Светлана Слепнева
Конспект занятия по духовно-нравственному развитию «Уважение к старшим»
▼ Скачать +Заказ
Уважение к старшим
Воспитатель: ребята, сегодня к нам в гости придет журналист из газеты «Дошколёнок» и взять у нас интервью, а вы будьте вежливыми и внимательными и постарайтесь ответить на все его вопросы.
В группу заходит Лунтик, с атрибутами журналиста (фотоаппаратом и микрофоном). Приложение 1.
Лунтик: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуй, Лунтик! Мы рады тебя видеть.
Лунтик: Я хотел вам задать несколько вопросов для нашей газеты. А тему нашего интервью отгадайте сами.
Публикация «Конспект занятия по духовно-нравственному развитию „Уважение к старшим“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Лунтик вместе с воспитателем вносит заранее приготовленную ромашку с семью лепестками, на каждом лепестке изображен член семьи (картинки можно вырезать из газет и журналов) : мама, папа, бабушка, дедушка, дети. Приложение 2.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какую необычную ромашку нам сегодня принес Лунтик. На каждом лепестке этой ромашки изображен какой-то член семьи.
Воспитатель вызывает по очереди семерых детей, которые отрывают у ромашки по лепестку.
Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько всего лепестков было у нашей ромашки?
Дети: семь.
Воспитатель: Правильно, семь.
Воспитатель выставляет карточку со словом «Семь». Приложение 3.
Воспитатель: А теперь, ребята, представьте себя тем членом семьи, который изображен на вашем лепестке и назовите себя (я – мама, я – папа, я – дочка и т. д.)
Воспитатель выставляет рядом с карточкой со словом «семь» слово «я». Приложение 4.
Лунтик:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
Дети: семья.
Воспитатель: Вот мы с вами и отгадали, о чем хочет поговорить с нами Лунтик. Видите, ребята, какое интересное слово «семья». Это означает, что у каждого человека есть родные люди – родственники, которые нам наиболее близки и которых мы любим больше всего. У каждого из вас тоже есть своя семья. У кого-то побольше, у кого-то поменьше.
Лунтик предлагает детям (3-5 человек) рассказать о составе своей семьи, о том, с кем живут более старшие члены семьи (бабушки и дедушки). Лунтик, во время ответов, подходит к детям с микрофоном и фотографирует, воспитатель записывает ответы детей на диктофон.
Рассказы детей.
Воспитатель: А как вы думаете, кто в семье самый главный? Кто пользуется большим уважением?
Дети: Большим уважением у нас пользуются наши родители (мама с папой) и бабушки с дедушками,.
Воспитатель: Да, мама, папа, дедушка и бабушка имеют жизненный опыт. Они прожили дольше, и знают и умеют намного больше, чем мы. Какие пословицы и поговорки есть об уважении к родителям вы знаете.
Дети: Кто свою мать уважает, тот и чужую не обидит.
Кто почитает своих родителей, того и дети будут почитать.
На свете всё найдёшь, кроме отца и матери.
Отца с матерью почитаешь - на вечные веки счастлив бываешь.
Воспитатель: ребята, я сегодня вам прочитаю отрывок из рассказа Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. У него ноги не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали сажать его за стол, а давали обедать ему за печкой. Снесли раз ему обедать в чашке. Он захотел её подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить его за то, что он им в доме всё портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и видят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь?» А мальчик и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они обижали старика; и стали с тех пор сажать за стол и ухаживать за ним.
Вопросы к детям (вопросы задают воспитатель вместе с Лунтиком).
Лунтик: Почему дедушка всё ронял на пол, разбивал тарелки, может быть, он делал это нарочно?
Дети: дедушка был очень старенький, руки у него были слабые, он плохо видел.
Лунтик: Почему так произошло, что дедушку в семье стали обижать?
Дети: сыну и его жене было неприятно, что бьётся посуда, падает на пол еда, приходилось убирать за дедом.
Лунтик: Как вы думаете, можно ли обижать пожилых людей из-за того, что они уже не могут ухаживать за собой и работать наравне со всеми?
Дети: нельзя, ведь когда-нибудь и сын и его жена тоже состарятся, и тоже не смогут делать всё аккуратно.
Лунтик: Как родители мальчика поняли свою ошибку, что они обижали дедушку?
Дети: их сын взял с них пример, как надо относиться к пожилым людям, он думал, что именно так надо ухаживать за родителями, когда они состарятся.
Воспитатель: Как ваши родители относятся к вашим бабушкам и дедушкам, как ухаживают за ними?
