Наталья Олеговна Корзина
Конспект занятия по чтению рассказа Б. Житкова «Пожар»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: старшая группа.
Форма совместной деятельности: чтение художественной литературы, игровая, коммуникативная
Форма организации: коллективная
Образовательная область: «Речевое развитие»
Учебно-методический комплект:
Средства:
• наглядные – слайды по правилам пожарной безопасности
• альбомные листы и цветные карандаши или фломастеры
• литературные – книга с рассказами Б. Житкова
Публикация «Конспект занятия по чтению рассказа Б, Житкова „Пожар“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие, в игру-инсценировку
Задачи:
1. Обучающие задачи:
• Углублять и расширять знания детей о творчестве Бориса Житкова;
• Продолжить совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;
2. Развивающие задачи:
• развивать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения, понимать его значение;
• обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей;
• развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
• развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература, видах (проза и поэзия).
3. Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к детской художественной литературе;
• внимательно слушать художественные произведения;
• учить вести себя в трудных и конфликтных ситуациях.
Планируемый результат:
используемые в ходе совместной деятельности методы и приемы будут способствовать развитию:
• интереса к художественной литературе;
• активной речи детей.
Дети находятся в группе, воспитатель приглашает их к интерактивной доске и предлагает для рассматривания слайды, изображающие различные виды применения огня. После того как дети посмотрят, педагог начинает беседу.
Ход деятельности:
-Дети, вы догадались о чем мы сегодня будем говорить (Да, об огне и о том, как нужно вести себя с ним, чтобы не было пожара.)
-Дети, мы сегодня поговорим о причинах пожаров. Каждый год в России в пожарах гибнут люди. Назовите причины пожаров, они бывают самые разные. (Неисправные электроприборы, природные пожары, когда горят леса, болота, использование спичек в неположенном месте и т. д.)
-Сегодня я бы хотела с вами поговорить о причинах домашнего пожара. А чтобы вам легче было об этом говорить, я прочту вам рассказ Бориса Степановича Житкова, который так и называется «Пожар». (Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом в группе, педагог располагается напротив и начинает чтение.)
Чтение рассказа Б. Житкова «Пожар».
Беседа после прочтения рассказа.
-Почему произошел пожар? (Петя хотел проверить свою самодельную пушку, чтобы она выстрелила. Но у него ничего не получалось)
-Послушайте еще раз, как произошел пожар в Петиной квартире. Закройте глаза и постарайтесь представить то, о чем я буду вам читать: «Он пошёл в кухню. Наложил в Плиту щепок, полил их керосином, положил сверху пушку и зажёг. "Теперь небось выстрелит!" Огонь разгорелся, загудел в плите - и вдруг как бахнет выстрел! Да такой, что весь огонь из плиты выкинуло.)
-Представили, как неожиданно и быстро все произошло? (Да)
-Как вы оцениваете Петин поступок? Можно дома одному играть с огнем? (Петя поступил неправильно. Ему нельзя было самому зажигать огонь в печи, а тем более играть с порохом и керосином.)
-Да, дети! Мы с вами разговаривали о том, что керосин и порох – это не детские игрушки, ими играть нельзя. Даже взрослые должны пользоваться порохом и керосином очень осторожно, иначе может случиться беда. Мальчику просто повезло, что он не пострадал. А как и почему поступил Петя, когда в доме случился пожар? (Он сильно испугался и убежал, думал, что пожар сам потухнет.)
-«А ничего не потухло. И еще больше разгорелось». Кто и как вызвал пожарных? (Пожарных вызвал их сосед. Учитель возвращался домой и увидел, что из окон на втором этаже идет дым. Он подбежал к столбику, нажал пожарную кнопку.)
Педагог зачитывает фрагмент: «Учитель шёл домой и увидал, что из верхних окон идёт дым. Он побежал к столбику, где за стеклом была сделана кнопка. Это звонок к пожарным. Учитель разбил стекло и надавил кнопку. У пожарных зазвонило. Они скорей бросились к своим пожарным автомобилям и помчались во весь дух. Они подъехали к столбику, а там учитель показал им, где горит» - а потом обращается к детям с вопросом.
-Дети, что вы скажете о поведении учителя? (Учитель поступил правильно.)
-Главное, что он не испугался, не стал паниковать, поэтому все сделал правильно, вовремя вызвал пожарных, которые как действовали? (Быстро и решительно. Они не только потушили пожар, но и вынесли необходимые вещи из горящей квартиры.)
-Писатель очень подробно, правдиво описывает в своем рассказе, как дружно и слаженно пожарные боролись с огнем. Вот послушайте еще раз: «У пожарных на автомобилях был насос. Насос начал качать воду, а пожарные стали заливать огонь водой из резиновых труб. Пожарные приставили лестницы к окнам и полезли в дом, чтобы узнать, не осталось ли в доме людей. В доме никого не было. Пожарные стали выносить вещи…. Пожарные так хорошо потушили, что в нижнем этаже ничего не сгорело. Пожарные сели в свои автомобили и уехали назад»
-Ребята, предлагаю вам игру «Доскажи словечко».
- Ребята, выходите в круг, и мы поиграем в игру. Я буду читать стихотворение, и тот, кому брошу мяч, должен его закончить.
Где с огнем беспечны люди,
Там взовьется в небо шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой (пожар).
Раз, два, три, четыре.
У кого пожар (в квартире?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил (утюг?
Красный отблеск побежал.
Кто со спичками (играл?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье над (газом?
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жег (траву?
Кто в огонь бросал при этом
Незнакомые (предметы?
-Ребята, давайте продолжим – А почему мама мальчика так сильно плакала? Ей было жалко сгоревшую квартиру? (Нет, мама переживала за Петю. Она думала, что он погиб в пожаре.)
-Дети, вспомните, как повел себя Петя, когда пожар уже был потушен и пожарные вынесли вещи. Он видел, что мама горько плачет. Он спрятался, потому что ему было очень стыдно, а мальчики его насильно привели.
-Что бы вы посоветовали мальчику, чтобы в следующий раз он не поступил так же, и как нужно вести себя, если беда случилась, начался пожар? (Дети начинают по очереди высказываться.)
Воспитатель предлагает детям пройти к большому столу (сдвинуть вместе несколько детских столов, на котором для них приготовлены альбомные листы и цветные карандаши или фломастеры. Взрослый предлагает детям нарисовать (проиллюстрировать) тот эпизод из рассказа, который запомнился им больше всего.
Дети рассаживаются за стол и начинают рисовать.
По окончании совместной изобразительной деятельности в приемной комнате оформляется из детских рисунков коллаж по рассказу Б. Житкова «Пожар».