Волегова Юлия Александровна
Конспект педагогического занятия для детей 5–6 лет «Люблю берёзку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: старшая (5-6 лет)
Форма занятия : экскурсия в музей
Продолжительность занятия : 25 минут
Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие
Цель: систематизировать знания детей о русской берёзе.
Задачи:
Обучающие задачи:
1) Совершенствовать знания детей об образе русской берёзы в поэзии.
Публикация «Конспект педагогического занятия для детей 5–6 лет „Люблю берёзку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
2) Расширять знания детей о внешних особенностях берёзы.
3) Углубить знания детей о ценном свойстве берёзы (прочность, о ее пользе для человека.
4) Активизировать и обогащать словарь.
Развивающие задачи:
1) Развивать у детей познавательную активность через разнообразные виды деятельности.
2) Развивать наблюдательность, внимание, память, мышление, речь.
Воспитательные задачи:
1) Воспитывать отзывчивость.
2) Воспитывать культуру поведения в общественных местах.
Методы и приё мы:
1. Словесные: вопросы, объяснение, обсуждение, беседа.
2. Наглядные: работа с мнемотаблицей, дидактический материал, демонстрация макета, ИКТ.
3. Практические: работа с мнемотаблицей, дидактическая игра.
4. Методы стимулирования: похвала, одобрение.
Словарная работа: берёзовая роща, экспонат, белоствольные, береста, деготь, дегтярное.
Материал и оборудование:
• Передвижная (мобильная) ширма
• Билеты в музей «Русская берёзка»
• Замок, ключ
• Табличка «Закрыто»
• Табло для мнемотаблицы
• Мнемотаблица. Стихотворение «Люблю берёзку русскую»
• Макеты «Берёзы»
• Корзинка
• Музыкальные инструменты (ложки – 4 пары, трещётки – 4 шт., рубель – 1 шт.)
• Дидактическая игра «Берёзы. Найди половинку»
• Изделия из берёзы (тарелка – 2 шт., шкатулка – 2 шт., картина, заколка для волос, ободок, зеркало; дегтярное мыло)
• ИКТ: презентация к занятию
Предварительная работа: беседа о берёзе, заучивание стихотворения А. А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», разучивание хороводной игры «Мы берёзку посадили», экскурсия в музей ДОО «Русская изба».
1. Вводная часть. Организационный момент.
Дети, пожалуйста, проходите. Посмотрите, как много у нас сегодня гостей. Давайте их поприветствуем.
Ну а теперь давайте поприветствуем друг друга. Становитесь в круг.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок
Мы живем краю родном,
С добрым утром, с добрым днем!
Ой, дети, а что это там лежит на столе? Верно, билеты. Здесь написано «Билет в музей «Русская берёзка».
Дети, вы были когда-нибудь в музее? В каком? Да, я помню, как мы в него ходили. А что вы там видели? А я совсем недавно была в этом музее «Русская березка». Там было много интересных экспонатов. И, конечно же – самый главный – берёзка. Такая красавица – глаз не отвести! Предлагаю вам туда отправиться.
А чтобы оказаться прямо у дверей музея, предлагаю сказать волшебные слова «Покружились, покружились и около ворот музея очутились». А теперь давайте скажем эти слова все вместе.
Вот мы и пришли. Ой, здесь висит табличка «Закрыто. Обращаться по номеру 5-55-55». Давайте позвоним?
-Алло, нам сегодня прислали билеты в музей «Русская березка», мы с детьми пришли, а здесь закрыто, и указан ваш номер телефона.
Хранитель музея: «Здравствуйте! С вами говорит хранитель музея. У нас случилась беда – самый главный экспонат – русская березка превратилась в невидимку, и теперь никто не хочет приходить в наш музей на экскурсию. Чтобы березку расколдовать, нужно пополнить сосуд музея знаниями о березе. Мне одному не справиться. Может быть вы сможете помочь?
Дети, поможем расколдовать березку?
Мы согласны. Но как же нам попасть в музей, если он закрыт?
Хранитель музея: Откройте замок. Ключ найдете в березовой роще. Удачи вам, дети! Спасибо, что откликнулись!»
Дети, где здесь берёзовая роща? Давайте искать ключ. Молодцы! Открывайте дверь.
Дети, положите ваши билеты в коробку. Подойдите, пожалуйста, ко мне. Обратите внимание, а вот и тот самый сосуд музея, который нам нужно наполнить знаниями о березе. Вы готовы? Замечательно!
Прежде чем начать экскурсию по музею, я вам напомню правила поведения в нё м:
• Нельзя шуметь, ругаться
• Нельзя перебивать других детей и взрослых
• Экспонаты трогать руками нельзя.
2. Основная часть занятия.
Ну что ж, я вас приглашаю пройти к первому экспонату. Что вы видите перед собой? Это пустое табло. Как вы думаете, для чего оно? На нем должны быть размещены картинки. А картинки эти необычные. В них зашифрованы слова знакомого вам стихотворения. Давайте встанем вокруг стола и внимательно рассмотрим все картинки. Вы узнали, какое стихотворение здесь зашифровано? Верно, это стихотворение называется «Люблю берёзку русскую». Кто написал это стихотворение? Это стихотворение написал русский поэт А. А. Прокофьев. Предлагаю его вспомнить.
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками
Под ветром низко клонится
И гнётся, но не ломится!
Молодцы! А теперь я вам предлагаю разместить это стихотворение на табло. С какой картинки можно начать? Молодцы! Давайте проверим, получилось у нас стихотворение? Прочтите его с помощью картинок. Замечательно!
