Ирина Буланова
Конспект по художественно-эстетическому развитию «Хохломская роспись» для детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народно-художественном промысле хохлома и её особенностях.
Задачи: Познакомить с новым элементом – завиток.
Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти с постепенным увеличением нажима на кисть.
Закрепить умение составлять узор по мотивам хохломской росписи на новых по форме объёмных изделиях, используя знания, умения, навыки полученные ранее.
Способствовать развитию чувства цвета, ритма, композиции.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Старшая группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Интеграция с образовательной деятельностью: Познавательное развитие. Речевое развитие.
Демонстрационный материал: Готовые изделия хохломских мастеров, образцы элементов хохломской росписи (осочки, травинки, усики, капельки, ягодки, интерактивная доска, компьютер, мольберт.
Раздаточный материал: Затонированные объёмные изделия (тарелочки, стаканчики, вазочки, ложки, баночки с водой, салфетки, кисточки, тычки, гуашь, полоски бумаги для тренировки рисования нового элемента «завиток».
Методические приемы: Показ видеофильма о возникновении хохломских изделий и росписи.
Наглядный – рассматривание изделий, расписанных хохломской росписью.
Практический – работа у интерактивной доски (игра «убери лишнее», работа за столами.
Словарная работа: завиток, растительность, осочки, криуль
Ход занятия.
Приветствие детьми гостей: «Давайте порадуемся солнцу и птицам, а также порадуемся улыбчивым лицам. Всем людям, живущим на этой планете, доброе утро скажем все вместе!»
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня она получила письмо-приглашение, а от кого оно – узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка: «Ветка плавно изогнулась и колечком завернулась, рядом с листиком трехпалым, земляника цветом алым, засияла,поднялась, сладким соком налилась. А трава, как бахрома, что же это?» (Хохлома).
Дети отгадывают загадку и приглашение принимают.
Воспитатель: «Глазки наши закрываем, в сказку хохломы вступаем. Покружись, покружись, в мастерской окажись!» (В это время воспитатель одевает фартук и косынку, расписанные хохломскими узорами и превращается в хозяйку мастерской).
Дети в мастерской. Их встречает мастерица хохломской росписи и приглашает посмотреть небольшой видеофильм о возникновении хохломы. Перед просмотром дети делают гимнастику для глаз.
После просмотра фильма дети подходят к столу, где выставлена хохломская посуда. Мастерица предлагает взять в руки изделия и беседует с детьми.
Далее мастерица: «Хохломские изделия всегда служили прекрасным украшением любой комнаты, и в то же время они нужны и полезны в быту. В комнате становится светлее и уютнее от теплого, золотистого блеска хохломских изделий. Дети, посмотрите внимательно на посуду и скажите: на какой фон хохломы мастера наносят свой узор?» (Чёрный, желтый, красный). «Какие цвета используются в росписи?» (Красный, жёлтый, зелёный, черный).
Мастерица: «Каждый цвет имеет своё значение: красный – огонь, любовь, преданность.
Желтый – солнце, свет, тепло.
Черный – земля, торжественность.
Зеленый – жизнь.
«Что является главным рисунком?» (растительность)
«А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?» (осочки, усики, капельки, ягодки, травинки)
«На чем располагаются все эти элементы?» (на криуле – ветке)
«Дети, вам нравится эта посуда? Давайте подберём слова-признаки. Посуда какая?» (красивая, расписная, праздничная, яркая, блестящая, веселая, радостная, сказочная)
Мастерица приглашает детей в игру «Убери лишнее» (работа на интерактивной доске).
Далее дети рассматривают (на интерактивной доске) знакомые элементы хохломской росписи и вспоминают способы их рисования.
Мастерица: «Сегодня мы познакомимся с новым элементом хохломской росписи – завиток». Дети подходят к столу, где мастерица показывает способ рисования завитка.
Мастерица: «Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к поверхности. Рука находится на весу над столом. Кисть держим тремя пальцами вертикально к поверхности. Сначала начинаем рисовать концом кисти, делаем закругление, постепенно увеличивая нажим на кисть. При дальнейшем закручивании завитка давление на кисть ослабляем».
Мастерица приглашает детей за столы и предлагает поупражняться на отдельных листах бумаги, предварительно сделав пальчиковую гимнастику. После того как дети поупражнялись в рисовании завитка, они переходят к основной работе. На столах лежат объёмные изделия (тарелочки, вазочки, стаканчики, ложки, их надо расписать хохломскими узорами. Дети вспоминают, в какой последовательности будут расписывать свои изделия и начинают работать за столами под звуки русских народных мелодий.
По окончании работы, дети возвращаются в группу. Воспитатель встречает детей и любуется их работами. Она хвалит детей и интересуется : какой росписью дети разрисовали изделия, какими элементами?
Воспитатель: «Хочется сказать такие слова: Как волшебница, жар-птица, чародейка, мастерица – золотая хохлома!»