Тетенёва Мария
Конспект НОД по математическому развитию «Вычитание»
▼ Скачать
Образовательная область: познавательное развитие
Цель: познакомить детей с математическим знаком минус и математическим действием вычитанием
Задачи:
Образовательные:
• уточнить представление детей о сложении;
• уточнить представление детей о математических знаках +, -, =
Публикация «Конспект НОД по математическому развитию „Вычитание“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- Темочки
• сформировать представление о математическом действии вычитании;
• закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 10;
• продолжать формировать умения определять «соседей» числа;
Развивающие :
• создать условия для развития творческого поиска, воображения;
• создать условия для развития логического мышления, сообразительности;
• создать условия для развития зрительного и слухового внимания;
Воспитательные:
• воспитывать любовь к математике;
• воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь;
• воспитывать целеустремлённость, любознательность;
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, развитие речи, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Материалы и оборудование :
человечек «Ах» – символ математического знака «Плюс» (весёлый и грустный, человечек «Ох» – символ математического знака «Минус» (весёлый и грустный, карточки со знаком «Плюс» и знаком «Минус», нарисованная на гофрокартоне «Математическая деревня» домики для цифр; лужи, кусты малины, крапива (из бумаги); числовой луч, крупные цифры к числовому лучу на липучке, фланелеграф, цифры для фланелеграфа, ноотбук, фонограмма песни «Едет, едет паровоз» Слова С. Эрнесакс, музыка Г. Эрнесакс) русский текст В. Татаринова, фонограмма – «жужжание комаров»
Раздаточный материал : (на каждого ребенка) конверт в нем примеры 2-3 шт, счетный материал, цифры, математические знаки +, -, =; наклейки (сюрпризы)
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия.
Ход НОД:
Воспитатель: Смотрите, ребята, кто пришёл к нам в гости. Это, проказник и весельчак АХ (знак +). А вы помните, почему его так называют?
Дети: Да. Потому, что у него всего становится больше.
Воспитатель: Правильно.
Ах: Ребята, я живу в Математической деревне. У нас в деревне много домиков, в которых живут цифры и математические знаки. А ещё, в соседнем доме у меня живёт брат. Его зовут ОХ, ещё по-другому он называется знак минус. Он прислал вам свою фотографию ( показывает фотографию: смайлик, рот в виде знака минус, брови сдвинуты). Как вы думаете, он грустный или весёлый?
Дети: Грустный.
Ах: А вы знаете почему?
Ответы детей
Ах: Видите, даже рот у него в виде палочки, именно так он изображается в математических примерах.
Ах: Он со мной не смог приехать, потому, что у него всё время что-то случается, всё ломается, портится, убегает, улетает, исчезает, то колесо проколол на велосипеде, то игрушки потерял. А последний раз, случилась у него такая история. Подарил я Оху на День рождения 3 конфеты, пока я ходил чай заваривать 2 конфеты съели пчелы. Нам даже к чаю конфет не хватило. Как вы думаете, почему? Сколько конфет осталось?
Ответы детей
Как можно было решить эту проблему? (Ответы детей). ОХ решил, что он очень ненужный знак в математике «одно расстройство», опечалился и заболел. Ребята, помогите мне вылечить Оха, доказать ему, что он очень нужный знак в математике, с ним можно придумывать интересные задачи, решать примеры. Я вас приглашаю к нам в гости, в математическую деревню. Поехали со мной спасать Оха.
Дети: Поехали!
Воспитатель: А на чем же мы с Вам в деревню поедем? (Ответы детей. Рассуждаем, решаем сообща. На машине – не получится (все не поместятся). На автобусе долго, да и тоже могут все не поместиться. Едем на поезде (едет быстро, вагонов много – поместятся все).
Садимся на стульчики. Поехали! (Песня «Едет, едет паровоз» Слова С. Эрнесакс, музыка Г. Эрнесакс) русский текст В. Татаринова
Ах: Ну вот и приехали!
Воспитатель: А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
Ах: Чтоб, нам добраться до математической деревни, нам с вами нужно от станции пройти по математической дорожке.
Математическая дорожка выложена на ковролине в виде числового луча (некоторые цифры отсутствуют).
Воспитатель: Ребята, на что похожа эта дорожка?
Ответы детей: на линейку, на числовой луч.
Воспитатель: Правильно на числовой луч или линейку. Только посмотрите, некоторые цифры куда-то пропали. Посмотрите вокруг, вам надо исправить эту ошибку. Поищите пожалуйста цифры, и поставьте их на числовой луч по порядку. Дети выполняют задание.