Дети: они помогают убирать квартиру, покупают им лекарства, продукты, поздравляют с праздниками, приглашают в гости.
Лунтик: Вы любите своих папу и маму, бабушку и дедушку? Как вы проявляете свою любовь к ним?
Дети: помогаю маме – убираю свою постель, мою чашки и ложки, кормлю домашних животных; нахожу очки для бабушки, когда она их потеряет, приношу дедушке газету.
Воспитатель: Будете ли вы ухаживать за своими родителями, когда они будут старенькими?
Дети: я буду заботиться о них, так же как они заботятся о бабушке и дедушке.
Воспитатель: давайте теперь немножко отдохнем и разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Дружная семья»
Пальцы - дружная семья.
Друг без друга им нельзя.
(Сжимаем пальцы каждой руки в кулачки и разжимаем их).
Вот большой! А этот - средний.
Безымяный и последний - наш мизинец, малышок!
У-у-у! Указательный забыли.
Чтобы пальцы дружно жили,
(Поочередно поднимаем пальцы обеих рук кверху)
Будем их соединять и движенья выполнять.
(Каждый палец руки соединяем поочередно к большому).
Воспитатель: Понимаете, ребята, как важно всем нам уважать своих родителей, заботиться о них, слушаться своих родителей, а также заботиться о родителях своих родителей – бабушках и дедушках.
Воспитатель: А спрашиваете ли вы разрешения у родителей, прежде чем начать какое-либо дело?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А почему вы спрашиваете разрешения?
Дети: Потому что, родители знают, как сделать это дело, они много умеют, чтобы не ошибиться.
Воспитатель: Раньше, когда люди были глубоко верующими, они старались соблюдать заповеди Божьи, в том числе и о почитании родителей. Перед каким либо делом брали у родителей благословение, чтобы дело было сделано хорошо. Родители произносили для своих детей молитву, чтобы Господь помог им во всех делах и начинаниях: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани сие чадо мое силою животворящего Креста Твоего».
Может быть, кого-то из вас мамы крестят перед сном или в каких-то других случаях? Так они благословляют вас, чтобы молитва хранила вас и оберегала.
Так проявляется к вам родительская любовь и забота, а вы должны любить своих родителей и прислушиваться к их советам.
Как вы можете проявить свою любовь к старшим?
Дети: мы говорим Мамочка, я тебя так люблю!
Воспитатель: добрые слова важны, но ещё важнее доказать свою любовь делом.
Дети: можно еще разными делами.
Придя с прогулки повесить одежду аккуратно на вешалку;
Положить варежки сушиться на батарею;
Налить котёнку чистой водички;
Самому постараться заправить свою кровать;
Убирать игрушки без напоминания;
Помогать накрыть на стол: подать хлеб, разложить ложки и вилки;
Воспитатель: да и много других добрых дел, которые вы сами догадались сделать, без напоминания!
Лунтик: Вы не против подвести итоги нашего интервью?
О чем сегодня было наше интервью?
Что нового узнали?
Отрывок, из какого рассказа вам прочитали?
Что вам понравилось больше всего?
Воспитатель также предлагает заслушать записанные на диктофон ответы детей.
Воспитатель (обращается к Лунтику) : чтобы Ваша статья получилась ещё интереснее, мы с ребятами подготовим для Вас рисунки и семейные фотографии.
Лунтик: спасибо, вам ребята! Пойду готовить свою статью в газету. До свидания!
Воспитатель: До свидания! А мы с вами, ребята, выпустим свою газету с рисунками на тему «Как я помогаю дома».
Приложение 5.
Использованная литература:
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М. : Москвский психолого-педагогический институт, 2001. - 349с.
2. Болотина, Л. Р., Баранов, С. П. Дошкольная педагогика. / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов. - М. : Луч, 2004. - 206 с.
3. Бурлакова, Н. С., Олешкевич, В. И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка / Н. С. Бурлакова, В. И. Олешкевич. - Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. - 352 с.
4. Бушко, М. И. Педагогическая деятельность воспитателя детского сада / М. И. Бушко, - М. : Гардарика, 2006. - 204с.
5. Васильева, А. К. Структура семьи / А. К. Васильева. М: Владос, 2002. 224 с.
6. Возрастная и педагогическая психология. / Под ред. Петровского А. В. - М. : Просвещение - 2004. - 360с.
7. Воркут, И. И. Пособие воспитателю детского сада. / И. И. Воркут, - М. : Высшая школа, 2000. - 385с.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии. / Л. С. Выготский, СПб. :Питер, 2004. - 209с.