гюзель шакирова
Конспект ООД по познавательному развитию «Страницы книжной истории»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Познавательное развитие.
2. Тема «Страницы книжной истории»
3. Цель: познакомить детей с историей создания книги путем расширения представлений о мире.
4. Задачи:
Образовательные :
• стимулировать познавательно-исследовательской деятельности путем исследования свойств природных материалов;
• активизировать диалогическую речь, обогащать активный словарь;
• использовать различные формы работы детей;
Темочки:
• познакомить с первыми письменными материалами: глиной, берестой, бумагой, тканью; затронуть историю книгопечатания : рукописные и печатные книги;
• вспомнить современные технические средства хранения данных;
Развивающие :
• развивать у детей творческое воображение, внимание путем использования активных форм обучения;
• развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач;
• развивать умения анализировать мышление, сравнивать, делать выводы, находить причинно – следственные связи;
• продолжать развивать познавательную инициативу ребенка;
• развивать творческие навыки, путем выполнения различных видов художественной деятельности в ходе педагогического процесса;
• погрузить детей в колориты стран Египта, Китая, Древней Руси - по средством музыки и оформление зала
Воспитывающие:
• воспитывать навыки самостоятельности, инициативности и сотрудничества;
• совершенствовать социально - коммуникативные навыки, познавательное развитие.
5. Словарная работа:
• Активизация словаря : сыпучий; у воды нет формы
• Обогащение словаря :иероглиф, клинки
6. Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная; игровая; двигательная; изобразительная
7. Формы работы: игра (мотивация деятельности); экспериментирование; наблюдение; рассказ; беседа; чтение стихотворения; рисование; демонстрация иллюстрации Египта, Китая, Древней Руси.
8. Оборудование : ноутбук; видеопроектор; презентация; записи необходимые звуков и мелодий; ткань; веер; песок; вода; гирлянда; салфетки; для каждого ребенка по 14 шт- тарелка песком, тарелка с водой, деревянные палочки, доска для лепки, подносы, подушки, пяльца, ткань-25*25, тарелки для краски, кисточки №4, гуашь черного и синего цветов, подставка для кисточек, штампы снежинок, альбомные листы (или один ватман)
.
Ход
Воспитатель :Здравствуйте, ребята! Как я рада вас видеть.
Я знаю, что вы очень дружные, любите узнавать что- ни будь новое и интересно.
Я хочу загадать вам загадку, и только отгадав ее, вы поймете, о чем у нас сегодня пойдет речь.
Я все знаю, всех учу
А сама всегда молчу
Чтоб со мною подружиться
Читать, нужно научиться? (книга)
Дети книга
Воспитатель Правильно ребятки,это книга.
А вы любите, когда вам читают книги?
Какие книги вам читают? (ответы детей)
Вот как много разных книг вам читают.
Никто не знает точно, когда родилась Книга. Когда-то давно никто не умел писать. Люди могли общаться, только разговаривая друг с другом. Все, что узнавал и изобретал человек, он хранил только в голове. Знания передавались устно. Это было чрезвычайно важное и трудное дело – не прервать нить знания, передать его от учителя к ученику, чтобы тот когда-то передал его своему ученику – и так далее, из поколения в поколение. И ведь не всегда это удавалось. Сколько секретов было утеряно безвозвратно, сколько раз людям приходилось учиться чему-то заново. Делать открытия, которые уже когда-то были сделаны.
Посмотрите, что у меня есть. Как вы думаете, что это такое? (ответ детей).
Совершенно верно – это флешка. Она умеет хранить много-много разной информации, а комната, в которую вы, попали, называется Центром хранения данных. Здесь хранятся данные обо всем!
Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
-Замечательно. Тогда разрешите пригласить вас в необычное путешествие - путешествие в ПРОШЛОЕ СОЗДАНИЯ КНИГИ.
- Скажите, а вы знаете, как появилась книга? (ответы детей)
-Хотите это узнать? (да)
-Тогда нам нужно отправиться в прошлое.
Но как нам туда попасть? (варианты ответов)
- Скажите, на каком виде транспорта мы отправимся? (ответы детей)
- Правильно, мы с вами отправимся в прошлое на машине времени. Открою вам секрет: она перед вами. Включите нам, пожалуйста, «машину времени». Мы хотим попасть в прошлое. (помощник включает «машину времени» световой и звуковой сигнал).
