Бабаева Наталия Владимировна .
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Бабаева Наталия Владимировна.
Проект по ФЭМП в средней группе «В гостях у сказки»
Образовательный проект по ФЭМП с использованием игровых ситуаций для детей среднего дошкольного возраста.
Выполнила:воспитатель МКДОУ "Теремок" Бабаева Наталья Владимировна.
Цель: Закрепление математических знаний у детей посредством игры- сказки.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по ФЭМП в средней группе „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
1. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине путём наложения друг на друга. Закреплять у детей понятие «длинный-короткий». Закреплять у детей пространственные отношения. Упражнять детей сравнивать несколько предметов разной высоты раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке. Приучать рассказывать о порядке расположения предметов.
2. Закреплять умение различать геометрические фигуры. Уточнить знание цвета. Совершенствовать навыки порядкового и количественного счёта.
3. Упражнять детей в правильном обозначении предметов по отношению к себе. Совершенствовать умение видеть равенство и неравенство численностей групп предметов.
4. Расширять представления детей о частях суток (утро, день, вечер, ночь)об их характерных особенностях.
5. Совершенствовать количественный счёт в пределах 5;упражнять детей называть числа по порядку.
Время проекта: Краткосрочный (один месяц)
Образовательные области: Познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное.
Тип проекта: Информационно-игровой.
Этапы исполнения проекта:
1-й этап. Подготовительный.
Подбор и изучение специальной литературы.
Изготовление дидактических игр, пополнение новыми героями театрального уголка.
Анкета для родителей.
Выбор диагностических методов.
Разработка занятий.
Разработка досугов, викторин.
Приобретение методической литературы.
2-й этап. Практический. Основной.
Внедрение педагогического проекта:
Создание перспективного плана.
Ознакомление детей с математическими играми, правилами.
Использование развивающих математических игр на прогулках (подвижные игры, при проведении сюжетно-ролевых игр, в свободной деятельности детей).
Разработка картотеки занимательных математических игр.
Обогащение математического уголка.
Оборудование: Проектор, экран, магнитофон, диск с записью, домик «Теремок», куклы: пчёлка, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, медведь, по две разные по длине полоски бумаги на каждого ребёнка, корзина с пирожками, тарелка, 4 ёлочки разной высоты, ёлки – декорации для игры, геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат по количеству детей, картинки, отображающие части суток: утро, день, вечер, ночь, корзина с фруктами.
В гостях у сказки
В далёкой Сказочной Стране, на Чудесной Лужайке на самом Прекрасном Цветочке жила-была необыкновенно добрая и очень любознательная Пчёлка. И звали её Неумейка. Неумейка учиться не очень любила и почти ничего не знала и не умела… И такая она была непоседа, эта Пчёлка, что постоянно путешествовала по Волшебному Лесу. Вот и сегодня, рано утром, когда солнышко поднялось над Лужайкой, она отправилась в путь.
Восп. : «И мы с вами, ребята, сейчас тоже отправимся в путь… Закрывайте глаза. Слышите волшебную музыку? Вот мы с вами и перенеслись в Сказочную Страну… Давайте понаблюдаем за Неумейкой.» (Демонстрация Сказочной Лужайки на экране)
Пролетела Пчёлка Лужайку, а впереди поле! Широкое, красивое! А в поле стоит…
Теремок!
Ход занятия.
А к Теремку 2 дорожки ведут, одна длинная, а другая короткая. «Ой-ой-ой! А по какой же дорожке мне быстрее до Теремка добраться?»,- растерялась Неумейка.
Величина.
Цель: Совершенствовать умения детей на основе сравнения выделять длину предмета пользуясь приёмом наложения. Употреблять слова длинная, длиннее, короткая, короче. Продолжать закреплять с детьми пространственные отношения.
Восп. : «Ребята, а вы как думаете? По какой дорожке Неумейке быстрее до Теремка добраться?»
Дети: «По короткой!»
«А как же Неумейке узнать, какая из дорожек длинная, а какая короткая?»,-
Восп. : «Давайте с вами правильно укажем Неумейке, где какая дорожка. Вот для каждого из вас по 2 полоски, «дорожки. Какого они цвета? Какая дорожка длиннее? Какая дорожка короче? Верно красная дорожка длиннее зелёной. Дорожки разной длины.
Показ воспитателя. Вот какой длины зелёная дорожка,а вот какой длины красная дорожка. Возьмите в правую руку длинную дорожку, а в левую короткую дорожку. Как проверить какая дорожка длиннее, а какая короче? Надо наложить дорожки друг на друга. Сравнили дети дорожки и показали Неумейке, какая из них короче. Побежала по ней Неумейка и добежала до Теремка!
-«Стоит в поле теремок, теремок!
Он не низок, не высок, не высок.
Мышка там живёт норушка,
Пирожки она печёт.»
Поздоровалась с ней Неумейка и так ей пирожка захотелось!
-«Мышка, а Мышка, угости меня пирожком, так они у тебя пахнут вкусно!»
