Папки-передвижки

Конспект педагогического совета на тему «Экологическое воспитание как средство формирования патриотических чувств у детей»

Золотарева Пелагея
Конспект педагогического совета на тему «Экологическое воспитание как средство формирования патриотических чувств у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников любви к природе своего края как важной составляющей патриотического воспитания. (Слайд2)

Задачи:

повысить профессиональную компетентность педагогов через самообразование и активизировать педагогическое мышление в соответствии с требованиями времени;

расширить представления педагогов об экологическом воспитании детей;

Публикация «Конспект педагогического совета на тему „Экологическое воспитание как средство формирования патриотических чувств у детей“» размещена в разделах

уточнить знание нормативных актов, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения;

проанализировать работу педагогов по воспитанию в детях бережного отношения к природе.

Подготовка к педсовету :

анализ психолого-педагогической литературы по данной теме;

подготовка презентации к педсовету;

просмотр открытых мероприятий на тему «Патриотическое воспитание средствами экологии»

проведение консультации «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников на занятиях по развитию речи», «Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»;

проведение тематического контроля «Организация проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»;

проведение смотра-конкурса проектов по нравственно-0патриотическому воспитанию;

оформление наглядной информации в уголках для родителей

Повестка дня:

(Слайд 3)

1. Доклад о выполнении решений педсовета № 2.

2. Разминка. Игра «Ассоциации» (педагог-психолог Новикова Л. Е.)

3. Вступительное слово зам. зав. по УВР. Доклад «Формирование экологического сознания у дошкольников как средство воспитания основ патриотизма»

4. Обсуждение открытых занятий к педсовету в ДОУ. (Разживина О. И., Новикова Т. К.)

5. Творческие отчеты воспитателей по реализации проектов по нравственно-патриотическому воспитанию.

6. Итоги тематического контроля: «Организация проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Итоги педагогического конкурса проектов по нравственно-патриотическому воспитанию.

7. Самоанализ работы педагогов по экологическому воспитанию.

8. Решение педсовета №4

Форма проведения : экологическая гостиная

Ход педагогического совета:

Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги! Я приглашаю вас в экологическую гостиную, чтобы поговорить об экологическом воспитании детей в детском саду, оценить свою работу и решить главный вопрос: «Что делать, чтобы воспитать в детях бережное отношение к природе? Как это повлияет на формирование патриотизма у детей».

1. Доклад о выполнении решений педсовета №2.

2. Разминка. Игра «Ассоциации» Игру проводит педагог-психолог Новикова Л. Е. (Слайд 4)

Люди часто ассоциируют себя и окружающих с природными явлениями, животными. Есть такие выражения: «цветет как роза, работает как лошадь, устал как собака». Но всегда ли самооценка соответствует тому, как окружающие воспринимают нас? Давайте проверим.

Педагоги делятся на три команды. Педагоги по очереди подбирают ассоциации к 1 участнику из команды, не называя имени. Они характеризуют внешность, характер, манеру поведения и сравнивают друг друга:

• со стихией (огонь, воздух, вода, земля);

• природным явлением (ураган, гром и молния, радуга);

• животным (зверь, птица, насекомое);

• растением (дерево, кустарник, цветок);

• минералом (янтарь, алмаз, золото, серебро, платина, медь, графит).

Участники остальных команд должны догадаться, о ком идет речь. Затем педагог, которого описали, комментирует высказывания коллег: соглашается или нет, дополняет. Игра активизирует участников и настраивает на общение.

3. Доклад зам. зав. по УВР Золотаревой П. И. «Формирование экологического сознания у дошкольников как средство воспитания основ патриотизма»

Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства.

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Работа в этом направлении позволяет реализовать решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно.

Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.

Чтобы говорить об экологическом воспитании, нужно уточнить, что такое экология. Экология – это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. (Слайд 5) Слово «экология» древнегреческое: «эко» – жилище, «логос» – понятие, наука. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов». Современная трактовка понятия «экология» намного шире. В настоящее время под экологическими вопросами ошибочно понимают проблемы охраны окружающей среды. Во многом это связано с теми последствиями, которые возникают из-за пагубного влияния деятельности человека на окружающую среду. Предлагаю выполнить следующее задание.

