Тагира Гильмуллина
Конспект педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на север»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста :
«ПУТЕШЕСТВИЕ НА СЕВЕР»
Программное содержание:
- расширить представления детей о коренных народах Севера, о жилищных постройках. Закрепить знания о животном и растительном мире;
- развивать связную речь;
- обогащать словарный запас детей;
- развивать образное мышление, воображение;
Публикация «Конспект педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста „Путешествие на север“» размещена в разделах
- воспитывать интерес к народным промыслам коренных народов Севера; любовь к родному краю, к окружающему.
Материал к занятию:
Видеопрезентация с записью метели и вьюги, голосов птиц и зверей, журчание речки, хантыйские мелодии; картинки: животные, деревья, ягоды; следы зверей; постройки; фото одежды хантов; цветок «Цветик – семицветик»; узоры – одежды.
Словарная работа:
ханты, чум, северный олень, нарты (сани, упряжка, запрягают, погонщик (каюр, тынзян, долбленка, обласок, оленеводы, дикоросы, морда.
Предварительная работа:
- экскурсии в музей с целью ознакомления детей о жизни, быте народов ханты (манси);
- чтение художественной литературы: стихи (А. Тарханов «Старый кедр», «Тайга», «Град», «Глухарь», «Березонька», «Скворечник», рассказы «Хантыйская легенда о кедре», «Хантыйская легенда о березе», «Хантыйская легенда о лиственнице», мансийские сказки «Как окунь стал полосатым», «Почему у зайца длинные уши», хантыйские сказки «Почему у глухаря брови ярко красные», Еремей Айпин «В тени старого кедра», «На привале в пути».
- отгадывание загадок;
- п/ игры: «Прыжки через нарты»;
- фотовыставка;
- беседы.
Ход педагогического мероприятия.
- Ребята, посмотрите, у нас в группе вырос необычный цветок. Он называется «Цветик – семицветик». Этот цветок не простой, а волшебный. Если оторвать лепесток и загадать желание, то желание исполнится.
- А давайте и мы с вами загадаем желание, хотите отправиться в путешествие на Север? (да).
Отрываем лепесток и говорим слова:
- Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по – моему вели.
- Вели, чтоб мы сейчас же очутились на Севере.
- Ребята, смотрите, мы с вами попали на Север. На севере страны живут народы разных национальностей: ненцы, коми, чукчи, манси и ханты.
- Ребята, смотрите вот здесь живут ханты. Они живут в необычных жилищах, которое строят сами. Оно называется – «Чум». Ханты ведут кочевой образ жизни, и потому у ханты может быть не одно жилище, а несколько: первое стоит у реки, где они рыбачат; а другое ставят там, где охотятся.
- Ханты ездят в санях (нарты). В упряжку запрягают сразу несколько оленей. Управляет упряжкой – погонщик (каюр).
- Олень – очень выносливое животное, может долго бежать и не устает. Его тонкие ноги не проваливаются в снег. Мех оленей используется для пошива одежды, из него строят дома (чум). Жир идет на топливо, им люди смазывают перед дальней дорогой руки и лицо, чтобы не отморозить, а мясо засаливают, и питаются им оленеводы в пути и дома. Олень для северного человека – очень хороший помощник. Ханты занимаются оленеводством. Главным орудием оленеводов при ловле оленей является тынзян. А в праздники на оленьих упряжках ханты устраивают соревнования.
Физ. минутка.
2 команды: «Охотники и звери».
«Охотники» имитируют действия с биноклями, фоторужьем. «Звери» имитируют движение, чтобы можно было догадаться.
- Ханты живут в глухой Тайге, где стоят высокие деревья.
- Какие деревья вы знаете, которые растут в нашем краю? (пихта, береза, осина, сосна).
- Еще в Тайге растут ягоды (дикоросы). Эти ягоды ханты собирают и едят.
Д/и «Найди ягоды».
- Ханты охотники, они охотятся на разных зверей и птиц.
- Ребята, мы с вами живем в Тайге, где живут разные звери и птицы. Посмотрите сколько следов вокруг. Мы по следам можем узнать любого зверя или птиц.
- Ой, ребята, смотрите, мы пришли к реке. Это главная река нашего края. А как называется эта река? (Обь). Её ещё называют Ас. В ней много рыбы. А вы знаете. Какая рыба здесь водится? (муксун, стерлядь, осётр, щука, язь, карась, окунь, налим).
- Ханты – рыболовы. Они ловят рыбу удочкой, мордой, сетями. Рыбачат на лодке, которую они называют долбленка или обласок. Её делают из кедра или осины.
- У ханты – мужчины: охотники и рыболовы, а женщины домохозяйки: они готовят пищу, занимаются делами по дому, воспитывают детей, шьют и вышивают.
- Посмотрите, какая у них красивая одежда, вышита разными узорами. А давайте и мы с вами научимся вышивать узоры? (да).
Интерактивная игра «Собери узор».
- У народов ханты есть очень много произведений, написанных ими. Чтение стихотворения «Тайга» А. Тарханов. Наше путешествие подошло к концу и нам с вами надо отправляться назад в детский сад (отрываем лепесток и говорим слова).
- Ребята, сегодня мы с вами путешествовали к народам – ханты. Вам понравилось? Что нового и интересного вы узнали?
- В следующий раз мы отправимся в путешествие на крайний Север, и нам опять поможет наш «Цветик – семицветик».