Светлана Сотник
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Образ любящей матери в иконах»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по духовно- нравственному воспитанию
«Образ любящей матери в иконах»
Приучение детей старшего дошкольного возраста к православной культуре.
Цель: Показать значение самого главного человека -Матери; установить взаимосвязь Матери Небесной и Матери Земной через почитание Пресвятой Богородицы как идеала материнства; сформировать представление о понятии послушания, любви; формировать внимательное и бережное отношение к ней.
Задачи: Образовательные: -формировать нравственно – патриотические чувства воспитанников по отношении к матери, Родине, Пресвятой Богородице; -продолжать знакомить детей с образом Матери; -обогащать словарный запас за счёт слов: Богородица, Божия Мать, любовь, заботится, прощать, поучать, шалить, любить, благодарить. Развивающие: -развивать умение детей использовать в речи сложноподчинённые предложения. -развивать память, мышление, кругозор. Воспитательные: -воспитывать у детей чувство добра, великодушия, любви и почитания матерей, Пресвятой Богородицы. Дидактическое оснащение и оборудование: - Мультимедийное оборудование: (ноутбук, проектор, экран, мультимедийная презентация). – другие средства: солнышко, мольберт, фотографии мам, волшебная палочка.
Ход занятия: 1. Вводная часть: Дети заходят в музыкальный зал становятся полукругом
Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо -
Лучше всех на свете ….(мама) Дети: Мама!
Воспитатель: У каждого человека на свете есть самый дорогой и самый главный человек в жизни – это мама.
Дети читают стихи о маме.
1-й ребёнок.
Мама – это счастье, мама- теплота,
Мама- нежность, ласка, мама- доброта!
Мама- лучик света, мама- свет очей,
Мама – это - сказка ласковых речей!
2-й ребёнок
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете Мама.
3-й ребенок.
Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это Мамочка моя.
4-й ребенок.
Без сна ночей прошло не мало,
Забот, тревог не перечесть
Большой поклон вам всем, родные мамы
За то, что вы на свете есть!
Песня: «Мама без ума тебя люблю я»
Воспитатель: Давайте разместим портреты мам вокруг солнышка.
(Дети подходят прикрепляют портрет своей мамы на доску, в центре которой находится солнышко).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему портреты ваших мам расположены вокруг солнышка? (Потому, что мама нас согревает своим теплом, своей лаской, добротой, как солнышко). Я предлагаю вам поиграть в игру. Игра: «Волшебная палочка» (передай друг другу волшебную палочку и скажи: Как нежно и ласково называете свою маму, что хорошего делает для вас мама) Дети: Свою маму я нежно и ласково называю - мамуля, моя мамуля любит меня, заботится. (мамочка, мамулечка, мамуся, мамуля, солнышко). (оберегает, любит, заботится, прощает, целует, читает сказки, учит стихи, играет, помогает, стирает, водит в садик, лечит, делает причёску). 2. Основная часть:
Воспитатель;
Есть в природе знак святой и вещий, ярко обозначенный в веках Самая прекрасная из женщин - женщина с ребёнком на руках. Пусть ей вечно солнце рукоплещет, где она и будет жить в веках Самая прекрасная из женщин - женщина с ребёнком на руках.
(Показ презентации)
Ведущий: Ребята, у каждого есть своя мама, но есть еще Божья Мама. Она пример для всех мам потому, что всех любит, оберегает, защищает, помогает. Сегодня я хочу вам рассказать о Божьей Матери заступнице, о Пресвятой Богородице.
В одном городе жили муж и жена (Иоаким и Анна). У них до старости не было детей. Они усердно молились Богу. У них родилась дочь, которую назвали Марией. Это была особенная девочка, больше всего Она любила молитвы. Когда Ей исполнилось три года, родители привели Её в храм. Мария жила при храме и молилась Богу. Однажды к ней прилетел Архангел и принес весть, что Она родит Иисуса Христа, Божьего Сына. Эта весть Её обрадовала. У Пресвятой Марии родился Сын. Мария всегда была с Сыном, заботилась о нем, Ей было труднее всех, так как Её Сын был Божьим. Он пришел спасти всех людей.
Ведущий: -Перед вами различные изображения икон Божьей Матери. Посмотрите, её облик полон покоя, смирения, достоинства и величия. В каждом православном храме, в каждом доме, где живут верующие люди, обязательно есть образ Божьей Матери – Пресвятой Богородицы. Люди обращаются к иконам с образом Пресвятой Богородицы и возносят ей свои молитвы и просьбы. Это обращение дарит им покой и умиротворение, спасает их души и сердца от тревоги и суеты.
Пресвятая Богородица на иконах может быть изображена в разные моменты своей жизни.
На этой иконе она одна.
Здесь Божья Матерь узнает радостную весть, что у нее родится младенец Иисус
Дети рассказывают сюжет о том, как Богородица узнала, что станет матерью Христа.
