Марина Фомина
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Города, которые рядом. Брянская область»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе детского сада на тему: «Города, которые рядом» (Города и сёла Брянской области).
Подготовила: воспитатель Фомина Марина Владимировна
Цель: Расширять знания детей о городах и сёлах Брянщины, об истории родного края.
Задачи:
Образовательные:
-Уточнить знания детей о родном городе, названии города, основных
Публикация «Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе „Города, которые рядом, Брянская область“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
достопримечательностях; познакомить с городами и сёлами Брянской области;
-учить составлять рассказ из личного опыта о событиях, а также по картинкам.
Развивающие:
-развивать личностное отношение ребёнка к истории своей страны, истории своей «малой Родины», расширять словарный запас;
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма;
- -воспитывать любовь к родному городу, чувство восхищения и гордости городом и его жителями.
Методические приёмы: Путешествие, художественное слово (стихи, беседа, дидактическое упражнение «Составь из частей целое», рассказы детей, рассматривание карты Брянской области.
Предварительная работа:
-беседа о родном городе Брянск;
-беседа о символах Брянской области;
-рассматривание иллюстраций "Достопримечательности родного города";
-лото "Памятники города Брянска».
Д/и: «Найди флаг города Брянска», «Собери герб города Брянска».
Ход занятия:
(Звучит фонограмма песни «С чего начинается Родина»)
Под музыку дети входят в группу и усаживаются на стульчики, расставленные по кругу.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему прозвучала именно эта мелодия? И о чём пойдёт речь в нашем сегодняшнем занятии? (ответы детей)
Воспитатель: Почему край, о котором пойдет речь, назван милым?
Воспитатель: Наверное, потому что большинство из вас здесь родились, выросли. Здесь проходит ваше детство. Здесь вы ходите в детский сад, а потом пойдёте в школу. Брянщина – это малая Родина для каждого присутствующего здесь.
Воспитатель: Ребята, вчера я прочла очень красивое стихотворение. Наш земляк поэт Илья Швец написал о городе Брянске замечательное стихотворение. Послушайте.
Наш Брянск.
Город Брянск- золотые рассветы,
И Десна в голубых берегах,
Удивительны улицы летом,
Корпуса заводские в садах.
Будет город расти, разрастаться.
И красивее будет, чем есть.
Знают здесь, как дается победа,
Вспоминают, гордясь, о былом,
Партизанская площадь согрета
И цветами, и Вечным огнем.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось стихотворение? О чём оно? (ответы детей).
Воспитатель: (вешает карту Брянской области)
- На что похожи очертания границ Брянской области? (На лист клёнов).
- На карте границы Брянской области напоминают лист клёна это совпадение очень символично, так как одну третью всех её земель занимаю леса.
Заросли багульника и вереска,
Мудрый дуб, спокойная сосна.
Без конца до Новгорода - Северска
Эта непроглядная страна.
Воспитатель: Ребята, сегодня с вами мы совершим путешествие по городам и сёлам Брянской области.
- И начнём мы с вами наше путешествие с самого старого города Брянщины.
В крепостях коней тревожный храп
Ты, трубя тревогу, стоны будишь.
О, Трубчевск – старинный древний Трубеж,
Свет мой сокровенный, белый храм.
(показ изображений города Трубчевск на берегу Десны, известных и достопримечательных мест города)
Трубчевск – порубежный город на подступах к родному Дебрянску, так раньше называли город Брянск. Город – сторож, город – трубач, возвещающий о приближении врага.
Известен этот город древним сказителем Бояном, который предположительно написал известное всем произведение «Слово о полку Игореве». В парке культуры и отдыха города Трубчевск стоит памятник, возведённый древнему сказителю Бояну. Несмотря на то, что город Трубчевск является самым старым городом Брянщины, в нём до сих пор сохранились многие архитектурные сооружения а также памятники.
Воспитатель:
Следующим районом на нашем пути будет Почепский район, а остановку мы сделаем в селе этого района Красный рог. В селе Красный Рог Брянской области находится единственная уцелевшая усадьба графа А. К. Толстого — поэта, прозаика и драматурга 19 века. Алексей Константинович — выдающаяся личность, и у него не менее выдающиеся родственники. Его предки – это два знаменитых рода: Разумовские и Толстые. Лев Николаевич Толстой приходился Алексею Константиновичу троюродным братом.
