Наталья Плугина
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительного к школе возраста на тему «Кукла из бабушкиного сундука»
▼ Скачать + Заказать документы
Плугина Наталья Владимировна
Программное содержание:
1) Познакомить детей с историей возникновения народной куклы. Закреплять умение детей делать ее, пользуясь инструкцией.
2) Развивать умение украшать куклу, делать ее выразительной и оригинальной.
3) Воспитывать интерес и любовь к культуре своей страны, к истокам русского народного творчества.
Ход занятия.
1. Вводная часть.
Звучит русская народная мелодия, девочки в русских сарафанах, на головах – ленты; мальчики – в рубахах входят в группу.
Публикация «Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительного к школе возраста на тему „Кукла из бабушкиного сундука“» размещена в разделах
Приходит Бабушка Матрена (педагог):
- Здравствуйте, гости дорогие! Хорошему гостю хозяин всегда рад!
Дети отвечают русскими пословицами:
- Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.
Много гостей – много и новостей.
Бабушка Матрена:
- Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Бабушка Матрена:
- В старину темными зимними вечерами собирались люди в большой избе, пели, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки и работали: вязали, пряли, плели лапти. (Слайд №2 – иллюстрация – посиделки у печки.) Такие вечера назывались посиделками. Маленькие детки играли рядом с мамами. А чтоб им не было скучно, для них мастерили игрушки (Слайд №3 – иллюстрация – рукодельницы.)
- А вы любите играть в игрушки?
- Какими игрушками вы любите больше всего играть?
- Где вы берете их?
- Раньше родители делали их сами.
Бабушка Матрена приглашает детей на посиделки.
Бабушка Матрена:
- В моем сундуке что-то есть. А что – отгадайте!
Ей косички заплетаем
И в колясочке катаем.
Спать кладем и кормим в срок –
Про кого прочла стишок?
Бабушка Матрена достает из сундука тряпичную куклу – закрутку, сообщает, что сегодня мы познакомимся с историей возникновения народной куклы, и будем ее мастерить.
2. Основная часть.
Рассказ – беседа педагога с детьми об истории возникновения народной куклы – закрутки.
- Кукла – самая древнейшая из всех игрушек. Появилась она одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним.
- Каких народных кукол вы знаете? (Слайды № 4-6 – рассказы о куклах: берегинях, мартиничках, неразлучниках.)
- Куклы – обереги отвлекали на себя злые силы, оберегали людей. Делали обереги из тряпок, глины, дерева, кости, соломы, ниток (Слайд №7 – иллюстрации кукол из различных материалов).
- Что такое обереги? Зачем они нужны?
- У всех славянских кукол – оберегов не было лица. Считалось, если кукла будет очень похожа на человека, то в нее вселится злой дух.
- Почему у кукол-оберегов не было лица?
Позже кукла стала предметом игр детей и превратилась в детскую игрушку.
- Знаете ли вы, в какие народные игрушки играли ваши родители, дедушки, бабушки? Сохранились ли у вас дома старинные куклы?
- Какие игрушки вы мастерите сами?
- Посещали ли вы музеи и выставки народного творчества? (Слайд 8-9 фото из музеев игрушки.)
Русская народная игра «Плетень»
- Сегодня на наших посиделках мы будем мастерить народную тряпичную куклу – закрутку (Слайд №10 – образец куклы – закрутки.)
Рассматривание образцов тряпичных кукол, изучение инструкции на слайде (№11-18, на бумаге (у каждого на столе).
- Крестьянские куклы были очень простыми, делались в основном из тряпок с помощью нехитрых приемов.
Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых.
В каждой местности были свои способы ее изготовления. Но в любой самодельной кукле отразились лучшие черты русских людей: простота, жизнелюбие, доброта.
Практическая работа детей.
- Настройтесь на интересную работу, и вы получите огромное удовольствие.
Я сверну два лоскута.
— Ах,— сказала Катя,—
Ах, какая красота:
Кукла в пестром платье!
Во время работы звучит русская народная песня «Пряха».
Педагог наблюдает за работой, помогает, поощряет детей.
3. Итог.
- Что нового вы узнали, ребята?
- Как вы думаете, зачем нам, современным людям, знать о куклах русской старины?
- Как вы думаете, все ли сегодня справились с работой? У кого что-то не получалось? Вечером мы обязательно попробуем это сделать еще раз.
Бабушка Матрена:
- О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых куклы являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Таких кукол берегли, любили, передавали по наследству.
- Покажите друг другу своих кукол, полюбуйтесь на них.
Девицы, красавицы,
Душеньки, подруженьки,
Разыграйтесь, девицы,
Разыграйтесь, милые!
Затяните песенку.
Песенку заветную,
Заманите молодца
К хороводу нашему.
(Народная песня)
- В хоровод возьмите ленту такого цвета, какое у вас сейчас настроение.
Хоровод «По-за городу гуляет народ».