Иванова Фарида Фануровна
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква М»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звуки [М], [М'] и буквы М, м.
Цели: уточнение знаний о звуках [М], [М']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе „Звук и буква М“» размещена в разделах
- Буква М и звуки [М], [М’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: игрушки Филя и Каркуша, цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч; неваляшки (синяя и зеленая, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого комплект: зеркало, сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.
Ход занятия:
I Организационный момент:
В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Кто это?
+ Филя и Каркуша.
В: Откуда они к нам пришли?
+ Из передачи «Спокойной ночи малыши»
В: Каркуша и Филя очень хотят сегодня позаниматься вместе с вами. Можно?
+ Да.
В: Тогда, проходите, занимайте свои места. И вы гости присаживайтесь. И мы начинаем наше занятие.
II. Повторение изученного материала:
В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
+ Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
+ А, О, У, Э, И.
В: Они какие?
+Гласные.
В: Как они произносятся?
+Свободно, легко, с голосом.
В: Посмотрите на схему этого слова. Из каких звуков оно состоит?
+ Из гласных.
В: Сколько их?
+ Два.
В: Подберите короткие слова для этой схемы.
+ Ау! Уа! Иа!
III. Усвоение нового материала:
1) Введение в тему.
К. : Ребята, а можно я загадаю вам загадку?
+
К. : Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. /машина/
(показывается машина – игрушка)
К. : Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый …
+ Мячик.
В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
+ машина, мяч.
В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина.
+ [М]
В: Мммяч.
+ [М']
В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.
2) Уточнение артикуляции звука.
В: Возьмите зеркала, улыбнитесь. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально).
В: А теперь звук [М'] (хором, индивидуально)
В: Что происходит с нашими губами?
+ Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
В: Да, а воздух выходит свободно?
+ нет.
В: Что ему мешает?
+ губы.
3) Характеристика звуков.
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
+ согласными.
В: Значит, звуки [М] и [М'] какие?
+ согласные.
В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесём звуки [М] и [М']. … Чувствуете как звенит голос?
+
В: Значит звуки [М] и [М'] какие?
+ звонкие.
В: Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем?
+ синим.
В: А мягкие?
+зеленым.
В: Вот посмотрите на наших помощниц Неваляшек. У синей Неваляшки что лежит в кармашке?
+ рисунок с машиной.
В: Какой первый звук в этом слове?
+ [М]
В: А так как машина у синей Неваляшки значит звук [М] какой?
+ твердый и на схеме будет обозначаться, синим цветом.
В: А у зеленой Неваляшки, что нарисовано на кармашке?
+ Мяч.
В: Какой первый звук?
+ [М']
В: Он какой твердый или мягкий?
+ Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.
В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М'] какие?
+ Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М'] – мягкий, обозначается зелёным цветом.
4) Игры на развитие фонематического слуха
Ф: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в игру «Твердый, мягкий»
Ф: У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.
Ф: Мак, мороз, метла, мёд, молоко. (показываю рисунки)
К: А я хочу с вами поиграть в слова. Назовите овощи со звуками М или М.
+ морковь, помидор.
К: Назовите фрукты и ягоды с этими звуками.
+ смородина, мандарин, малина, лимон.
К: А теперь назовите весенние месяца со звуком М.
+ март, май.
В: А я знаю ещё одну игру, она называется «Где звук живет?»
В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(дети берут карточки и цветные квадратики)
В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза. (показываю рисунки).
5) Физкультурная минутка.
В: А теперь давайте немного отдохнём. (выходят на коврики)
Девочки и мальчики То по кругу побегут,
Прыгают как мячики. То присядут, отдохнут.
Ручками хлопают, И давай опять скакать.
Ножками топают. Ну никак их не унять!
6) Знакомство с буквами М м (заглавной и прописной).
В: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?
+ Буква.
В: В: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?
+
В: Сколько в ней элементов?
+
В: Сложите её из палочек.
+
В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе.
В: А ещё нам нужно поселить эту букву в её квартиру. Скажите, в каком домике она будет жить?
+ С синей крышей.
В: Правильно, потому что это согласная буква – она обозначает два согласных звука. И так как они звонкие то квартира будет с левой стороны, во втором подъезде на третьем этаже. (селим букву)
В: А теперь откройте тетради и сделайте то же самое у себя. Сначала закрашиваем крышу дома, а затем вписываем букву в её квартиру.
+ (следить за осанкой, и правильностью выполнения задания, поощрения)
В: Обратите внимание на то, что в этой квартире будут жить два звука, которые обозначаются одной буквой.
7) Чтение слогов по слоговой таблице.
Ф: Ребята, а давайте почитаем слоги с новой буквой.
А А
О О
М У У М
Э Э
И И
(индивидуально, хором)
IV. Работа в тетради.
В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.
(пальчиковая гимнастика)
В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М. (показываю на доске) А теперь пишем по одной строчке заглавной и прописной буквы М.
V. Звуко – буквенный анализ.
В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире?
+ МАМА
В: Давайте разберём это слово и составим его схему, а потом прочитаем.
(составление схемы слова, её подписывание буквами из кассы букв (у доски)
В: А теперь придумайте красивые предложения с этим словом.
+
VI. Итог. Обобщение.
Ф: Молодцы ребята, большое вам всем спасибо. Нам у вас очень понравилось. Но нам пора прощаться с вами и спешить на съемку новой передачи «Спокойной ночи малыши». И мы обязательно к вам ещё не раз придём. До свидания!
+
В: Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились?
+
Они какие?
+
В: Какой буквой эти звуки обозначаются?
+
В: Молодцы!