-Ребята, давайте встанем в «машину времени», только смотрите, здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Договорились?
(Свет выключается. Дети перемещаются в прошлое, стоя в кругу).
-Встаем в круг. (музыку выключают).
Прошлое книги началось со страны, которая называется Египет. Там открыли первую книгу. Туда мы и переместимся.
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕГИПЕТ)
Воспитатель ребята, посмотрите (воспитатель подходит к проектору и поворачивает экран к детям) мы с вами попали в древний Египет (звучит музыка древнего Египта, на экране картинки Египта). Египет — это красивая страна, там много пустынь, моря с красивыми рыбками, даже горы, реки. Этой страной правили фараоны, а помогали им жрецы, они были умными, образованными людьми, умели читать, писать. Давайте мы с вами пройдём и присядем за столы. (дети садятся за столы, воспитатель — напротив детей).
- Для вас на столах приготовлены различные природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг, на чем-то же им надо было писать, правда, ребята? Перечислите природные материалы, которые лежат перед вами. ( ответы детей : песок, глина, вода).
-Молодцы! Вы назвали все материалы. Давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки острой стороной вниз и нарисуйте что- ни будь на песке. (Дети пишут, рисуют)
- Скажите, ваши изображения видны? (да)
-Положите ваши палочки. Представим, что мы свою надпись понесли кому- ни будь почитать. Мы несли и трясли по дороге, потрясите тарелочки.
- Что стало с вашей надписью? (ответы детей)
Она исчезла. А почему такое произошло? Почему надпись исчезла?
-Потому что песок, какой? (сыпучий)
- Ой, какие вы молодцы! Песок сыпучий.
-Давайте попробуем нарисовать на воде, опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь (дети рисуют).
- Что получается, ребята? (ничего)
- Как же так, а почему (дети отвечают)
-Вода какая, ребята? Вода жидкая, у воды нет формы, поэтому то, что вы рисуете- не видно!
-Давайте ваш поднос отодвинем в сторону и возьмем дощечку с глиной. Попробуем написать на глине.
- Так, молодцы, а теперь поставим пять точек, вдавливайте глину. Получилось?
-Проверим, можно ли эту информацию сохранить? Отложите в сторону палочки, возьмите свою доску для лепки, потрясите. Что стало с информацией (сохранилась)
- Она осталась? (да)
- Подуйте на нее (дуют)
- Что с ней стало? (сохранилась)
- Значит, глина подходит для того, чтобы записывать что-то? (да)
- Вот к этому же выводу пришли и древние жрецы, (встает, обращает внимание на экран).
- Давайте посмотрим, как они это делали (фото).
- Для записи жрецы использовали почти такие же дощечки, на которых они писали, используя деревянные палочки, которые назывались клинки.
Палочкой надавливали, как вы сейчас на глину, и получалось изображение, а после эти пластины обжигали, складывали друг на друга, и получались такие книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте.
- Ну что же, вытирайте руки влажной салфеткой, нам пора отправляться дальше, нас ждет другая страна.
(перемещаются в машине времени
-Сейчас мы окажемся в древнем Китае.
- Ребята, следующей страной, куда мы отправились, стал Китай, ведь Китай- родина многих открытий, давайте мы выйдем из машины времени (проходят к проектору, на котором показан Китай)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «КИТАЙ»
- Вот перед нами китайская страна : это Великая китайская стена, это Дворец императора, а это храм Неба (слайды демонстрируются на экране).
В Китае люди всегда выращивали чай, рис, а это — китайский Новый Год (слайд, он считается самым главным праздником в Китае.
- А вы знаете, что китайцы много времени уделяли своему здоровью.
Поэтому я предлагаю вам сделать китайскую гимнастику.
- Давайте встанем вот здесь на ковре, чтоб друг другу не мешать, и ко мне повернемся лицом.
- Молодцы.
- Готовы?
1. Руки опустите вниз, ноги поставьте прямо. (звучит китайская музыка)
2. Сначала поприветствуем солнце. Медленно руки поднимаем вверх, молодцы, - опускаем вниз.
3. .Китайцы очень любят зонтики, поэтому превратимся в зонтики (повороты вправо, влево с полуприседанием)
4. -Молодцы! Какие красивые зонтики!