(показ портрета писателя, фото его усадьбы, книги с его стихами)
Кто не помнит его стихов:
Колокольчики мои,
Цветики степные,
Что глядите на меня,
Тёмно–голубые?
Воспитатель:
-Что означает название села – Красный Рог? Слово «красный» в древнерусском языке означает «красивый». Слово «рог» - от речки Рожок, которая протекает рядом с селом.
Воспитатель:
- А сейчас мы с вами немножко разомнёмся, так как мы устали немножко.
Физкультминутка:
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаем.
Вот выходим мы на луг,
Тысяча цветов вокруг.
Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка, клевер
И направо, и налево
К небу ручки протянули,
Позвоночник растянули.
Отдохнуть мы все успели
И на место снова сели.
Воспитатель:
(показ изображений усадьбы, портрета Тютчева, приусадебных мест)
Следующим районом на нашем пути будет Жуковский район, а остановку мы сделаем в усадьбе Овстуг, принадлежащей дворянскому роду Тютчевых на берегу речки Овстуженки. В 1803 г. здесь родился выдающийся поэт Фёдор Тютчев. Это красивое, ухоженное и какое-то уютное место. Здесь приятно гулять в любое время года, лишь бы погода позволяла. Усадебный дом Тютчевых стоит в центре красивого, ухоженного парка.
У большинства посетителей усадьбы любимое место в парке — это его пруд, который выкопали крестьяне по приказу деда поэта. На месте пруда били ключи. Выкопанная яма быстро наполнилась родниковой водой. В центре пруда сделали островок с беседкой, к ним ведет деревянный мостик. Мало кто уезжает из Овстуга без фотографий этого местечка. В пруду живут утки, лебеди и один гусь.
Напротив дома установлен большой памятник Федору Ивановичу Тютчеву. Поэт сидит задумчивый перед своим домом и сочиняет свой очередной стих.
На одном из холмов Овстуга стоит ветряная мельница. Это копия одной из мельниц, которые были здесь в тютчевские времена. Помимо ветряных в Овстуге были еще и водяные мельницы.
Воспитатель:
-Ну вот мы и приближаемся к главному городу нашей области – городу Брянск.
-Издавна территорию Брянского края населяли славянские племена. Щедрым и приветливым был в те далёкие времена этот лесной край: леса дремучие, дубравы вековые. Вот от этих дебрей и дали городу название - Дебрянск. В летописи Дебрянск впервые упоминается на год раньше самой Москвы.
Многое повидал Брянск на своём веку. Видел он у стен своих захватчиков ордынских, литовских, польских. Не раз бывал сожжён до тла, но вновь возрождался из пепла. Прошли века. Сегодня Брянск – крупный промышленный и культурный центр.
Побывав в Брянске невозможно не заехать в город Дятьково.
Город Дятьково возник рядом с хрустальной фабрикой, построенной предпринимателем Мальцевым. Считают, что название города связано со словом «дядьки» - так называли местные жители украинцев, которые были куплены хозяевами фабрики и поселились здесь. В этом городе есть знаменитый хрустальный завод. (показ фотографий завода и его продукции)
Умельцы хрустального завода изготовили единственный в мире иконостас из хрусталя, для храма Неопалимая купина. (показ фото иконостаса для храма Неопалимая купина)
Воспитатель: У каждого людского поселения своя история. Одна – долгая, уходящая в глубину веков. Другая – совсем короткая, ни примечательная. Важно, чтобы каждый из вас от поколения к поколению нёс тепло любви к заветному уголку.
Воспитатель:
Побывав в некоторых городах и сёлах Брянщины, мы вернулись домой – в наш славный город Брянск.
- Ребята, вам понравилось наше путешествие?
- Что больше всего вам запомнилось из нашего путешествия?
- А что вам понравилось на занятии больше всего?
- Скажите, а вы хотели бы поехать в один из городов, о которых мы говорили на занятии?
- Скажите, а может кто-то уже был в этих городках и видел своими глазами всю красоту окрестностей?
- Ребята, расскажите, может у вас живут родственники в каком-нибудь городке или селе Брянской области.
- На этом наше увлекательное путешествие подошло к концу. Спасибо вам за внимание.