«Угощу,- сказала Мышка, только помоги мне сначала,- посади около Теремка ёлочки в ряд от самой высокой до самой низкой».
Цель: Упражнять детей устанавливать соотношение между 4 предметами по высоте. Расставлять предметы в ряд возрастания по высоте. Пользоваться словами: высокая, самая высокая, выше, ниже, низкая. Развивать глазомер.
Неумейка: «Ох, не умею! Ох, не знаю! Помогите мне, ребятки! Подскажите, какая ёлочка самая высокая?»
Восп: Ребята какая ёлочка выше? Какая ёлочка ниже? А как узнать? Правильно нужно приставить одну ёлочку к другой. А какая ёлочка самая высокая? А какая ещё ниже? А какая самая низкая? Почему про одну ёлочку вы сказали что она выше, а про другую, что она ниже? Правильно ёлочки разной высоты. А теперь поставьте ёлочки по порядку начиная с самой высокой. Молодцы! Посмотрите какая у нас получилась лесенка из ёлочек.
-«Вот Лягушка скачет по болоту,
В Теремке ей жить охота.
Раз, два, три, четыре, пять,
Лягушка начала скакать.
С кочки на кочку прыгает
Лапками весело двигает
И говорит простые слова:
«Ква-ква-ква!» (физкультминутка – имитация движений)
Пока Лягушка скакала, бусы потеряла. Плачет бедная: «Беда!»
Неумейка добрая, но как помочь Лягушке, не знает: «Ребята, а давайте вместе поможем лягушке?»
Форма. Количество и счёт.
Цель: Закреплять умение различать геометрические фигуры. Закрепить знание цвета: красный, жёлтый, синий, зелёный, развивать глазомер. Совершенствовать навыки порядкового и количественного счёта в пределах 5.
Восп. : «Посмотрите, у вас на подносах лежат геометрические фигуры, как они называются? (круг, треугольник, квадрат прямоугольник). Какого цвета круг? Какого цвета квадрат, треугольник и прямоугольник? Чем отличается круг от квадрата? А чем отличается треугольник от прямоугольника? А чем похожи квадрат и прямоугольник? вот из них мы и выложим бусы для Лягушки. Вы внимательно слушайте, какую фигуру Лягушка назовёт, такую фигуру вы и выкладывайте у себя на столе.
Лягушка называет геометрические фигуры, дети и Неумейка выкладывают бусы, после, сравнивают с образцом.
Восп. : «Какой по счёту вы положили красный кружок? (первый)
-Какой по счёту вы положили зелёный прямоугольник? (второй)
-Какой по счёту вы положили жёлтый треугольник? (третий)
Какой по счёту вы положили синий квадрат (четвёртый)
-Как называется пятая фигура? (красный круг)
-А как узнать сколько всего геометрических фигур?
Дети: посчитать.
-А давайте посчитаем. Сколько получилось геометрических фигур? 5
-А теперь давайте посчитаем справа на лево. Сколько получилось?. Тоже 5. Значит нет никакой разницы с какой стороны мы будем считать. Молодцы!
Довольная Лягушка поблагодарила ребят и Неумейку, и ускакала в Теремок.
Смотрит Неумейка, а по полю Зайчик скачет а в лапах у него целая корзинка припасов!
-«Кто-кто в Теремочке живёт,
Кто-кто в невысоком живёт?»
-«Я Мышка-норушка!»
-«А я Лягушка-квакушка, а ты кто?»
-«А я Зайчик-побегайчик!»
-«Пустите меня в Теремок!»
-«Заходи!»
Отдал Зайчик-побегайчик Неумейке свою корзину и попросил: «Разложи, пожалуйста, все припасы на полки:
-Фрукты положи на верхнюю полку
-А овощи - на нижнюю полку.»
Ориентировка в пространстве. Количество и счёт.
Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать умения определять пространственные направления от себя, глазомер. Сформировать представления детей видеть равенство и неравенство численностей групп предметов.
Положила Неумейка всё на нижнюю полку и довольная.
Восп. : «Ребята, правильно ли сделала Неумейка?»
Дети отвечают.
Неумейка: «А как я сделала? А если вот так?»,- и положила всё на верхнюю полку.
Восп. : «Кто поможет Неумейке?»
Дети помогают.
Восп. : «На какую полку Соня положила фрукты?»
-А на какой полке лежат овощи?
- Сколько фруктов на верхней полке?
-Сколько овощей на нижней полке?
-А чего больше овощей или фруктов?
Правильно их одинаково, поровну,по 3.
Ребята, а давайте представим что зайчик у нас съел одну морковку. Чего теперь стало больше овощей или фруктов? Какое число больше 2 или 3. Почему стало фруктов больше?
А сколько сейчас овощей и фруктов вместе?
Как сделать так чтобы овощей и фруктов опять стало поровну?
Дети отвечают.
Восп: Ребята что-то нашей Неумейки не видно. Ну-ка давайте её поищем. .Посмотрите направо, налево, вперёд, назад. Не видно? Да вот же она,новых гостей ведёт.
