Оксана Архипова
Конспект ОД «Волшебница — вода» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ОО «Познавательное развитие»
Тема: «Волшебница-вода»
Возрастная категория детей: Старшая группа.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности детей
Задачи:
• Обеспечить условия для знакомства детей с некоторыми свойствами воды;
Публикация «Конспект ОД „Волшебница — вода“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Способствовать развитию любознательности, познавательного интереса в процессе экспериментирования с жидкостями;
• Способствовать воспитанию интереса и добрых чувств к окружающему миру.
Предварительная работа: залить контейнеры для льда и заморозить.
Словарная работа: вода, жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная, опыт, растворитель.
Оборудование и материалы: стаканчики, контейнеры со льдом, чайник, баночки, тарелочки, соломинки, ложки, клеенки по числу детей, сахар, разноцветные краски, три чайника с холодной, тёплой и горячей водой, большие ёмкости, ноутбук.
Ход
1. Организационно-мотивационный этап:
Дети самостоятельно играют в уголках по своим интересам. Дети обнаруживают воду на полу.
Воспитатель: Откуда, интересно здесь появилась вода?
Ответы детей.
2. Основной этап:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, для чего нам нужна вода?
Ответы детей: Люди пьют воду, варят еду; моют грязные фрукты и овощи; каждый день моют руки и лицо; поливают растения, чтобы не засохли; вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов; люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: Давайте, с вами больше узнаем о воде; познакомимся с ней поближе.
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в исследователей и проведем некоторые опыты с водой. А итогом наших исследований будет: знания о воде и её свойствах.
Опыт № 1: «Вода – жидкость, лед, пар».
Дать детям два одноразовых стаканчика: один – с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она льётся.
Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. И так, первое свойство воды: это её состояние: жидкое. Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Воспитатель: - Ребята, скажите, пожалуйста, вот идет осенью дождь, на земле появляются?
Дети: лужи. Наступает зима.
- Лужи превращаются?
Дети: в лед.
Воспитатель приносит контейнеры со льдом, раздает детям по кусочку льда, предлагает детям подержать в руках.
- Что происходит со льдом ребята?
Дети: лед превращается в воду.
Воспитатель: Скажите, ребята, мы понимаем, что лед это вода, а какое состояние у льда? Жидкое?
Дети: нет.
Воспитатель: Может кто-то знает, как это состояние называется?
Дети: твердое.
Вывод: Вода может быть не только жидкой, но и твердой.
Воспитатель: Ребята, я сейчас возьму чайник, наберу воды и включу его. Вы, пожалуйста, сядьте пока на стульчики. Скажите, для чего это я сделаю?
Дети: Чтобы пить чай.
Воспитатель: - А, вот и нет. Посмотрите, наша вода в чайнике закипела и над чайником, что появилось ребята?
Дети: Пар.
Воспитатель: - Я сейчас поднесу блюдце над паром и подержу. Посмотрите, что появилось на блюдце?
Дети: капельки воды.
Вывод: Вода при кипении превратилась в пар. Это значит, вода может быть не только, жидкой и твердой, но и газообразной.
Опыт № 2: «У воды нет запаха».
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно совсем не пахнет. Чистая вода не имеет запаха.
Опыт №3 «У воды нет вкуса».
Воспитатель предлагает детям взять соломинку и попробовать воду.
Воспитатель: Дети, скажите, есть ли у воды вкус? (Ответы детей). Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Опыт №4 «Вода прозрачная».
Перед детьми несколько баночек с водой. На крышечках баночек нанесена краска. Воспитатель предлагает детям каждому взять баночки и взболтать. Что произошло?
Дети: вода окрасилась и стала цветная.
Воспитатель: А почему она стала цветная?
Дети: она окрасилась.
Воспитатель: - Т. е мы можем сказать, что вода может растворять краски. Теперь возьмите ложечки и отпустите в баночки. Где видно ложечку, в какой баночке?
Дети: в баночке с чистой водой.
Вывод: Вода прозрачная. И вода может растворять.
Воспитатель: Дорогие мои исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети: нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Физкультминутка.
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Воспитатель: Мы немножко отдохнули и теперь можем продолжить.
Опыт № 5: «Вода – растворитель».
На столе два блюдца: в одном – обычный песок, в другом – сахарный песок. Два стакана с водой.
Опыт проводит воспитатель.
В первом стакане растворить обычный песок. Он не растворился.
Во втором стакане растворить сахарный песок. Он растворился.
Детям предлагается попробовать раствор – он сладкий.
Воспитатель: Некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые – нет. Значит вода растворитель.
Опыт № 7: «Вода холодная, тёплая, горячая».
На столе три чайника, в них вода разной температуры, пустые ёмкости.
Воспитатель: Предлагает детям протянуть руки, поливает на руки поочередно из двух чайников и, вместе с детьми, определяет температуру воды. Вода бывает холодная, тёплая.
А из этого чайника (третьего) я вам на руки поливать не буду. Потрогайте чайник пальчиками, только делайте это осторожно. Какой чайник? (горячий)
Воспитатель: Какая в нем вода? (горячая)
Воспитатель: Верно. Дети, а как вы думаете, можно ли трогать руками горячую воду? (нет)
Воспитатель: А почему? (можно обжечься)
Воспитатель: Верно, дети. Так какая может быть вода? (холодная, теплая, горячая)
3. Заключительный этап:
Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода. Какая бывает вода? (Ответы детей). Правильно, вода жидкая, твердая, газообразная; не имеет вкуса и запаха, имеет вес, вода прозрачная, может растворять некоторые вещества, бывает холодной, теплой, горячей.
Рефлексия.
Воспитатель: - Скажите, ребята, вам понравилось быть исследователями? А что вам больше понравилось?
Воспитатель: А теперь предлагаю всем детям закрыть глаза и насладиться песенкой воды. (Слушаем звуки воды)