Серафима Сизова
Конспект по ФЭМП в подготовительной группе «Страна математики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Обучающие задачи: закреплять знание детьми геометрических фигур: отличительные признаки треугольников, четырехугольников; сформировать обобщенное понятие многоугольник.
2. Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
3. Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению : строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.
4. Упражнять в счёте в пределах 20 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 20.
Публикация «Конспект по ФЭМП в подготовительной группе „Страна математики“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2014
5. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
6. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
7. Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче.
8. Учить ориентироваться по плану
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Предварительная работа воспитателя:
Подготовить демонстративный и раздаточный материал.
Приготовить сундук с «кладом» – настольной игрой.
Приготовить телеграмму.
Словарная работа: путешествия, сокровище.
Методические приё мы: Успокаивающие упражнения перед занятием. Игровой прием (использование сюрпризных моментов). Наглядный метод (использование иллюстрации).
Словесный метод (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Физ. минутка. Поощрение, анализ занятия.
Дидактическое обеспечение: магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал : «телеграмма», телефон, цветы. Иллюстрация к задаче, настольная игра.
Раздаточный материал : карточки с заданиями, конверт с геометрическими фигурами, простые карандаши, карточки с числовыми домиками.
Структура занятия:
Игровая ситуация: путешествие в страну математики, чтение телеграммы Феи.
Разминка.
Постройка «корабля» из геометрических фигур.
Загадки Феи.
Задачи.
Числоград.
Рисование по клеткам.
Итог занятия.
Ход ЗАНЯТИЯ
Вводная часть:
Воспитатель: Сегодня утром нам доставили телеграмму от Феи из страны «Математики» : «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаю удачи. Фея!».
Воспитатель: Проведё м разминку: Если стол выше стула, то стул?
Дети: Ниже стола.
Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
Дети: короче линейки.
Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка?
Дети: Тоньше верёвки.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат?
Дети: Младше сестры.
Основная часть:
1. Воспитатель: Команда готова. А на чём же мы отправимся в плаванье? Для того, что бы отправиться в путешествии необходимо вспомнить - какие геометрические фигуры вы знаете. Подойдите к столу, выбирайте любую фигуру, которая вам понравится, и назовите ее.
Правильно, это треугольник. А почему он так называется? Верно, у него три угла.
А сколько углов у прямоугольника и квадрата? Верно, четыре. Как же можно назвать прямоугольник и квадрат одним словом? Это четырехугольник.
А как можно назвать эти фигуры? (Показываю пяти и шестиугольники). У одной пять углов – это пятиугольник, у второй шесть – это шестиугольник. Есть фигуры, у которых гораздо больше углов – и семь, и восемь, и больше. Как вы думаете, как можно назвать одним словом фигуры, у которых много углов. Правильно, это многоугольники.
2. Воспитатель: Достаньте геометрические фигуры из конвертов. Постройте из них корабль и мы отправимся в путешествие. Приступайте к строительству.
3. Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями. Итак, отправляемся в страну «Математики»,
Физминутка:
Руки вытяни вперед –
это наш корабль плывет.
Сядем на корабль, друзья,
поплывем и ты, и я.
4. Воспитатель: Взяли пульт управления. Начнём отсчёт (от 1 до10). Вот мы и в море.
5. Воспитатель: - какой сегодня день недели?
- какой день недели был вчера?
- какой день недели будет завтра?
- послезавтра?
- Ребята, какое сейчас время года? (Дети – весна) :
6. Воспитатель: Сколько месяцев в каждом времени года?
Ванесса Назови весенние месяцы
После весны наступит ….(лето)
Миша, Назови летние месяца
После лета наступит ….(осень)
Кто назовет осенние месяца (по желанию)
И после осени наступит ….(зима)
Давайте вспомним как называются зимние месяцы (ответы детей)
Воспитатель:
В году четыре времени,
И все они дружны.
Эти четыре времени
Ребята знать должны!
Зимой год начинается
Всё снегом покрывается,
Весною продолжается
Листочки появляются.
Летом солнце греет
И листья зеленеют.
Осенью листва желтеет,
Ветер сорвёт её
И по полям развеет.
А после осени опять
Зима год будет продолжать.
7. Воспитатель:
Мы быстро продвигаемся вперёд и уже подплываем к волшебному острову, на нём растут необыкновенные цветы, они математические. Посмотрите, сколько много цветов. Почему их можно назвать математическими цветами. (использовать счетную доску) Давайте посчитаем сколько их. (от 1 до 20). Расставьте их по порядку (от 1 до 20)
На некотрых цветах прикреплены задания Феи. Что бы нам достигнуть цели необходимо выполнить все задания.