Ах: Вы сказали, что этот числовой луч похож на линейку. Ответы детей. Подскажите пожалуйста, что можно делать на математике с помощью линейки? Ответы детей (чертить, считать). Давайте посмотрим, как вы справитесь с новым заданием. Я вам напомню, как считать примеры (на сложение) с помощью линейки. Я же знак плюс. Придумайте мне несколько примеров, а я буду считать.
Дети придумывают примеры. Ах считает с помощью детей, прыгая по линейке вперед.
А теперь я буду придумывать, а вы прыгайте и считайте, только не все, а те кого я загадаю.
Ах: Ну вот. Какие вы молодцы! Правильно всё посчитали и даже сами не заметили как добрались до Математической деревни.
Посмотрите, как здесь у нас красиво много домиков цифр. Вот мой домик, а вот моего брата Оха.
Ох сидит на крылечке грустный.
Выложите знак минус из счетных палочек.
Ребята, а теперь попробуйте вы сами придумать истории, в которых работал бы знак «-». (дети придумывают истории, воспитатель на языке математики записывает их).
Воспитатель: Ох здравствуй!
Дети: Ох здравствуй! Что случилось?
Ох: Я совсем бесполезный и дурной математический знак. У меня все ломается и портится. У меня была любимая машинка, я так любил с ней играть, сегодня у неё сломались 2 колеса 4-2=2, а на 2 колесах машина не ездит. Ох горе, горе…
Воспитатель: Ребята, что-то Ох совсем расстроенный. Он, хотя и «минус», но очень нужный знак, давайте ему это докажем.
Смотри Ох, видно пока мы к тебе добирались тут дождь был. Какие тут лужи не пройти. Ты как раз можешь это исправить.
Ох: Как?
Воспитатель: Тут 3 лужи. Две большие как раз на дорожке – они тебе помешают к брату в гости ходить. Ребят, что нужно сделать? И как? Ответы детей: засыпать, вычерпать, прокопать ручеек. Молодцы!
Вот у нас что получилось 3-2=1. Выкладываю на фланелеграфе пример. Было 3 лужи. К 2 мы прокопали ручеек, и они высохли (-2). Осталась одна (и она нам совсем не мешает).
А ещё, посмотри Ох, у Аха малина какая красивая. Ты любишь чай с малиной пить?
Ох: Да. Мы вместе чай с малиной пьём.
Воспитатель: Только у малины там крапива растёт, и собирать её не удобно, весь исколешься. Ребята, посчитайте, сколько кустов крапивы у малины растет? Дети считают. Находят нужную цифру. Правильно 4. Что нужно сделать, чтоб крапива не мешала малину собирать? Ответы детей. Выкладываю на фланелеграфе пример. 4-4=0. Молодцы! Вот и от крапивы мы тоже избавились. Посмотри, Ох, вот и крапиву ты победил. Не осталось у вас крапивы. Малину теперь хорошо собирать.
Воспитатель: Ты Ох не расстраивайся. Посмотри какой ты молодец. Лужи высохли, от крапивы избавились и, всё, благодаря тебе. Очень нужный ты знак. Правда ребята? Ответы детей. Ну вот пора и нам домой в детский сад возвращаться.
Включается фонограмма «Жужжание комаров». Дети начинают бегать, отгонять.
Ох: (весело). Я знаю, как я могу вам помочь. Прихлопывайте их ладошками. Все бегают и кричат -1, -2,-3 и т д. Прогнали комаров. УРА! УРА! Я опять вам помог. Мне понравилось! Пойдёмте я вас провожу.
Воспитатель: Пойдём Ох. Мы уже устали, только с твоим братом АХом(+) попрощаемся.
Ох: Вы помните, по какой дорожке к станции идти. Ответы детей. Правильно. Надо пройти по математической дорожке.
Воспитатель: Ну, а мы ребята отправляемся домой садитесь в вагоны. Поехали.
Включается фонограмма «колесики,колесики»
Воспитатель: Ура! Приехали!
• Кто сегодня приходил к нам в гости?
• Ребята, как называлась деревня, в которую мы с вами ездили? Почему?
• С кем мы сегодня познакомились?
• Почему знак – ОХ очень полезный знак?
• Как решать примеры с – по линейке?
Молодцы!
Теперь ребята садитесь за столы. Будем смотреть, что ж за подарок нам Ох подарил. (В большом конверте много маленьких конвертов на каждого ребёнка с набором цифр и знаков, счетный материал + наклейки сюрпризы всем).
В начале достаю маленькие конверты, раздаю каждому.
Воспитатель: Ребята, Ох, наверное, хотел, чтоб мы с вами закрепили наши знания и, по приезду посчитали примеры со знаком -. Ну, а потом вас ждут призы.
Каждый ребёнок достаёт из своего конверта счётный материал и цифры + карточку с примерами (2-3). Считаем. Объясняю, как.
Ребята, какие вы молодцы! У вас всё получилось!
Вручение призов.