Назовите нормативные документы, в которых отражены аспекты экологического воспитания, образования, просвещения. (Слайд 6)

Правильный ответ (демонстрируется на слайде) :

• Конвенция о правах ребенка от 20.11.1989.

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993.

• Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №996-р.

Перечислите, что предполагает экологическое воспитание согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации.

Правильный ответ (демонстрируется на Слайде 7)

Экологическое воспитание предполагает :

• становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережное отношение к родной земле;

формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу;

воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними.

Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения программы по формированию интегративных качеств личности ребенка. (Слайд 8)

Какая из образовательных областей ФГОС ДО отражает задачи экологического воспитания и что предусматривает? Образовательная область «Познавательное развитие» предусматривает «формирование у детей первичных представлений об объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы».

При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе, ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. Многие экологические проблемы : экологические связи, полезные и «вредные» животные, пищевые цепочки решаются на региональном уровне.

Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогатить знания детей о природе;

- формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

Для формирования позитивного отношения к так называемым «вредным» животным организуется интегрированная деятельность. В результате этой деятельности дети усваивают основное правило экологии : в природе все взаимосвязано, нет «вредных» и полезных животных, каждый из них выполняет свою функцию.

В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся познавательные беседы «Мой край родной». Цель бесед: воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края; формировать бережное отношение к природе родного края.

В ходе бесед дети знакомятся с произведениями писателей (стихи, рассказы, сказки, легенды) Произведения писателей и поэтов дают детям полезные знания о природе, учат их наблюдательности и любви к природе родного края. Стихи и рассказы о животных и птицах доступны и легко запоминаются, отражают характерные признаки поведения животных родного края.

Кроме чтения природоведческой литературы с детьми проводятся «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Темы уроков доброты: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кого можно считать заботливым?», «Любить – это что значит?» и т. д.

На занятиях вы транслируете детям не только свое отношение к природе, но и свои знания. Предлагаю проверить, насколько хорошо вы знаете секреты природы.

Конкурс «Как растения и животные предсказывают погоду». Педагоги делятся на две команды. Ведущий называет природное явление, особенности поведения растений и животных, а участники команд вспоминают и записывают на листочках, какую погоду они предсказывают. Затем сверяют с правильными ответами, которые озвучивает ведущий.

Вопросы:

• Паук усиленно плетет паутину. ( Ответ: к сухой погоде.)

• Уж греется на дороге. ( Ответ: перед дождем.)

• Стрижи, ласточки низко летают. ( Ответ: перед дождем.)

• Собака катается по земле, мало ест и много спит. ( Ответ: к вьюге.)

• Черемуха цветет. ( Ответ: к холоду, заморозкам.)

• Утром трава сухая. ( Ответ: к вечеру будет дождь.)

• Из березы течет много сока. ( Ответ: к дождливому лету.)

• С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день. ( Ответ: к хорошей погоде.)

• Цветы перед дождем. ( Ответ: пахнут сильнее.)

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края нужно проводить экологические развлечения, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. В игровой комплекс включать игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.). В ходе развлечений использовать различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач. (Слайд 9)

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических задач в соответствии с принятой на себя ролью, является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

(Слайд 10) Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Консультации, мастер-классы для родителей, нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд «Что мы знаем о природе Ленинградской области и ее охране», «Тайны природы» и др., совместные посещения музеев.

Такая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.

Перечислите, что нужно, чтобы дети могли ежедневно пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с природой.

Правильный ответ (демонстрируется на слайде 11) :

• создать познавательную экосреду на территории ДОО;

• проводить экскурсии на свежем воздухе и систематические наблюдения за объектами живой и неживой природы;

• экспериментировать с детьми с природным материалом;

• организовывать самостоятельные игры с природным материалом;

• проводить занятия по изобразительной деятельности с использованием природного материала;

оформлять интерьер групповых комнат и участков с использованием экологически безопасных материалов.

4. Обсуждение открытых занятий к педагогическому совету. (Разживина О. И., Новикова Т. К.)

