Анастасия Порохина
«Путешествие по зимнему лесу». Конспект по формированию целостной картины мира с детьми среднего дошкольного возраста
▼ Скачать
МУ «Отдел образования и по делам молодежи»
администрации МО «Оршанский муниципальный район»
МДОУ детский сад №5 «Родничок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по формированию целостной картины мира
Путешествие по зимнему лесу
с детьми среднего дошкольного возраста
Цель: Уточнить и расширить знания детей о диких зверях /заяц, волк, медведь, лиса/.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «„Путешествие по зимнему лесу“, Конспект по формированию целостной картины мира с детьми среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
1.1. Учить детей узнавать и называть диких зверей: заяц, волк, медведь, лиса;
1.2. Расширять знания детей об образе жизни диких зверей зимой.
2. Развивающие:
2.1. Развивать зрительное восприятие, память, мышление;
2.2. Активизировать и расширять словарь детей.
3. Воспитательные:
3.1. Воспитывать интерес к диким животным;
3.2. Воспитывать желание действовать совместно.
Основной дидактический метод: словесный
Частные методы и приемы: беседа, рассказ, игровой прием, проблемная ситуация, вопросы, пояснения, художественное слово, поощрения, практические действия
Оборудование: игрушки колобка, лисы, медведя, зайца, волка, вороны; дорожки со следами животных; декорации зимнего леса; фланелеграф с набором разрезных картинок
Ход занятия: /дети входят в зал/
- Дети, сегодня я приглашаю вас путешествовать по зимнему лесу. Ой, кто это тут на дорожке?
На тарелочке лежал,
Как остыл и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою — лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный. /Колобок/
-Видимо он тоже в лес собрался. Вспомните, кого он в лесу в сказке встретил. /ответы детей/ А может мы вместе с Колобком пойдем и заодно проследим, чтобы никто его не обидел? /идут «по лесу»/
- Посмотрите-ка, на дорожке чьи-то следы/ присесть/ - две больших ямки и две маленьких. Как вы думаете, чьи это следы?/рассматривают, высказывают предположения/
-Нет, не собаки, разве собака по лесу гуляет…
-Нет не медведя, ведь он зимой … спит…
- Пойдем по дорожке… может быть увидим… / находят зайца/
- Посмотрите, кто это там дрожит, вырыл себе ямку в снегу и спрятался в ней. Много у зайца врагов разные хищные звери и птицы, все хотят полакомиться зайчатиной. А куда же спрятаться от них зимой? Норы у зайца нет, а на дерево он забраться не может. Вот он он и прячется в снегу. А почему же мы его в снегу не заметили? /предположения детей/
-Вы ведь зимой тоже шубу теплую надеваете, вот и он серую шубку поменял на теплую, белую, с густым подшерстком.
-Ребятки, а что же он ест зимой? /предположения детей/ Зимой травки нет, поэтому зимой зайчик обгладывает кору с веточек деревьев, кустарников, а иногда забирается в сад к людям и лакомится корой яблонь.
-Наш зайка добрый нашего колобка не съел, давайте его угостим. А чем угостим зайчика? /предположения детей/ Давайте рядом оставим и дальше отправимся за Колобком…
-Что ты Колобок остановился? Смотрите опять следы… Может это опять зайка пробежал? /ответы детей/ Другие следы: большие, крупные. /рассматривают, предполагают/ Значит какой зверь прошел? Наверное, большой. А давайте проверим…
-Кто же здесь за елкой спрятался…
День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет.
Ходит, бродит он молчком,
Уши серые торчком.
-И, правда - волк. Посмотрите, какой он большой, вот и оставляет большие следы. Шерсть на нем густая, жесткая. Глаза светятся зелеными огоньками, ведь волки все видят даже темной ночью, хорошо слышат даже самый тихий звук. А почему же волк не поменял шубку, как зайка на белую, как был летом серый, так и остался? /высказывания детей/
-А как вы думаете, чем такой большой зверь питается зимой? /высказывания детей/
-Да, он нападает на слабых животных, а когда очень голоден он пробирается в деревню к людям и может украсть у них курицу или даже козу. Зимой волк живет стаями. В стае бывает много волков. Ведь в стае легко прожить, легко вместе охотиться. Это вожак. Он здесь, а стая где-то отдыхает.
