Галина Петровна Митрофанова
Конспект открытой НОД «Приобщение к правовой культуре посредством игровой деятельности» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Митрофанова Галина Петровна, воспитатель МБДОУ «детский сад №52 «Росинка» г. Димитровград Ульяновская область.
Описание: данная разработка будет полезна воспитателям старшей и подготовительной групп ДОУ, педагогам начальных классов школы. Правовое обучение необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как уже с первых шагов маленького ребёнка должны формироваться нравственно- правовые качества личности.
Цель: развитие основ правового сознания у дошкольников.
Задачи:
Публикация «Конспект открытой НОД „Приобщение к правовой культуре посредством игровой деятельности“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- в интересной и занимательной форме закрепить общее представление детей об их правах, умение называть свои права и анализировать поступки других;
-формировать представления о семье, генеалогическом древе;
-закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;
-активизировать словарь детей: конвенция, право, генеалогическое древо, семья, родственники;
- упражнять в словообразовании на примере имён (образование имён с уменьшительно- ласкательными суффиксами);
-развивать системное мышление в дидактической игре «Хорошо - плохо» (ТРИЗ);
- упражнять в решении проблемных ситуаций;
-воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Предшествующая работа: Беседы: «Я и моя семья», «Мы все разные, мы все равны», «Если что у вас болит, вам поможет Айболит», «Мы тоже имеем право» ;
Дидактические игры: «Я имею право», «Поможем любимым сказочным героям», «Кто я?», «Назови правильно право», «Подбери пословицы к картинкам»,
Сюжетно – ролевые игры: «Школа», «Детский сад», «Детская поликлиника», «Семья»;
Чтение художественной литературы: «Гуси – лебеди», «Золушка», «Кот и петух», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Три поросёнка» и т. д.
Материал к занятию: магнитная доска; перфокарты по числу детей; маркеры; макет (схема) генеалогического древа, наглядно – дидактический материал, отражающий права ребёнка (развешены на стенах)
Ход
Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал, где находятся гости.
Воспитатель (делая вид, что не видит гостей): Ну вот, ребята, заходите. Здесь мы с вами сейчас и поиграем!
(замечает гостей, обращается к заведующей)
Воспитатель: Ой, извините, мы, кажется, вам помешали. Вы здесь чем – то занимаетесь?
Заведующая: Нет, нет!
Воспитатель: Ну, тогда можно мы здесь поиграем!
Заведующая: Конечно, проходите.
Воспитатель: Вот как хорошо! Проходите, ребята!
(Выбегает Баба Яга)
Баба Яга: Как это проходите? Куда проходите? Никто никуда не проходите! Здесь живу я и мне вашего писку, визгу не надо!
Воспитатель: Здравствуй, Баба Яга! Ты не права. Ты никак не можешь здесь жить. Ведь здесь – детский сад!
Баба Яга: А мне всё равно, что здесь. Я здесь живу, потому что мне, Бабе Яге, жить больше негде. Нет у меня больше никакого жилья!
Воспитатель: А ты что, прав своих не знаешь? Ребята, какое право есть у Бабы Яги?
Дети: У Бабы Яги есть право на отдельное жильё.
Воспитатель: Вот видишь, Баба Яга, у тебя есть право на отдельное жильё.
Баба Яга: Да где же я его возьму- это отдельное жильё?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Бабе Яге. Подскажите ей, как она может получить жильё.
(Ответы детей: можно жильё снять, построить, купить.)
Баба Яга: Да на что же я его куплю? Ступу, что ли свою продать? Да и то, поди не хватит!
Воспитатель: Дети, если у Бабы Яги нет денег на жильё, что она может сделать?
(Ответы детей: Нужно взять кредит в банке или взять квартиру в ипотеку)
Баба Яга: И откуда это вы такие умные взялись? И как вас вообще родители различают?
Воспитатель: Да, ребята, мы ведь с вами не представились! А какое право получает каждый ребёнок при рождении?
Дети: Каждый ребёнок при рождении получает право на имя.
Баба Яга: И у вас всех есть имя? И какое оно?
Воспитатель: А вот мы сейчас поиграем в игру «Эхо». И ты, Баба Яга, вставай вместе с нами играть!
(Проводится игра «Эхо» с мячом. Воспитатель бросает мяч детям поочерёдно. Ребёнок, поймав мяч, возвращает его, называя своё имя в уменьшительно- ласкательной форме.)
Воспитатель: А почему же ты, Баба Яга, не назвала своё ласковое имя?
Баба Яга: А оно меня есть?
Воспитатель: Конечно, и дети тебе сейчас подскажут. Ребята давайте подскажем, какими ласковыми именами можно назвать Бабу Ягу?
(Ответы детей: Бабусечка Ягусечка, Бабулечка Ягулечка, Бабусенька Ягусенька…)
Баба Яга: Ой, как мне понравились мои новые имена! А вы откуда узнали про ваши ласковые имена? Где вас так называют?
Дети: Нас так называют в семье.
Баба Яга: А это что, такое право тоже есть?
Дети: Да, у каждого ребёнка есть право на семью.
на то, чтобы жить в семье.
Баба Яга: Ну, вы меня совсем запутали. Семья какая – то…
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Бабе Яге, что такое семья и для чего она нужна.
Дети: Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге.