5. Творческие отчеты воспитателей по реализации проектов по нравственно-патриотическому воспитанию.

6. Итоги Тематического контроля: «Организация проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО». Итоги педагогического конкурса проектов по нравственно-патриотическому воспитанию.

7. Самоанализ педагогов по экологическому воспитанию. Предлагаю вам самим оценить свою работу по экологическому воспитанию : что уже сделано, а что только планируется. Возьмите фишки красного и синего цветов. Я зачитаю утверждения. Если вы делаете то, о чем идет речь, кладите на стол фишку красного цвета, если нет – синего.

Утверждения:

• Я постоянно провожу с детьми наблюдения за объектами природы на территории детского сада.

• Периодически организую экскурсии с детьми в парк, лес.

Воспитанники моей группы знают, какую пользу приносят насекомые и птицы.

• Наблюдения за объектами природы связываю с занятиями по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.

• Провожу экологические акции с детьми и родителями.

• На участке ДОО есть кормушки. Зимой мы с детьми подкармливаем птиц.

• В группе есть картотека загадок о природных явлениях и животных.

• Читаю детям художественные произведения, подробно обсуждаю, как автор описывает природу.

• Дети моей группы знают стихи о природе.

• В группе есть плакаты и альбомы по теме «Берегите природу», которые сделали дети и родители.

• Закрепляю правила поведения в природе с детьми и родителями в ходе совместных мероприятий.

Оформляю и постоянно обновляю наглядную агитацию для родителей в группе.

• По возможности участвую с воспитанниками и их родителями в городских экологических акциях.

(Слайд 12) Не расстраивайтесь, если синих фишек оказалось больше, чем хотелось. Используйте все ресурсы, чтобы решить поставленные задачи.

В заключение хочу напомнить, что именно от нас зависит, какими будут наши дети. Мы хотим, чтобы они любили природу, понимали ее и берегли. Но мало хотеть, этого надо добиваться совместными усилиями. (Слайд 13) В презентации подготовлен слайд с высказываниями знаменитых писателей. Прочтите их, пожалуйста. На этом наша экологическая гостиная подошла к концу.

На позитивной ноте мы хотели завершить работу педагогического совета №4 и переходим к согласованию решения педагогического совета. (Слайд 14)

Решение педагогического совета № 4 :

1. Продолжить систематически планировать воспитательно-образовательную работу по патриотическому воспитанию, используя разнообразные формы и виды деятельности. Срок – постоянно. Ответственный – воспитатели.

2. Повышать профессиональную компетентность педагогов через самообразование по проблеме патриотического воспитания через ознакомление с природой родного края. Срок – постоянно. Ответственный – воспитатели.

3. Принять в работу рекомендации по итогам тематической проверки по теме «Организация проектной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» Срок: 31.05.2023. Ответственные: воспитатели.

4. Разработать и провести эколого-краеведческий образовательный терренкур «По тропинкам Малой Родины» Срок – до 31.05.2024г. Ответственный: ТГ № 8, ТГ № 5.

Публикации по теме:

Стилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детейСтилизованный русский народный танец как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей Сообщение из опыта работы «Стилизованный русский народный танец, как средство формирования нравственно-патриотических чувств детей старшего.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Конспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафеКонспект проведения педагогического совета «Нравственное воспитание» в формате педагогического кафе Тема: «Создание педагогических условий, способствующих формированию основ нравственных качеств личности ребенка, развитию его социального.

Педагогический брифинг «Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления детей с общественно значимыми событиями» .

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Спортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольниковСпортивные развлечения и праздники как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Тема: Спортивные развлечения и праздники, как средство воспитания патриотических чувств у дошкольников Актуальность Отошли в прошлое многие.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств посредством ознакомления с окружающим миром природы Патриотическое воспитание-это основа формирования личности. Патриотическое воспитание, есть результат длительного воспитательного процесса.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект педагогического совета на тему «Экологическое воспитание как средство формирования патриотических чувств у детей»
Опубликовано: 23 мая 2024 в 11:19
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект педагогического совета на тему «Экологическое воспитание как средство формирования патриотических чувств у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Золотарева Пелагея (УИ 1421410) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД