Ирина Буланова
Конспект по художественно-эстетическому развитию «Хохломская роспись» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народно-художественном промысле хохлома и её особенностях.
Задачи: Познакомить с новым элементом – завиток.
Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти с постепенным увеличением нажима на кисть.
Закрепить умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме объёмных изделиях, используя знания, умения, навыки полученные ранее.
Публикация «Конспект по художественно-эстетическому развитию „Хохломская роспись“ для детей старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции.
Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Интеграция с образовательной деятельностью: Познавательное развитие. Речевое развитие.
Демонстрационный материал: Готовые изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (осочки, травинки, усики, капельки, ягодки, интерактивная доска, компьютер, мольберт.
Раздаточный материал: Затонированные объёмные изделия (тарелочки, стаканчики, вазочки, ложки, баночки с водой, салфетки, кисточки, тычки, гуашь, полоски бумаги для тренировки рисования нового элемента «завиток».
Методические приемы: Показ видеофильма о возникновении хохломских изделий и росписи.
Наглядный – рассматривание изделий, расписанных хохломской росписью.
Практический – работа у интерактивной доски (игра «убери лишнее», работа за столами.
Словарная работа: завиток, растительность, осочки, криуль
Ход занятия.
Приветствие детьми гостей: «Давайте порадуемся солнцу и птицам, а также порадуемся улыбчивым лицам. Всем людям, живущим на этой планете, доброе утро скажем все вместе!»
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня она получила письмо-приглашение, а от кого оно – узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка: «Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась, рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым, засияла,поднялась, сладким соком налилась. А трава, как бахрома, что же это?» (Хохлома).
Дети отгадывают загадку и приглашение принимают.
Воспитатель: «Глазки наши закрываем, в сказку хохломы вступаем. Покружись, покружись, в мастерской окажись!» (В это время воспитатель одевает фартук и косынку, расписанные хохломскими узорами и превращается в хозяйку мастерской).
Дети в мастерской. Их встречает мастерица хохломской росписи и приглашает посмотреть небольшой видеофильм о возникновении хохломы. Перед просмотром дети делают гимнастику для глаз.
После просмотра фильма дети подходят к столу, где выставлена хохломская посуда. Мастерица предлагает взять в руки изделия и беседует с детьми.
Далее мастерица: «Хохломские изделия всегда служили прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны и полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого, золотистого блеска хохломских изделий. Дети, посмотрите внимательно на посуду и скажите: на какой фон хохломы мастера наносят свой узор?» (Чёрный, желтый, красный). «Какие цвета используются в росписи?» (Красный, жёлтый, зелёный, черный).
Мастерица: «Каждый цвет имеет своё значение: красный – огонь, любовь, преданность.
Желтый – солнце, свет, тепло.
Черный – земля, торжественность.
Зеленый – жизнь.
«Что является главным рисунком?» (растительность)
«А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?» (осочки, усики, капельки, ягодки, травинки)
«На чем располагаются все эти элементы?» (на криуле – ветке)
«Дети, вам нравится эта посуда? Давайте подберём слова-признаки. Посуда какая?» (красивая, расписная, праздничная, яркая, блестящая, веселая, радостная, сказочная)
Мастерица приглашает детей в игру «Убери лишнее» (работа на интерактивной доске).
Далее дети рассматривают (на интерактивной доске) знакомые элементы хохломской росписи и вспоминают способы их рисования.
Мастерица: «Сегодня мы познакомимся с новым элементом хохломской росписи – завиток». Дети подходят к столу, где мастерица показывает способ рисования завитка.
Мастерица: «Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к поверхности. Рука находится на весу над столом. Кисть держим тремя пальцами вертикально к поверхности. Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании завитка давление на кисть ослабляем».
Мастерица приглашает детей за столы и предлагает поупражняться на отдельных листах бумаги, предварительно сделав пальчиковую гимнастику. После того как дети поупражнялись в рисовании завитка, они переходят к основной работе. На столах лежат объёмные изделия (тарелочки, вазочки, стаканчики, ложки, их надо расписать хохломскими узорами. Дети вспоминают, в какой последовательности будут расписывать свои изделия и начинают работать за столами под звуки русских народных мелодий.
По окончании работы, дети возвращаются в группу. Воспитатель встречает детей и любуется их работами. Она хвалит детей и интересуется : какой росписью дети разрисовали изделия, какими элементами?
Воспитатель: «Хочется сказать такие слова: Как волшебница, жар-птица, чародейка, мастерица – золотая хохлома!»