На одних иконах младенец Иисус еще совсем маленький,
на других уже окрепший подросший мальчик.
А вот перед вами Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия Смоленская) — почитаемая в православии икона Богородицы.
Список Смоленской иконы Божией Матери (Дионисий, 1482 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) Смоленская икона ограждает и защищает западные пределы России.
Посмотрите на образ Пресвятой Богородицы
Феодоровская икона Божией Матери
Что вы можете рассказать про эту икону? (Во взгляде большая сила любви, заботы. Богородица нежно, ласково обнимает Сына.) она похожа на наших мам. И любит она нас всех самой сильной Божественной материнской любовью.
Ведущий: А что делает Иисус Христос? (Он показывает пример, как нужно относиться к своим мамам и папам).
И мне бы хотелось, чтобы вы тоже ласково, заботливо относились к любимым мамам, слушались их и не огорчали.
Ведущий: Господь дал людям заповедь: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы ты долго прожил на земле».
Ребята, а кто знает, что означает слово «почитать»? (ответы детей).
Правильно. «Почитать» означает слушаться, беречь, любить, а также ухаживать за родителями, когда они заболеют и станут старенькими.
Издавна в нашей стране дети любили и почитали своих родителей, своих матерей. И сейчас и в старину дети заботятся о своих мамах, ухаживают за ними, если они заболели. С давних времен, если случается беда, люди просят защиты и помощи у Божьей матери.
Сценка «Мама заболела».
Мать сидит и шьёт одежду. Сын и дочь убирают дом. Они ссорятся между собой. Мать просит детей помирится, они её не слушают.
Мать: -Что-то разволновалась я, плохо мне стало. Пойду прилягу.
Дочь: Мама, дать тебе покушать или попить?
Мать: Нет. Я хочу только, чтобы вы не ругались и не ссорились между собой.
Сын: Вот уже несколько дней мать не встает с кровати, сильно заболела, наверное. Дочь: -Пойдем к иконе Божьей Матери, попросим у нее помощи и защиты. (Дети подходят к иконе, зажигают свечу и начинают молиться) Дети: - Божья Мать, спаси и сохрани. Не оставь в беде мамочку нашу. пусть она поскорее выздоровеет и живет долго-долго. Дети: - Божья Мать, проси Господа и ангелов небесных помочь нашей маме.
Дети подходят к матери и ложатся возле нее. Засыпают. Гаснет свет. Прилетают ангелы.
Танец Ангелов со свечами.
Наступает утро. Мать просыпается здоровая готовит еду. Дети просыпаются и говорят:
- Божья Мать помогла нам. Мамочка выздоровела.
(Дети обнимаются)
Мать: Вставайте, пойдем, я вас буду кормить, детушки мои любимы
Ребёнок: -Говорят, что ангелы пропали, И на месте больше не живут, А у них лишь крылышки отпали И теперь их мамами зовут Часто просыпаюсь я ночами И молитву Богу приношу: «Господи, Ты дай здоровье маме, Больше ни о чем не попрошу!
Воспитатель: Ребята, а сколько у нас с вами мам?
Дети: своя мама, Божья Матерь
Воспитатель: А я вам загадку загадаю:
Здесь родился, живёшь,
Уезжаешь- скучаешь.
Как зовут это место знаешь?
Дети: Родина
Воспитатель: А ещё ребята, у нас с вами есть третья мама, как вы думаете кто она?
Дети: Наша Родина!
Воспитатель: -Правильно, третья мама, это наша с вами Родина.
Вот такой памятник находится в городе Волгоград называется Родина-мать.
Стихотворение: «О Родине»
Ребенок: Что Родиной моей зовется?
Себе я задаю вопрос.
Река, что за домами вьется,
Иль куст кудрявых красных роз?
Вон та осенняя березка?
Или весенняя капель?
А может радуги полоска?
Или морозный зимний день?
Все то, что с детства рядом было?
Но это станет все пустяк
Без маминой заботы милой,
И без друзей мне все не так.
Та вот что Родиной зовется!
Чтоб были рядышком всегда
Все, кто поддержит, улыбнется,
Кому нужна, и я сам
Песня: «Самая любимая- Родина моя!»
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, а чём мы с вами сегодня говорили?
Что нового вы узнали сегодня?
Дети: -Что есть ещё Божья Матерь и Родина – мать.
Воспитатель: Мы говорили о наших мамах. Мы любим их заботу, ласку, потому что наши мамы самые- лучшие. Я хотела бы, чтоб вы росли добрыми, любящими и заботливыми детьми.
Дорогие наши гости: -Любите и будьте любимыми!
Храните свой семейный очаг,
Будьте к друг другу добры, милосердны,
Уважайте и любите свою Родину.
Улыбками делайте мир ярче и краше.
Будьте здоровы и счастливы!