Ребята я вам подготовила лист, на котором я внизу сделала текст, а вы мне сейчас с помощью печатных оттисков, которые как деревянные, сделаете картину, она должна быть по смыслу текста. Послушайте:

Белая снежинка,

Легкая пушинка,

Ты откуда к нам пришла

И подружек привела?

Все теперь они кружатся

В вихре вальса над землей

Дети дедушки мороза

И метели ледяной.

- О чем стихотворение (ответы) а снежинки к какого цвета?

-Смотрите нам нужно с вами создать изображение снежинок. для этого мы возьмем штампы, это будут у нас такие печати. Возьмем в руки штамповки. Затем промокнуть штамп в краске, затем легкими, аккуратными движениями делаем оттиск.

- Посмотрите ребята какую мы с вами книжную страницу создали, красивыми снежинками. Возьмите салфетку и вытрите руки.

- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)

-(примерные ответы детей. Мы путешествовали на машине времени. Побывали в Египте, рисовали на писке, воде в глине. Побывали в Китае рисовали на ткани. Побывали в Древнем Руси штампами рисовали снежинки)

Ребята какие книги были в Египте? (из глины)

Какие книги в Китае? (Шелковые)

Какие книги были в древнем Руси (печатные)

-Молодцы! Мне с вами было очень интересно! А вам понравилось наше путешествие ПО СТРАНИЦАМ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ? (ответы детей)

(Ребята, а вы знаете, что после длительного полета надо съесть сладкое. Вот я принесла вам сладкие монеты. Угощайтесь)

Прикреплённые файлы:

ood_tjabb.pptx | 9380,02 Кб
 
Публикации по теме:

Блиц-олимпиада по познавательному развитию «Медвежьи истории»Блиц-олимпиада по познавательному развитию «Медвежьи истории» Блиц-олимпиада "Медвежьи истории" послужит поводом для родителей перечитать вместе с ребёнком замечательные сказки и стихи, герои.

Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «По страницам книжной истории»Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «По страницам книжной истории» Программное содержание: Познакомить детей с историей создания книги, путем расширения представлений о мире. Познакомить с первыми письменными.

Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету»Конспект НОД по познавательному развитию «В гости к Звездочету» Программное содержание: Познакомить детей с небесными телами – звездами, сформировать представления о том, что некоторые звезды объединены.

Конспект НОД по познавательному развитию «Кошкин дом» Программное содержание: 1. Формировать представление детей о жизни диких, бездомных и домашних животных. 2. знакомить детей с образом жизни.

Конспект ОД по познавательному развитию «Моя семья» Цель – расширить представления воспитанников о своей семье. Задачи: Образовательные: • Закрепить у воспитанников представления о членах.

Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени»Конспект ООД по познавательному развитию «Подарки осени» Конспект разработан для детей второй младшей группы. Цель: обогащение знаний о дарах природы-фруктах посредством дидактических игр и упражнений.

Конспект ООД по познавательному развитию «Волшебная глина» Волшебная глина. Программное содержание: Расширить представления детей о многообразии предметов народного декоративно-прикладного искусства.

Страницы истории физической культуры для 5–7 классов. Лекционный материал с презентацией и тестСтраницы истории физической культуры для 5–7 классов. Лекционный материал с презентацией и тест Представляю вашему вниманию лекционный (теоретический) материал для урока физической культуры для 5-7классов Страницы истории3 слайд Первые.

Конспект урока окружающего мира в 4 классе «Страницы истории 1920–1930-х годов» Тема: Страницы истории 1920-1930-х годов Цель: сформировать представления о жизни страны в 1920-30-е гг. Формируемые УУД: познавательные.

Золотые страницы истории моей семьиЗолотые страницы истории моей семьи На Кубани близки к завершению мероприятия в рамках месячника военно-патриотической и оборонно-массовой работы под девизом «За Веру, Кубань.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию «Страницы книжной истории»
Опубликовано: 6 апреля 2023 в 10:00
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД