Демчева Ольга
Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие на Север»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Радуга»
Лев-Толстовского муниципального района
Конспект
открытой образовательной деятельности
по познавательному развитию
на тему:
«Путешествие на Север»
Подготовила воспитатель:
Демчева О. Ф.
2021 г.
Публикация «Конспект открытой образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие на Север“» размещена в разделах
Цель:формирование представлений детей о жизни людей, проживающих на Севере. Познакомить с особенностями природных условий Крайнего Севера. Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях Севера.
Задачи:
Образовательные :
1. Познакомить детей с образом жизни и бытом коренных жителей Севера.
2. Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
3. Углублять представления детей о животных Крайнего Севера. Систематизировать представления об умении животных приспосабливаться к среде обитания.
Развивающие :
1. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.
2. Развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство уважения к образу жизни, традициям и обычаям других народов.
2. Воспитывать желание познавать новые, интересные факты о Севере.
3. Воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
Оборудование и материалы: глобус, иллюстрации животных Севера, дидактическая игра «Кто Я?», льдинки, посылка, клубок, видео-письмо, шарфики, 4 миски с водой, крем детский, бумажные полотенца, влажные салфетки, видео о северном сиянии, листы А2 (на каждого ребёнка, гуашь, кисти, коробка с пазлами, корзина с угощениями, музыкальный центр, мультимедиа.
Ход ОД:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Встанем рядом мы по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!».
(Садимся на стульчики)
Воспитатель:Ребята, что это? (глобус) Что такое глобус? (Глобус – это маленький макет нашей Земли). А где найти Северный полюс? Как вы догадались, что это он?
- Почему Север показан белым цветом?
А мы живем, в какой стране, как она называется? Я отметила нашу страну красным флажком. А северный полюсотметим белым флажком. Ребята, как вы думаете, далеко ли от нашей страны до северного полюса?
- А у меня для вас сюрприз. Вы знаете, что на Северном полюсе тоже живут дети и они тоже ходят в детский сад. И они прислали нам видео привет.
(Просмотр видеоролика) (показать подарок)
Дети:«Здравствуйте, ребята! Мы живем на Крайнем Севере нашей Родины. Вокруг нас тундра. Мы узнали, что вы очень интересовались нашими местами, нашей природой, животными. И многое уже изучили, и мы хотели пригласить вас к нам на Север. Но вы знаете, что у нас очень холодно и для путешествия вам понадобятся волшебные шарфики, которые уберегут вас от холода. Их вы найдете в посылке. А еще мы с ребятами приготовили для вас небольшой подарок, но его вы получите, если выполните все задания, которые мы для вас приготовили. Вам в этом помогут наши северные жители. Ориентируйтесь на клубок. Приятного путешествия.
И первым заданием для вас будет рассказать о нас, северных жителях».
Воспитатель:
Ребята, а вы хотите отправиться в путешествие на Северный полюс? Тогда давайте наденем эти волшебные шарфики и отправимся в путешествие. Для этого нам нужно сказать волшебные слова:
В руки я клубок возьму
Волшебство я призову,
Чудо в гости к нам придет,
И на Север унесет.
Воспитатель:Смотрите, перед нами льдинки разных цветов. Наша задача идти только по белым.
(Проходим по льдинкам)
Игра «Расскажи о жителе Севера» (Ненцы, эскимосы)
Воспитатель:Кто подскажет, какоепервое задание нам приготовили дети с далекого Севера.
Где живет? (Чум.)
Одежда? (Ненцы – малица или палица, обувь - пимы)
Занятия (Женщины – выделка шкур, шитье одежды, ставили чум, плели украшения, занимались резьбой по дереву)
Что ест? (строганина, оленье мясо и рыба, копчёную колбасу, кыквытоль – это провяленные или копченые кусочки оленины, юкола – полоски копченой и затем провяленной на солнце рыбы, её подают как печенье к чаю, коколи – вяленая икра. Чай.)