• Надо посчитать цветы в обратном порядке.).
• Кто смелый? (Ваня, Юля) (молодец)
Следующее задание: решите задачи.
2. Пять лисят песок копают.
Три на солнце загорают
Два купаются в золе
Сколько всех, скажите мне. (10)
3. Пять индюков купили сапоги
Сосчитать их помоги. (10)
4. На дереве сидят 4 птицы:
2 воробья, остальные вороны.
Сколько ворон? (2)
5. Назовите соседей чисел 5, 7, 9 и поставьте знаки между ними: 4 * 5 * 6; 6 * 7 * 8; 8 * 9 * 10. Читается 5 больше 4, но меньше 6.
Воспитатель: Очень хорошо! Так мы быстро доберёмся до острова, где находится страна «Математика».
Следующее задание:
.Решение примеров со звё здочкой: 7 * 3 = 10, 5 + * = 8
* + 4 = 9
10 * 4 = 6, 6 -* = 4
* - 3 = 5
Физкультминутка
По утрам всех солнышко поднимает нас
Поднимаем руки мы по команде раз.
А над нами весело шелестит листва,
Опускаем руки мы по команде два.
Ветер тихо клён качает
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон,
И два – наклон
Зашумел листвою клён
(Наклоняемся вперёд, руки в стороны)
Ветер дует, задувает
Нашу мельницу вращает.
Вдох через нос. Руки через стороны вверх. Руки опускаем выдох.
Воспитатель: Вот мы и подплываем к острову. Чтобы найти клад надо выполнить следующее задание: садитесь за столы, возьмите карандаши и листочки в клеточку, и будем рисовать под мою диктовку. Слушайте внимательно и рисуйте :
поставьте точку в середине листа. От точки проведите линии:
5 клеточек вправо,
5 клеточек вверх,
5 клеточек влево,
5 клеточек вниз (Рисование по клеткам под диктовку воспитателя)
Воспитатель: Что получилось? (квадрат)
Теперь дорисуйте квадрат, чтобы получился предмет.
Что у вас получилось? (ответы детей)
Как вы думаете, где же нам искать клад? Что может быть похоже на наш рисунок? Оглянитесь вокруг. Ведь не просто так нам Фея дала такое задание. (домик)
Дети заглядывают в домик, а там подсказка («пройдите
Дети находят большой сундук. На нем замок.
Воспитатель: Где искать клад, мы знаем, но замок заперт, и мы не можем туда попасть. Поэтому Фея задаёт нам самое трудное задание. Необходимо решить задачи на сложение и вычитание.
1 задача: Три поросёнка гуляли на лужайке. Но наступила осень, и пора настала строить свои домики. Наф-наф ушёл строить свой дом, а остальные остались гулять. Сколько поросят осталось на лужайке? (Записываем эту задачу 3 – 1 = 2 с помощью цифр и знаков).
2 задача: Под ёлочкой росло 4 гриба. Прошёл дождь, и выросло ещё 2. Сколько всего грибов стало расти под ёлкой?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с заданием. И ещё один вопрос: Я загадала число, если к этому числу прибавить 1, то получится 10. Какое число я загадала? (9).
Воспитатель: Открываем сундук, а там книга Дети! По этой книге вы научитесь решать задачи, примеры. Вот мы и нашли клад, выполнив все задания Феи. А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Возьмите пульт управления в руки и дадим обратный отсчёт от 10 до 0. Закройте глаза. Вот мы и вернулись в детский сад.
Вот и закончилось наше путешествие.
Кто считает, что он занимался хорошо? Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровище.
Итог занятия:
Закрепили умение различать понятия: выше – ниже; шире – уже; длиннее – короче.
Закрепили знания геометрических фигур и научились составлять из них более сложные.
Закрепили прямой и обратный счёт от 1 – 10.
Закрепили знание времён года, месяцев года..
Закрепили умение ориентироваться на листе бумаги.
Закрепили умение решать примеры с неизвестными.
Научились ориентироваться по плану.
ЛИТЕРАТУРА
1. «Подготовительная к школе группа в детском саду». (книга для воспитателей, Москва, «Просвещение», 2001 г.
2. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Издательский дом «Воспитание дошкольника», Москва, 2004 г.