5. .А теперь станем с вами деревьями, высокими и стройными! Руки соединили, взяли ногу и поставили стопу на колено, держим равновесие, подержали чуть-чуть, опустили. -Молодцы.
6. .А еще в Китае любят чай. Наливаем чай, изобразим чайник (наклоны вправо, наливаем чай в чашку, затем влево - в другую чашку).
7. Чай горячий (ладошки соединили, подули).
8. 7Подаем чай (руки вперед)
9. .Птицы (одна рука вверх-вперед, другая вниз-назад (хвост)
10. -Молодцы, вы очень красивые птицы!
11. .Наклонимся вниз, поднимаем руки вверх и говорим «х-ха!» (повторяем)
ЗВУЧИТ МУЗЫКА
- А теперь предлагаю вам пройти в китайскую книжную мастерскую и присесть на ковер, на подушки, потому что в Древнем Китае было принято работать, сидя на полу. (садятся на ковер)
- История древней книги в Китае была очень интересной: сначала китайцы писали на шелке,- это такая нежная ткань, ее нарезали маленькими кусочками и потом эти странички сшивали, получались шелковые книги.
Я предлагаю вам стать создателями шелковых страниц, и написать на них специальные символы, которые называются иероглифы, а ну-ка, повторите за мной — иероглиф! Вот это — горы, этот иероглиф означает — человека, а это — рисовое поле.
Я предлагаю вам написать понравившийся иероглиф на ваших шелковых страницах.
-Берите кисточки и начинаем работать! (дети рисуют, попутно воспитатель уточняет, что пишут дети, хвалит их).
- Какие молодцы, ребята. Положите кисточку на подставку, возьмите влажные салфетки, вытрите свои руки.
-Я открою вам секрет: китайцы - очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели - была бумага. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете в тайне от других народов. И только через века все узнали, как делать это чудо. Но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени, договорились?
-Пойдемте в нашу машину времени!
(Перемещаются в «машине времени»)
Мы с вами перенеслись в Древнюю Русь. Русь всегда славилась деревянными городами красивыми, могучими сильными богатырями, своим рукоделием, ремеслом, конечно веселыми праздниками.
- Ребята, а вы знаете, что вначале на Руси писали на бересте. А что это такое? Кто – ни будь из вас знает (нет).
-Давайте мы посмотрим, на что это похоже (на кору берёзы).Ребята верно, береста – это кора березы на ней писали с помощью специальной острой палочкой, а потом появилась бумага, на ней стали писать летописцы их труд был очень тяжелый, поэтому они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга. А как же это произошло, смотрите, оказывается буквы вырезали из дерева, на них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот такая была
первая печать. Предлагаю и вам стать книгопечатниками и тоже сделать такую печатную книгу.
-Ребята я вам подготовила лист, на котором я внизу сделала текст, а вы мне сейчас с помощью печатных оттисков, которые как деревянные, сделаете картину, она должна быть по смыслу текста. Послушайте:
Белая снежинка,
Легкая пушинка,
Ты откуда к нам пришла
И подружек привела?
Все теперь они кружатся
В вихре вальса над землей
Дети дедушки мороза
И метели ледяной.
- О чем стихотворение (ответы) а снежинки к какого цвета?
-Смотрите нам нужно с вами создать изображение снежинок. для этого мы возьмем штампы, это будут у нас такие печати. Возьмем в руки штамповки. Затем промокнуть штамп в краске, затем легкими, аккуратными движениями делаем оттиск.
- Посмотрите ребята какую мы с вами книжную страницу создали, красивыми снежинками. Возьмите салфетку и вытрите руки.
- Расскажите, что сегодня интересного было у вас в детском саду? (ответы детей)
-(примерные ответы детей. Мы путешествовали на машине времени. Побывали в Египте, рисовали на писке, воде в глине. Побывали в Китае рисовали на ткани. Побывали в Древнем Руси штампами рисовали снежинки)
Ребята какие книги были в Египте? (из глины)
Какие книги в Китае? (Шелковые)
Какие книги были в древнем Руси (печатные)
-Молодцы! Мне с вами было очень интересно! А вам понравилось наше путешествие ПО СТРАНИЦАМ КНИЖНОЙ ИСТОРИИ? (ответы детей)
(Ребята, а вы знаете, что после длительного полета надо съесть сладкое. Вот я принесла вам сладкие монеты. Угощайтесь)