Дети, как вы думаете, поэт с любовью рассказал об этом дереве? Какими словами он описал внешний вид березы? Верно, он назвал ее в стихотворении: светлая, родная, ненаглядная, ясная. Так здорово, что вы помните стихотворение.
Дети, посмотрите, сосуд музея немного наполнился вашими знаниями о берёзе. Значит мы на верном пути!
Ну а сейчас я вам предлагаю немного поиграть,
Песню спеть, потанцевать,
И подружка, и дружок,
Становись скорей в кружок!
Мы березку посадили
И водой её полили.
Ты, берёза, подрастай,
К солнцу ветви поднимай.
Ты, берёзонька – краса,
Светло-русая коса.
Свои ветви распустила,
Нас на танец пригласила.
Мы потопаем ногами – топ, топ, топ.
Мы похлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Мы потопаем ногами – топ, топ, топ.
Мы похлопаем руками – хлоп, хлоп, хлоп.
Инструменты разбирайте,
Для березоньки сыграйте.
Инструменты положите,
Для берёзоньки спляшите.
Ты, берёзка, подрастай,
Прославляй Алтайский край!
И сейчас я предлагаю пройти к следующему экспонату. Что вы видите перед собой? Верно, это берёзы. А вы знаете, что не существует даже двух одинаковых берез? Скажите, эти берёзы отличаются друг от друга? Что мы можем сказать о величине берёз? Одинаковы ли они по ширине? А что вы можете сказать о высоте берёз? Молодцы! А что можно сказать о цвете стволов берёз? Верно, есть березы с белыми стволами, а есть с более темными. Как можно назвать березу, у которой белый ствол? Верно, такие березы называются белоствольные! И даже черточки на березовых стволах не повторяются. У каждой березы свой, уникальный рисунок. А листья у берёз чем отличаются? Верно, они разные по величине – большие и маленькие, и разные по цвету – светло-зеленые и темно-зеленые.
А хотите узнать кое-что интересное о березах? Все березы, как и мы с вами, бывают мальчики и девочки. У мальчиков ветки растут вверх, а у девочек – в стороны? Какие вы молодцы! Вы очень наблюдательные. Дети, посмотрите, сосуд музея еще больше наполнился вашими знаниями.
Вы убедились в том, что березы бывают разные? Замечательно! Я вам предлагаю посмотреть, какие еще бывают березы. Присаживайтесь, пожалуйста, на стулья.
Интересно было узнать о том, какие необычные и порой причудливые, бывают берёзы? Дети, когда мы с вами только зашли в музей, я заметила, что на столе были разложены картинки с изображением половинок берез, но сейчас эти половинки перепутаны. Вы поможете соединить половинки так, чтобы снова получились целые картинки с березами?
Посмотрите, бывают и повислые березы, и карликовые, и даже танцующие. Правда, каждая по-своему красива?
Дети, береза славится не только своей красотой. Она играет важную роль в жизни людей. Давайте подойдем к следующему экспонату. Что вы здесь видите? Верно, все эти предметы сделаны из древесины березы и ее коры. Как называется кора березы? Верно, кора березы называется береста.
Русский народ издавна убедился в том, что береза – очень прочное дерево. Люди стали делать предметы быта – тарелки, ложки, картины. Из бересты мастера-умельцы изготавливали заколки, зеркальца, шкатулки. Этими предметами можно и дом украсить и подарить кому-нибудь.
А еще из бересты люди научились делать деготь, который идет в состав дегтярного мыла. Если любую емкость с берестой поставить в ямку в земле и сверху разжечь костер, то вскоре береста начнет плавиться и превратится в черную жидкость. Это и есть деготь. Затем деготь добавляют в мыло. Посмотрите, за счет дегтя мыло приобретает темно-коричневый оттенок. А какой у этого мыла запах? Запах у него довольно резкий, напоминает запах жженой коры.
Дегтярное мыло очень хорошо заживляет небольшие раны на теле человека и помогает в лечении разных кожных заболеваний. Вы знали об этом? Я очень рада, что смогла вас сегодня удивить.
Дети, посмотрите, это же главный экспонат музея! Вы своими знаниями наполнили сосуд музея до самого края и смогли расколдовать русскую берёзку. Нужно скорее позвонить хранителю музея и сообщить эту радостную новость!
- Алло, у нас радостная новость! Дети смогли наполнить сосуд музея и расколдовали березку.
Хранитель музея: «Молодцы, дети! Это ваши знания помогли расколдовать главный экспонат нашего музея. И теперь в нем снова будет много посетителей! Спасибо вам за помощь! До свидания!»
3. Заключительная часть занятия.
Ну что ж, дети, экскурсия подошла к концу. Скажите, вам понравилось в музее «Русская берёзка»?
Вы узнали сегодня что-то новое?
Как это пригодится нам в жизни?
Что было самым трудным? Почему?
Вы просили у кого-нибудь помощи? А кому сами помогли?
Здорово, что вы сегодня были такими активными, смогли применить свои знания для полезного дела.
Ну а сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Пройдите за мной. Давайте скажем волшебные слова «Покружились, покружились, и в детском саду мы очутились».
Как вы считаете, остальным детям из вашей группы будет интересно узнать о том, какое доброе дело вы сегодня сделали? Тогда давайте поскорее вернемся в группу и поделимся с ними впечатлениями. Не забудьте попрощаться с нашими гостями. До свидания!