Татьяна Квасова
Конспект занятия по изобразительному искусству для подготовительной группы «Знакомство натюрмортом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - закрепить представление об основных жанрах изобразительного искусства (пейзаж, натюрморт, портрет);
- расширять знания о натюрмортом жанре, на примере нескольких натюрмортов;
- обратить внимание на многоцветие окружающего мира.
Публикация «Конспект занятия по изобразительному искусству для подготовительной группы „Знакомство натюрмортом“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: репродукции художников (пейзажи, натюрморты, портреты, кукла Карандаш, бумага, принадлежности для рисования красками.
Ход занятия:
Воспитатель вносит игрушку Карандаш, напевая
«Есть известная планета – Каля-Маля,
Там художники все дети, Каля-Маля.
Мы рисуем, мы рисуем, что захотели,
На волшебном самолете туда летим».
Воспитатель: Кто к нам пришел?
Ответы детей: Карандаш.
Воспитатель: Он пришел пригласить нас в страну «Каля-Маля».
Вы хотите туда попасть?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Для этого нужно закрыть глаза.
Дети закрывают глаза.
Воспитатель: Звенит в колокольчик:
Колокольчик позвони,
В мир искусства приведи!
Вот мы и попали в страну Каля – Маля. Карандаш предлагает нам пойти в Выставочный зал, но там есть правила поведения:
- Нужно стоять так, чтобы не загораживать спиной картины другим детям, и не подходить сильно близко! Добро пожаловать!
Художники не рисуют, а пишут картины, а мы сегодня будем учиться их читать.
На стендах три группы картин :
1 группа : Иван Шишкин «На севере диком…»
Иван Шишкин «Сосновый бор»
2 группа : Валентин Серов «Девочка с персиками»
Владимир Маковский «За чаем»
3 группа : «Фрукты на красной скатерти»
«Ананасы с бананами»
Приглашаю детей к 1-ой группе картин. Обращаю внимание на картину «Сосновый бор». Вглядимся в эту картину.
Воспитатель: О чем хотел рассказать художник? Какой лес? Березовый или сосновый? Старый или молодой? Светлый или темный? Редкий или густой? Какими сказочными словами можно его охарактеризовать? Хотели бы зайти туда?
Я тоже заметила, лес густой, глухой, даже медведи вышли из-за сосен.
Называю автора, название.
Обращаю внимание на картину «На севере диком»
Воспитатель: О чем хотел рассказать художник, когда писал эту картину? Что на ней главное?
Ответы детей: Сосна.
Воспитатель: Как поняли?
Ответы детей: Одна в центре большая.
Воспитатель: Какие краски взял художник? Светлые или темные? Что он этим хотел сказать?
Ответы детей: Очень холодно, одиноко.
Воспитатель: Вы бы хотели там оказаться? О чем рассказывают обе эти картины?
Ответы детей: О природе.
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать картины о природе?
Ответы детей: Пейзаж.
Физминутка
«Погуляем по лесу»
Предлагаю детям пройти ко второму стенду.
Обращаю внимание на картину «Девочка с персиками»
Воспитатель: О ком это картина? Кто это?
Ответы детей: О девочке.
Воспитатель: Что хотел художник рассказать о девочке? Какая она? Большая или маленькая? Куда она смотрит? Как рассказал художник о ее лице? Какие глаза? Какие щеки? Во что она одета? Девочка веселая? Еще какая?
Ответы детей: Красивая, спокойная.
Воспитатель: Вам понравилась девочка? И художнику она тоже понравилась, поэтому он написал ее портрет. Как художник рассказал о девочке? Словами? Как художник показал, что на девочку светит солнце?
Ответы детей: Подобрал солнечные, теплые краски.
Называю автора и называю. Обращаю внимание детей на картину «За чаем». Воспитатель: О ком эта картина? О девочке или девушке? Какая она?
Ответы детей: Красивая, нарядная.
Воспитатель: Что она делает?
Ответы детей: Пьет чай.
Воспитатель: А что за костюм на ней? Какое это чаепитие утреннее или вечернее? Как поняли?
Ответы детей: Вокруг темно.
Воспитатель: Чем похожи эти две картины? Кто на них?
Ответы детей: Люди.
Воспитатель: Как можно одним словом назвать картины, на которых изображены люди?
Ответы детей: Портрет.
Воспитатель: Давайте вместе скажем, чтобы запомнить: «Портрет».
Предлагаю детям погулять по залу, вернуться к пейзажам, портретам (Запомнили какие картины, называются «пейзаж») Подойдите к ним, а где картины, на которых люди? Как они называются? Подойдите к ним. А хочется вам подойти к этому стенду? Почему?
Ответы детей: Красивые.
Подходим к третьему стенду.
Воспитатель: Вглядимся в эту картину? О чем художник хотел нам рассказать? Какие фрукты? Вам хочется их скушать? Почему?
Ответы детей: Спелые, сладкие.
Воспитатель: С помощью чего художник это выразил?
Ответы детей: С помощью красок.
Обращаю внимание на картину «Ананасы и бананы».
Воспитатель: Что на этой картине?
Ответы детей: Фрукты, овощи.
Воспитатель: А это? Это? Зачем художник их написал? Красиво вместе смотрится? На этих двух картинах художники написали живые объекты или предметы? Как называются картины, на которых изображены предметы?
Ответы детей: Натюрморт.
Воспитатель: Слово «натюрморт» означает – жизнь вещей. Любите загадки?
Приглашаю детей в «зал загадок».
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картина называется…
Ответы детей: Пейзаж.
Воспитатель:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на вас,
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется…
Ответы детей: Портрет.
Воспитатель:
Если видишь, на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
То подобную картину называют…
Ответы детей: Натюрморт.
Воспитатель: Хотите сами попробовать составить натюрморт?
Приглашаю к магнитной доске.
Дидактическая игра «Натюрморт»
Материал: магнитная доска, рама, набор плоских изображений предметов, растений, людей, животных, рама.
Воспитатель: Вначале художник планирует картину и думает: «Что в ней будет?»
Кто хочет попробовать? А остальные – помогут. Составляем сначала словами.
Главный предмет в центре, крупный, самый важный то, который больше всего нравится. За рамки предметы выпадают не должны, только в поле листа. Дети составляют натюрморт.
А теперь натюрморт составляю я : Показываю детям муляжи огурца и помидора.
Нравится вам мой натюрморт? Что в нем? Какие овощи? Какой самый большой? Какая у него форма, цвет? А второй? Какой хорошо виден? Какой прикрыт?
Карандаш дает нам задание? Нарисовать этот натюрморт. Теперь вы – художники.
Пальчиковая игра «Кисточка»
Приглашаю детей за рабочие места, предлагаю начать работу.
Карандаш напоминает: Приготовить рабочее место художника.
Воспитатель: С чего начнем работу?
Ответы детей: С карандашного наброска.
Воспитатель: Как повернем лист бумаги? Как разместим на нем овощи, чтобы хорошо было их видно? В центре или с краю?
Индивидуальная работа с детьми. Контролирую, помогаю. Напоминаю способ закрашивания: сверху – вниз, «гладким» кисточкой, без пробелов, не выходя за контур.
По окончанию работы предлагаю детям организовать выставку – вернисаж.
Воспитатель: Попросим колокольчик вернуть нас в детский сад.
Звенит колокольчик.