-Давайте волка тоже угостим, чтобы он пропустил нас дальше по дорожке. Чем его можно угостить? /предположения детей/
-Отправимся дальше. /идут по лесу/ Никого не видно и следов нет. Посмотрите, что это за холмик возвышается. И есть маленькое окошечко, давайте заглянем в него. Кто там? Как же называется жилище медведя? Давайте тихонечко заглянем. Посмотрите, берлога устлана ветками еловыми, сухими листьями, другими прутиками, а сверху берлогу прикрывает снежное покрывало. В берлоге тепло и тихо и медведь сладко спит, посасывая лапу. Посмотрите, на груди у него детеныш – маленький, как моя ладошка. Как зовут детеныша? / медвежонок/. Мама всю зиму кормит его жирным молоком и согревает дыханием. Они проснутся только весной. Не будем им мешать, а тихо пойдем дальше…
-Чей же это хвостик торчит из-за елки? /ответы детей/
-А зачем лисе такой длинный пушистый хвост?
-Хвост лисе не только для красы. В самые сильные морозы она может улечься спать прямо на снег, укрыв нос и лапы своим пушистым хвостом. И стужа ей нипочем.
Я лисичка, я сестричка,
Я хожу неслышно.
Рано утром на полянку
Погулять я вышла.
Только спрятались куда-то
От меня зверюшки.
Убежали все зайчата,
Не мелькают ушки.
-А мы, лисичка, тебе сейчас подскажем, кого тебе можно зимой поймать. Как вы думаете, ребятки? / высказывания детей/ Поищи-ка, лисичка, мышек под снегом, ведь у тебя очень острый слух и тонкий нюх. Бродит лиса по полю и прислушивается не пищат ли в своих норах под снегом мыши. Если учует запах мышиный, то быстро разрывает снег лапами и ловит мышку. Спасайтесь, мыши, ведь у кумушки лисы зубки острые.
-Лисичка, мы хотим тебя попросить. Не ешь нашего Колобка. Мы угостим тебя. Что же можно дать лисичке, посмотрите, что у вас есть…
- Понравилось лисичке наше угощение. А Колобок-то дальше торопится… Поспешим за ним…
-Посмотрите, ворона сидит и, кажется, о чем-то думает…О чем задумалась, Каркуша?
-Вот сижу, картинки разглядываю и ничего не понимаю…
-Давайте-ка и мы, ребятки, с вами на картинки посмотрим, может мы в них разберемся? Что вы увидели? Это картинки небылицы. Мы сегодня в лесу других зверей видели. Что в этих картинках нужно изменить?
/Игра «Исправь картинку» - дети части картинок местами,
составляя диких зверей/
-Ворона хвалит: Теперь я всех лесных зверей узнаю. Какие вы умные: все заметили, исправили, не зря вы в наш лес пришли.
-Как жаль, что прогулка наша подошла к концу. А колобка у нас никто не съел. Теперь он пусть к бабушке с дедушкой возвращается, радует их и слушается.
-А мы с вами возьмемся за руки, мы очень подружились за время нашего путешествия. Закроем глазки и представим себе зверей, которых мы сегодня видели…. А теперь откройте глазки и расскажите, кто вам больше всего понравился… Дома попросите маму или папу почитать вам о животных и я уверена, что вы еще много интересного о них узнаете.
-А мне тоже очень понравилось с вами путешествовать. Вы ребятки внимательные - столько интересного заметили в лесу. Умные – уже много знаете о животных. Добрые – помогли Колобку живым-здоровым к бабушке с дедушкой вернуться.
-До свидания, друзья.