Воспитатель (вносит генеалогическое древо, размещает его на магнитной доске): Посмотрите, дети, я принесла необычное дерево и карточки, на которых изображены члены семьи. Это генеалогическое древо. Генеалогия – это собрание сведений о происхождении и родстве членов семьи. Давайте попробуем составить генеалогическое древо и понять, что это такое. На примере одной семьи рассмотрим, кто в ней живёт и обозначим членов этой семьи кружочками. У мамы есть мама? Кем она является для вас? А мамин папа?
(Ответы детей)
Воспитатель: Корни древа – это наши дедушки и бабушки. Ветки – это родители: мамы и папы. Листья и плоды – это дети. Давайте распределим фотографии родственников на генеалогическом древе.
(Дети с помощью воспитателя размещают фотографии на древе. Все вместе его рассматривают.)
Баба Яга: Вот, ребята, как вам повезло! Как много у вас родственников!
Воспитатель: Ну, Баба Яга, ты тоже, если захочешь, можешь узнать историю своей семьи. Ты тоже имеешь право на семью.
Баба Яга: Да что это вы всё говорите: права, права, права…Что это за права?
Воспитатель: У всех взрослых и всех наших детей есть права и все их знают. Ребята, расскажите Бабе Яге, какие у вас есть права?
(дети перечисляют)
Баба Яга: Ну –ка, ну – ка, как вы сказали? На лечение? А у меня как раз мой единственный зуб разболелся – сил никаких нет. Мне его что же, тоже вылечат?
Дети: Да, конечно, вылечат!
Баба Яга: Это как раз то, что мне сейчас нужно! А то знаете, как плохо, когда зубы болят!
(игра «Хорошо—плохо»)
Воспитатель: Это плохо или хорошо, когда болят зубы?
Баба Яга: Конечно, плохо! Так больно, так больно – терпенья никакого нет!
Дети: Но это и хорошо, потому что ты вовремя вылечишь свой зуб. А если бы не было боли, можно было бы сразу не заметить больной зуб, и потом уже было бы поздно лечить его. Пришлось бы только его удалить! Хорошо, что ты вовремя обратишься к врачу!
Баба Яга: Так это и плохо! В больнице очередь огромная. Лечить зуб тоже очень больно!
Дети: Нет, это хорошо. Потому что зуб тебе вылечат без очереди. С острой зубной болью тебя сразу примут. И после лечения боль пройдёт.
Баба Яга: И что хорошего? Он опять заболит!
Дети: Нет, это хорошо. Ведь зубы не будут болеть, если за ними ухаживать: чистить два раза в день: утром и вечером, не есть много сладостей.
Баба Яга: Ну ладно, ладно… Убедили вы меня. Прямо сейчас вот и пойду.
(задумывается) А что, у моих друзей из сказок тоже есть эти самые права?
Дети: Да, у всех есть права.
Баба Яга: Ну – ка, ну - ка. Отсюда поподробнее…
Воспитатель: Давайте, ребята, поможем сказочным героям разобраться с их правами. Присаживайтесь за столы.
(Дети садятся за столы, выполняют работу с перфокартами.)
Баба Яга: Вот спасибо! Пойду – ка я пробегусь по сказкам, всем всё расскажу. Вот только не перепутать бы чего, не забыть бы.
Воспитатель: Подожди, Баба Яга. Мы с ребятами можем подарить тебе вот эту книгу. В ней все права описаны. А называется она…
Дети: «Конвенция о правах ребёнка»
Баба Яга: Вот спасибо! Ну удружили, так удружили… Побегу (убегает)
Воспитатель: У каждого человека есть право на отдых. Как вы любите отдыхать?
(Ответы детей: читать книги; смотреть телевизионные передачи, мультфильмы, театральные постановки; гулять в парке, в лесу; играть; заниматься каким – то любимым делом)
Воспитатель: Вот давайте воспользуемся этим правом и поиграем.
(Проводится подвижная игра «Бездомный заяц».Цели: упражнение в кратковременном быстром беге и беге с увёртыванием; развитие быстроты реакции.
Правила : Из числа играющих выбираются «охотник» и «бездомный заяц». Остальные дети – зайцы располагаются в домиках (положенных на пол обручах). Бездомный заяц убегает от охотника. Спастись заяц может, забежав в чей-то домик, но тогда заяц, стоявший в кружке, становится бездомным зайцем и должен сейчас же бежать. Через 2-3 минуты воспитатель меняет охотника.)
Воспитатель: Ну вот мы и поиграли, и отдохнули, и вспомнили ваши права.
(Дети читают стихотворение Ирины Меньшиковой)
1 ребёнок: Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
2 ребёнок: Не травите детство спором,
Не нудите разговором,
Не давите злом и страхом,
Не бросайте слов с размаху.
3 ребёнок: Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите,
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
4 ребёнок: Развивая детский разум,
Не влезайте в дебри сразу.
Детства дни не торопите,
Детству солнце подарите.
5 ребёнок: Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться,
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться.
6 ребёнок: Дайте детству удержаться,
Дайте верой надышаться,
Дайте в рост ему подняться,
Дайте детству состояться.
Воспитатель: давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили?
(Ответы детей). Что вам понравилось на нашем занятии?
(Ответы детей)
Воспитатель: А я хочу в заключение сказать такие слова:
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок очень веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим-
Он на свете не один!
Ты, малыш,смелей расти,
Желаем светлого пути.
Защитит тебя закон,
«Конвенцией»зовется он.
Каждый им ребенок
Надежно защищен! Батырова Альфира