На чем передвигаются? (нарты - упряжки запряженные хаски или оленями, по воде: каяк – лодка для одного человека, байдара – лодка, обтянутая кожей моржа)
Воспитатель:Молодца, ребята, вы все правильно назвали.
Игра «Кто я?».
Воспитатель:Смотрите, мне кажется к нам кто – то идет.
Олень:
Ищу я свежий ягель
Я - Северный олень.
По пустыне снежной
Хожу я целый день.
Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Я северный олень. А что вы про меня знаете?
Я подготовил вам одну интересную игру. Игра называется «Кто я?»
Воспитатель: На ребенка я одену табличку с изображением северных животных или птиц, ребята будут задавать наводящие вопросы, а водящий должен догадаться, кто же он.
Олень: Молодцы, ребята. Вы и правда, хорошо знаете северных жителей.
Воспитатель:Ребята, путешествуя так далеко, мы немного устали, давайте разомнемся и немного потанцуем вместе с оленем.
Музыкальная физкультминутка.
Ну, а мне пора. До свидания.
Воспитатель:Продолжаем путь.
Белый медведь:
Не впадаем в спячку
Белые медведи,
Не храпим всю зиму
В мягком, теплом пледе.
Потому что если
Круглый год метели,
То всю жизнь нам что ли
Провести в постели?
Есть ведь и без лета
Плаванье, рыбалка…
И проспать все это
Очень-очень жалко!
Здравствуйте, ребята. Вы догадались кто я? А что вы обо мне знаете?
(Ответы детей)
Как вы думаете, почему я не замерзаю и не покрываюсь льдом, когда вылезаю из воды?
(Ответы детей)
А хотите сами испробовать это на себе.
Опыт с водой и жиром (детским кремом)
В емкость с водой опустите руку и сразу же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно: она мокрая и покрыта тонким слоем воды. Если бы сейчас ударил сильный мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда.
Теперь вытрите руку и слегка смажьте ее жиром (кремом). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? (вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками). И если руку встряхнуть, эти капельки слетят с руки. На руке воды не будет, а значит в мороз нечему будет превращаться в лед. Попробуйте встряхнуть руку. Капелек не осталось? Теперь вытрите руки салфеткой.
- Ребята, попробуйте мне объяснить случай с белым медведем.
(Густая шерсть, которая почти не впитывает воду, и толстый слой подкожного жира хранят тепло на морозе, пронизывающем ветре и в ледяной воде. Благодаря подкожному жиру, шерстка медведя всегда остается сухой и он не замерзает)
Воспитатель:Нам пора дальше продолжать свой путь, давайте поблагодарим медведя за его очень интересный и познавательный эксперимент. До свидания!
Рисование «Северное сияние».
Воспитатель:
- Ребята, вы уже догадались какое задание мы будем выполнять?
А чтобы узнать, что мы будем рисовать, попробуйте отгадать загадку:
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох тат и тут,
Только это не салют.
Воспитатель:Правильно. Этот рисунок выполнен в технике монотипия. Хотите нарисовать так же?
(музыка)
Воспитатель:Давайте сравним с настоящим (видео). Похоже у нас получилось? Молодцы, вы справились с этим заданием и пока наши рисунки будут сохнуть мы отправляемся дальше.
Игра «Собери пазл»
Воспитатель:Смотрите, что это? А вот и подарок. (Собрали пазл)Что у нас получилось?
А ещё на память о нашем путешествии нам приготовили сладкие подарки.
Воспитатель:
- Нам пора возвращаться.
А чтобы вернуться назад нам нужно пройти только по синим льдинкам.
(Садимся на стульчики)
Воспитатель:
Ребята, где мы сегодня побывали? Кого мы там встретили?
Какие задания мы с вами выполняли? Вам понравилось путешествие?А что понравилось вам больше всего?
Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Всем спасибо за вниманье,
Гостям скажем: «До свидания!»