Да это же Волчок-серый бочок, да Лисичка-сестричка, грустные - прегрустные! У Лисички в лапах квадрат, а у Волка круг.
«Ребята, а давайте их развеселим, давайте с ними поиграем в игру «Раз- два - три – к домику беги!»,- предложила Неумейка,- те из ребят, кому я дам круги, бегут по сигналу к Волку, а те, у кого квадраты-к Лисичке!».
Неумейка:
-«Мы по лесу идём – дети идут
Ноги поднимаем, - поднимают ноги
Через лужицы шагаем – перепрыгивают через лужицы
(имитация движений)
На сигнал: «Раз, два, три – к домику беги» ребятки находят свои домики.
Довольны зверушки! И Мышка их приглашает в Теремок.
Неумейка: «Дети, посмотрите, а к Теремку кто-то идёт!»
-«Я Мишка косолапый,
Неуклюжий да лохматый»
«Здравствуй, Мишка», - поздоровалась с ним Неумейка.
-«Ем малину и медок,
Пустите меня в Теремок!»
А Мышка с Лягушкой Мишке и отвечают:
-«Мишка, Мишка не спеши,
Сначала задания наши реши.»
- «Ребята, давайте с вами поможем Мишке решить задания!»,- предложила Неумейка.
Ориентировка во времени
Цель: Уточнить знания о частях суток, об их характерных особенностях.
Формировать представление о последовательности частей суток, называть и определять части суток между утром и вечером, днём и ночью, ориентироваться во времени.
-«Внимательно послушайте стихотворение, ответьте на вопрос: «Когда это бывает?» и подберите подходящую картинку»,- сказала Лягушка и начала читать стихотворение А. Кондратьева «Доброе утро» :
-«Доброе утро – птицы напели,
Добрые люди, вставайте с постели,
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встаёт и идёт по делам!»
Когда это бывает?»
Дети отвечают и вместе с Неумейкой находят картинку с изображением утра.
-«На занятиях считаем,
Дружно в игры мы играем,
А потом ещё гуляем,
Когда это бывает?»
Ответы детей. Неумейка находит картинку с изображением ночи и радостно её показывает всем,- «Вот день! Вот день!»
Мишка сомневается: «Ребята, права-ли Неумейка?»
Ответы детей.
Неумейка: «Как так неправильно? А что изображено на этой картинке? Ночь! А чем ночь отличается от дня?»
Дети отвечают и находят нужную картинку.
- «Нас из садика забрали,
Время ужина пришло.
Дома с мамой и с папой
Всем нам очень хорошо.
Когда это бывает?»
Мишка растерялся и не может найти нужную картинку. Помощь детей.
-«Спят медведи и слоны,
И лиса и ёжик.
Все вокруг спать должны,
Наши дети тоже.
Когда все спят?»
Все вместе подбирают соответствующую картинку.
Неумейка: «А теперь давайте назовём все части суток по порядку!»
Мишка очень благодарен, что помогли ему выполнить задание! А Мышка как раз пирожков напекла! Вот только не знает, хватит ли их всем её гостям! Считать она не умеет и просит Неумейку ей помочь.
Количество и счёт.
Цель: Продолжать упражнять в счёте предметов в пределах 5, находить нужное количество предметов, на основе счёта устанавливать равенство групп предметов в ситуации. .
А Неумейка, хитрая такая: «Да что там считать-то! Это ж просто! У меня все ребята это умеют делать! Сейчас они тебе помогут, всех гостей твоих пересчитают!» Дети пересчитывают всех Мышкиных гостей : Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок, Мишка-топтыжка. Пять гостей!
Восп. : «Значит сколько пирожков должна положить Мышка на тарелку?» Дети отвечают, что и пирожков для гостей тоже должно быть пять!
Восп: «А если не пять? А разве четыре пирожка всем гостям не хватит? А почему?»
Ответы детей.
«Всё понятно!», - сказала Неумейка.
Положила Мышка на тарелочку пять пирожков, чтобы накормить своих гостей.
Мишка: «Я очень сладости люблю
И всех ребяток угощу»
Угощает Мишка детей и Неумейку сладостями. Дети и Неумейка благодарят Мишку.
Все зверята говорят ребятам: «Спасибо за помощь».
Неумейка: «Ура! Ребятки! Я с вами сегодня столько всего нового для себя узнала! Вы так здорово помогли и мне, и всем зверятам! Спасибо вам большое! Мне пора домой, на мою Чудесную Лужайку! До свидания!»
Восп. : «Ну, вот и все звери собрались в Теремке, не будем им мешать, дружно поживать.
Давайте с вами вспомним, чем вы сегодня помогли Неумейке и зверятам?»
Дети отвечают.
Восп. : «Молодцы, вы славно поработали! А теперь нам пора обратно по волшебной дорожке в родной детский сад, в любимую группу!»
Под волшебную мелодию дети по дорожке возвращаются в группу.